0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое типтроник в автомобиле

Что такое типтроник в автомобиле

Автомобиль с двигателем внутреннего сгорания обязательно оснащается коробкой передач. Данный узел может иметь механическое переключение (водитель самостоятельно осуществляет перевод узла от ступени к ступени) или автоматическое (переключение скоростей выполняется без участия водителя). Компромиссным вариантом служит коробка типтроник (что это такое, обсудим далее).

Откуда появилась идея

Некоторые автомобилисты знают, что такое типтроник в автомобиле, и даже используют его. Термин «типтроник» был зарегистрирован в конце 80-х годов прошлого века. Такой тип «гибридной» коробки передач оказался результатом совместной разработки двух мощных автомобильных брендов: Porsche и Fiat. На сегодня коробка передач типтроник успешно используется практически каждой автомобильной компанией.

Важно знать, что автомобили с «гибридной» коробкой передач в салоне оснащены лишь двумя педалями: тормоз и газ.

Первые машины с такой трансмиссией появились на дорогах в 90-х годах XX столетия (Порше 911). Инженерам удалось совместить преимущества МКПП с плюсами АКПП аналогично гоночным секвентальным коробкам передач. Это обеспечивало машинам высокую динамику, но при этом оставался контроль как в механической КПП.

Основные принципы работы

Контроль оригинального узла остается за электронным блоком управления. На него возложена роль виртуальной педали сцепления. У водителя имеется возможность самостоятельного переключения рычага в определенную позицию, когда используется ручной режим. Для повышения ступени переключатель выводим вверх, а для понижения – вниз.

Комфортное управление обеспечивается благодаря встроенным планетарным шестерням. Наличие гидротрансформатора позволяет делать жесткие переключения.

Встроенный в автомобиль компьютер самостоятельно определяет, допустимо ли в данный момент ручное управление. Таким образом электроника заботится о повышении эксплуатационного ресурса узла. Осуществляется моментальный расчет текущих показателей:

  • крутящего момента;
  • позиции шестеренок;
  • потенциальной динамики.

В том случае, когда переход в ручной режим грозит возможными проблемами, команда от водителя окажется проигнорированной. Если же для переключения на ручное управление отсутствуют противопоказания, то авто выполнит команду.

Так как работает типтроник чаще всего с пятиступенчатыми агрегатами, то водитель имеет возможность перевода коробки на одну из пяти ступеней. За счет присутствия в КПП планетарных передач все переходы между скоростными режимами происходят максимально плавно, рывки практически отсутствуют или незаметны пассажирам в салоне.

В некоторых автомобилях инженеры автокомпаний устанавливают дополнительный спортивный режим для типтроников. Таким образом удается поднять тягу и частоту вращения мотора до приемлемых значений. Переводить авто в режим «гибридного» переключения скоростей необязательно, ведь водитель может пользоваться такой КПП исключительно в режиме обычного «автомата».

Отличие TIPTRONIC ОТ S-TRONIC

Технологии постоянно усовершенствуются, поэтому компанией Audi разработан более прогрессивный метод управления. Вместо применяемого в ранних моделях гидротрансформатора, специалисты внедрили роботизированную систему.

Немецкий автогигант стремился повысить КПД узла и при этом не забывал об экономичных характеристиках. В результате автовладельцы получили усовершенствованную КПП s-tronic. Такие узлы с экономным расходом топлива теперь устанавливаются практически на все машины, выпускаемые брендом. Прогрессивные авто от Ауди наделены типтрониками с 8 передачами.

Основой для разработки с-троник стала коробка DSG от Volkswagen. Ауди провела адаптацию под машины с полным приводом и переднеприводные авто.

Встречаются универсальные коробки также на BMW или Mitsubishi. Инженеры этих компаний также занимаются усовершенствованием конструкции. Баварские специалисты, например, не стали внедрять робота, а отдали переключение вариатору.

Позитивные и негативные характеристики

Прежде чем приобретать авто с tiptronic, необходимо узнать плюсы и минусы узла. Одним из главных тезисов автомобилистов, используемых машины с таким узлом, является возможность самостоятельного управления динамикой транспорта на проблемных участках дороги.

Плюсом служит то, что система не сбавляет обороты, когда происходит переключение на следующую передачу в отличие от обычного автомата. Часто автомобилисты интересуются, что лучше автомат или типтроник для зимы. Однозначно можно выделить преимущества второго типа КПП, так как имеется возможность стартовать со второй передачи, что позволяет избегать пробуксовок на льду.

В некоторых ситуациях необходимо экстренное торможение двигателем. Наличие типториника в отличие от «автомата» позволяет выполнить такую операцию. Также «гибрид» более приспособлен для передвижения в условиях бездорожья.

Инженеры позаботились о наличии умной защиты от непродуманного ручного переключения передачами. При этом машины с tiptronic считаются более экономичными в отличие от АКПП, что достигается поддержкой оборотов мотора во время переключения скоростей. В «автоматах» же часть КПД в таких ситуациях теряется вместе с топливом.

Полезным является режим kick-down. Он оказывается востребованным для быстрого обгона и резкого набора оборотов. Этот плюс заметен для тех владельцев АКПП, которые убедились в инертности «автоматов» в процессе быстрого набора крутящего момента.

К минусам стоит отнести бо́льшие габариты агрегата, чем упрощенные аналоги. Также отмечается небольшая задержка во время переключения скоростей. Ее интервал в большинстве случаев лимитирован семью миллисекундами.

Машины, в которых присутствует типтроник, дороже классических авто с «автоматом». Однако разница компенсируется экономичностью по расходу топлива.

Как пользоваться типтроником

Использование или неиспользование tiptronic является добровольным решением автомобилиста. КПП можно даже не переключать в режим ручного управления. Рычаг переключателя также как и в АКПП имеет несколько стандартных позиций «D», «N», «R», «P», однако присутствует дополнительная зона справа или слева с пошаговым интервалом от «+» до «—». Переход в режим классического «автомата» осуществляется возвратом положения рычага в первоначальную позицию из зоны «плюс—минус».

Прогрессивные автокомпании выводят ручное управление на мультируль. Для этого он дополняется кнопками «+» и «—».

Пользоваться можно по алгоритму:

  • мотор запускаем без манипуляций с педалями;
  • выжимаем педаль тормоза и переводим рычаг скоростей в зону «плюс—минус» (на индикаторе панели должна высветиться скорость «1»);
  • плавно отпускаем тормоз, после чего можно жать на газ;
  • во время езды достаточно переводить рычаг скоростей вперед/назад в зависимости от дорожной ситуации или кликать кнопками на руле.

Выйти в режим механического переключения можно и во время вождения. Достаточно отвести рычаг в паз и нажать кнопку на руле. Когда коробка длительный период во время вождения включена в режиме типтроника, но не используется, то электроника может ее вернуть самостоятельно в обычный режим «автомата».

Типтроник – что это такое и как им пользоваться

За годы развития автомобилестроения было много попыток совместить механическую и автоматическую КПП. Появились трансмиссии, называемые полуавтоматическими, в которых к ручной коробке пытались добавить элементы автоматической. Современные АКПП с функцией ручного управления имеют свои особенности. Статья посвящена этому виду трансмиссий: в чем их преимущества и недостатки, как пользоваться типтроником. Кроме того, прилагается видео, в котором рассказывается о коробках автомат с функцией ручного переключения скоростей.

Что такое типтроник

Для того чтобы ездить на автомобиле в разных режимах была изобретена трансмиссия. С ее помощью передается крутящий момент от двигателя к колесной группе. На современных авто устанавливаются механические и автоматические коробки. Водители, стремящиеся контролировать свою машину, выбирают механическую КПП, на автоматической предпочитают ездить женщины и новички.

Для того чтобы на автомобилях с АКПП можно было управлять динамикой при торможении, поворотах, ускорении, переключать на пониженную передачу, была добавлена функция типтроник. Всего этого лишена обычная коробка автомат. Многие автолюбители ошибочно считают, что это отдельный агрегат, представляющий собой новую трансмиссию. Но это не так.

Автоматическая коробка передач с типтроником

Сначала система стала применяться для спортивных автомобилей. Понятие типтроник было запатентовано фирмой Porsche, которая выпустила в 1990 году автомобиль с АКПП, имеющей возможность управлять передачами вручную. Со временем этот принцип стали применять в своих машинах другие компании, называя их тач-троник, стептроник, эспатик и др. Система также нашла свое применение в роботизированных коробках и вариаторах. Понятие типтроник стало нарицательным. В настоящее время под этим понятием понимается любая АКПП, которая имеет функцию управления переключением передач вручную.

В обычном режиме действиями автоматической коробки руководит бортовой компьютер. Переход на ручное управление не означает, что можно будет механически переключать передачи путем нажатия на педаль сцепления. Это всего лишь электронная имитация работы МКПП в упрощенном виде, не требующая от водителя специальных навыков и опыта вождения.

Ручка коробки переключения передач

При переходе в режим типтроник компьютер продолжает осуществлять контроль за действиями водителя: в электронном блоке управления (ЭБУ) автомобиля начинает работу специальная программа. Анализируя поступающие команды в зависимости от действий водителя, программа подключает определенные алгоритмы. Если при этом компьютер посчитает, что в данный момент такое переключение опасно для двигателя, она игнорирует поступившую команду.

Читать еще:  Проверяем самочувствие аккумулятора автомобиля разными способами

Как пользоваться

Все автомобили, оснащенные АКПП с типтроником, ничем не отличаются от обычной коробки автомат:

  1. Оснащены двумя педалями – тормоза и акселератора. Педали акселератора и тормоза на авто с АКПП
  2. Имеют те же положения ручки акселератора – «D», «N», «R», «P».

Если эксплуатация машины осуществляется в обычном режиме «D», то все действия контролирует бортовой компьютер, но с помощью типтроника, водитель имеет возможность при необходимости выбрать сам нужную передачу.

Пользоваться типтроником очень просто. Это можно увидеть на видео, размещенном в конце статьи. Осуществляется переключение с помощью рычага выбора диапазонов (РВД), когда он находится в режиме «D». В этот момент ручку следует перевести специальный паз, имеющий обозначения «+» и «-». Для повышения передачи используется «+», а для понижения, соответственно, «-».

Схема использования типтроника

Выключение режима типтроник выполняется обратным перемещением рычага в положение «D». Все перемещения ручки отображаются на дисплее управления.

Некоторые модели автомобилей вместо специальной ниши на РВД оснащены «лепестком», который расположен на рулевом колесе. С его помощью осуществляется ручное управление, путем нажатия кнопок на нем. Для повышения передачи нужно тянуть правый рычажок «+» к рулю, для понижения – левый рычажок «-».

Если водитель продолжительное время не пользуется подрулевыми лепестками, бортовой компьютер сам переводит коробку в режим автомата. Если автомобиль тормозит, то система также автоматически понизит передаточное число. Повторный старт будет происходить лишь на первой передаче. Это удобно на светофорах, так как не нужно постоянно задумываться о переключении скоростей, управляя машиной вручную.

Лепесток типтроника на рулевом колесе

В режиме типтроник компьютер продолжает контролировать действия водителя, отменяя команды, которые способны нанести вред двигателю или коробке. К примеру, если машина остановилась при включенной первой скорости блок управления не даст заглохнуть мотору.

В некоторых автомобилях предусмотрены спортивная и зимняя программы. При использовании спортивной, в режиме типтроник, ЭБУ позволяет водителю держать высокие обороты при каждой передаче. Это дает возможность получить максимальную отзывчивость автомобиля при ускорении и обгонах. Зимняя программа позволяет избежать пробуксовки на скользком дорожном покрытии.

Плюсы и минусы системы

Система типтроник завоевывает все большую популярность. На современных автомобилях почти повсеместно устанавливаются коробки автомат с ручным управлением. Причиной этого являются следующие преимущества системы:

  • Водитель всегда имеет возможность перейти в ручной режим управления в экстренных ситуациях, например, при торможении двигателем, позволяя вручную понизить передачу. Это может помочь избежать заноса на скользкой трассе.
  • Системой удобно пользоваться при обгоне, не давая возможности автомату перейти на более высокую передачу.
  • Если автомобиль оснащен зимним режимом, то система типтроник дает возможность трогаться по скользкой дороге со второй передачи, тем самым позволяя избежать пробуксовки.
  • Хотя автоматические коробки не любят бездорожья, переключаясь в ручной режим управления, можно ездить по неровным дорогам, «сглаживая» некоторые неровности покрытия.
  • Все модели, имеющие типтроник, оснащены встроенной системой защиты, которая следит за ручным переключением и не допускает ситуаций, где возможно повреждение двигателя. На МКПП такая функция отсутствует.
  • Экономнее расход бензина по сравнению с обычной АКПП, хотя в механической коробке бензин расходуется меньше.
  • Оптимальное решение для водителей, кто хочет ездить на машине с автоматом, но иметь возможность ручного управления.
  • Несмотря на дополнительную функцию, стоимость автомобиля не увеличилась.

Коробкам с типтроником присущи недостатки. За счет добавления функции ручного управления увеличились размеры трансмиссии и ее вес. Передачи переключаются с некоторой задержкой. Например, на автомобиле Ауди она составляет 0,1 секунды, а на Порше достигает 0,7 секунды.

Функция типтроник дает дополнительные возможности опытному водителю управлять динамикой автомобиля, при этом сохраняются все преимущества АКПП. Благодаря этому многие противники коробки автомат стали ее приверженцами.

Видео «АКПП с типтроником»

В этом видео рассказывается о коробках автомат, оснащенных функцией ручного управления.

Функция Типтроник (Tiptronic)

Типтроник (Tiptronic) является торговым названием функции (режима) ручного переключения передач, который реализуется в автоматической коробке передач. Помимо потребительских качеств, данная функция позволяет контролировать динамику автомобиля при различных режимах работы двигателя (дополнительное ускорение, торможение двигателем, включение пониженной передачи при повороте и др.), что недоступно для классической АКПП.

Торговая марка Tiptronic зарегистрирована в 1989 году и принадлежит немецкому производителю спортивных автомобилей Porshe. Изначально система была разработана для автоспорта, чтобы обеспечить быстрое переключение передач за счет наименьшей траектории рычага управления.

В настоящее время функция Tiptronic используется на автоматических коробках передач, устанавливаемых на автомобили концерна Volkswagen (VW, Audi, Skoda, Seat, Porshe), а также на роботизированных коробках передач DSG, S-Tronic и вариаторе Multitronic. Аналогичная функция под названием Стептроник (Steptronic) реализуется на автомобилях BMW. Благодаря широкому распространению ручного режима на автоматических коробках передач название Типтроник стало нарицательным.

Многие используют термин «типтроник» для обозначения отдельной конструкции автоматической коробки передач, которая включает функцию ручного переключения передач, что не совсем верно. Типтроник — только функция АКПП.

Режим Tiptronic осуществляется посредством рычага селектора автоматической коробки передач. Для этого в кулисе селектора предусмотрен специальный вырез со знаками «+» и «-». На некоторых моделях автомобилей ручное переключение передач осуществляется с помощью подрулевых переключателей («лепестков»). Выбранная передача транслируется на информационный дисплей.

Функция реализуется с помощью отдельной программы в электронном блоке управления коробкой передач. Работу системы Типтроник обеспечивают переключатели в селекторе коробки передач и переключатели (при наличии) на рулевом колесе.

В селекторе коробки передач может устанавливаться от одного до трех (в зависимости от конструкции) переключателей: один – для включения режима, второй – для переключения на высшую передачу и третий – для переключения на низшую передачу. Сигналы от переключателей передаются в электронный блок управления, где запускается алгоритм программы. Блок управления, в свою очередь, обеспечивает переключение передач.

При нажатии на подрулевые «лепестки» система управления переводит коробку в ручной режим, миную переключение рычага селектора. Если подрулевые переключатели не используются водителем, то по истечении определенного времени система управления самостоятельно переводит коробку в автоматический режим работы.

В вариаторе Multitronic функция Tiptronic осуществляется за счет программирования фиксированных передаточных чисел в вариаторе.

Что такое типтроник в АКПП и как он работает?

Подавляющее большинство автоматических коробок, устанавливаемых на современные легковые авто, имеет режим ручного переключения скоростей под названием Tiptronic. Производителем первых агрегатов, наделенных подобной функцией, стала именитая немецкая компания Porsche, которая и ввела в обиход этот термин. Цель данной публикации – разъяснить малоопытным водителям, что такое типтроник в автомобиле и как он функционирует.

Суть работы режима

Обычная автоматическая коробка переключает передачи самостоятельно. Когда обороты коленчатого вала растут, повышается давление масла в гидротрансформаторе, инициирующем переход на более высокую скорость. При снижении оборотов до определенного уровня процесс идет в обратную сторону. Сместить момент переключения и «раскрутить» мотор до максимума водитель не может.

АКПП с функцией Tiptronic отличается от обычного «автомата» способностью имитировать работу механической коробки. Селектор (он же – рычаг КПП) переводится в режим ручного управления, после чего становится доступным поочередное включение скоростей «вверх» либо «вниз». Педаль сцепления по-прежнему отсутствует.

В различных марках автомобилей ручное управление АКПП реализовано разными способами:

  • с помощью специальных подрулевых переключателей – лепестков;
  • толчками селектора вперед и назад;
  • двухклавишной кнопкой, встроенной в рукоятку селектора.

В результате водитель сам выбирает момент перехода на высшую либо низшую передачу, хотя контроль электроники все равно сохраняется. Блок управления, ориентирующийся по датчикам, не позволит автолюбителю поднять обороты выше критической отметки и в определенный момент переключит скорость автоматически. Аналогичное действие электронная система совершит при снижении частоты вращения коленвала и угрозе остановки двигателя на ходу.

Несколько слов о том, как работает режим типтроник. Когда водитель устанавливает селектор в положение «М» либо переводит ручку в зону со значками «+» и «–», пары шестерен внутри коробки передач меняются с помощью электропривода по команде подрулевых лепестков (или кнопок другого типа). Гидротрансформатор временно отстраняется от управления, но готов включиться в работу по сигналу контроллера.

Читать еще:  Линейка двигателей Лады Ларгус

Справка. Подобными системами оснащаются не только традиционные агрегаты гидромеханического типа, но и другие разновидности автоматических коробок – вариаторы и роботизированные АКПП.

Алгоритм действий водителя

Система ручного управления трансмиссией Tiptronic отличается простотой и рассчитана на автолюбителей всех возрастных категорий. От неправильных действий с селектором узлы и детали коробки защищает электроника. Как надо пользоваться типтроником:

  1. Не трогая педалей автомобиля, запустите мотор.
  2. Нажав тормоз, отпустите «ручник» и поставьте рукоятку в положение «М» (имитация механики), либо переведите селектор в соответствующую зону. На дисплее появится цифра 1, обозначающая включение первой скорости.
  3. Отпустите педаль тормоза, плавно нажмите акселератор и начните движение.
  4. Чтобы в процессе разгона перейти на вторую и последующие передачи, толкните селектор вперед или потяните подрулевой лепесток с обозначением «+». Педаль газа отпускать не нужно.
  5. Действия при замедлении аналогичные, только низшая скорость включается движением рукоятки назад либо переключателем со значком «–». Дисплей постоянно отображает цифру действующей ступени КПП.

Важное дополнение! Коробка передач типтроник и электронная система контроля сконструирована таким образом, что допускает включение ручного режима управления на ходу. Педаль акселератора отпускать не обязательно.

Если в процессе движения автомобиля контроллер блока управления зафиксирует длительное бездействие типтроника, последний будет отключен и коробка перейдет в автоматический режим работы. Электроника перехватывает управление, когда шофер не трогает рычаг селектора в течение 15–30 минут. Точный временной промежуток зависит от конкретной марки и модели авто.

Чем полезна функция Tiptronic?

Чтобы ответить на данный вопрос, стоит разобрать плюсы и минусы коробки скоростей, оснащенной функцией типтроник. Включив режим принудительного управления, автолюбитель получает следующие бонусы:

  • ощущение полного контроля над машиной, как при работе механической КПП;
  • возможность резко ускориться путем ручного переключения на низшую передачу;
  • экономия топлива при движении накатом;
  • торможение двигателем, когда считаете нужным;
  • уверенное буксирование другого автомобиля;
  • преодоление небольших снежных заносов и грязи на машине, не оборудованной блокировками межколесных дифференциалов и системой стабилизации.

Динамичный разгон с «раскручиванием» двигателя до максимальных оборотов иногда требуется для совершения уверенного обгона большегрузных фур, особенно при движении в гору. Силовой агрегат с рабочим объемом до 2 литров, действующий совместно с «автоматом», реагирует на нажатие акселератора не сразу. Зато АКПП типтроник можно принудительно перевести на 1–2 передачи вниз и быстро разогнаться, увеличив обороты.

Поведение автоматической трансмиссии при движении накатом нельзя назвать экономичным – в процессе замедления машины на спуске происходит автоматический переход на низшие ступени и торможение двигателем. Типтроник позволяет принудительно «воткнуть» последнюю передачу и катиться с горы дольше, экономя горючее. И наоборот, водитель может в любой момент задействовать торможение мотором, включив низшую скорость.

Примечание. Система Tiptronic защищена от случайных неправильных переключений. Если вы ошибочно перейдете сразу на 2 ступени вниз или вверх, автоматика исправит ошибку и совершит одно переключение.

Для преодоления заснеженных дорог на обычном легковом авто нередко требуется пробуксовка. Традиционный «автомат» не даст машине буксовать, поскольку начнет переходить на высшие ступени, в результате мотор заглохнет. Коробка типтроник не переключится, пока водитель не тронет селектор или обороты коленчатого вала не достигнут максимума.

Недостатки АКПП, оборудованных типтроником, очевидны: больший вес агрегата, сложность в ремонте и высокая начальная цена. С течением лет последний фактор теряет актуальность благодаря внедрению высокотехнологичных простых решений и снижению себестоимости изделий.

Какая трансмиссия лучше?

В данном случае речь идет о традиционных автоматических коробках по сравнению с АКПП, оснащенными типтроником. Первый вариант однозначно выигрывает в городских условиях с многочисленными пробками и «тянучками», где ручное управление излишне утомляет водителя. Также обычный «автомат» полностью подходит автолюбителям, предпочитающим спокойный стиль езды.

Справка. Конструкцией автоматических КПП многих автомобилей предусмотрена дополнительная функция, актуальная для городских пробок. После включения этого режима машина способна медленно двигаться вместе с потоком при минимальном вмешательстве шофера.

Что лучше выбрать для динамичного стиля передвижения, вопрос не стоит. Здесь однозначно выигрывает система типтроник, дозволяющая набрать более высокие обороты коленчатого вала на каждой передаче. АКПП Tiptronic также рекомендуется для езды по загородным дорогам с любыми покрытиями (кроме грунтовых).

Поскольку практически все новые автомобили, укомплектованные автоматической трансмиссией, наделены функцией типтроник, вопрос выбора больше касается старых и подержанных машин. Подобные авто лучше покупать с обычным «автоматом», который проще и дешевле отремонтировать.

Коробка типтроник в автомобиле

С тех пор как был создан первый типтроник, прошло больше 20 лет, но споры на тему, что лучше, не утихают до сих пор. Обычно все аргументы в спорах сводятся к двум утверждениям.

Любители типтроников заявляют, что необходимо идти в ногу со временем и использовать современные технологии. Приверженцы АКПП, в свою очередь, говорят, что автомат — это уже классика и лучше неё пока ничего не придумали.

В действительности истина лежит где-то посередине, обе технологии имеют свои преимущества. Конечно, коробка передач с типтроником была изобретена гораздо позже, чем автомат, но и она не является панацеей ото всех бед. Мало того, АКПП имеет определённые преимущества, которых у неё не отнять.

Что такое типтроник

Эта технология была впервые применена компанией Porsche. Произошло это в далёком 1990 году. Тогда это была четырёхступенчатая коробка, в которой сочеталось электронное и механическое управление.

Проще говоря, если у вас не было желания утруждать себя переключением передач, всегда можно было переключиться на электронный блок управления, который сделал бы это за вас. В свою очередь, любители острых ощущений имели возможность когда угодно взять управление в свои руки и почувствовать драйв. Именно такие возможности давал типтроник.

Лучше всего назвать типтроник интеллектуальной АКПП, главным достоинством которой является переход с автоматического в ручной режим. Конструкция типтроника состоит из пяти передач. Её функционирование возможно без каких-либо скачков. Современные технологии и правильная настройка блока управления обеспечивают плавное переключение даже при агрессивной езде.

Большую роль в типтрониках нашего времени играет DSP. Это дополнительная система, обеспечивающая лучшее качество езды. Благодаря ей сейчас на всё большее количество автомобилей устанавливают типтроники.

Как работает типтроник

Как уже было сказано выше коробка передач с типтроником может работать в двух режимах: автоматическом и ручном. Тем не менее куда больший интерес вызывает сам принцип сочетания этих двух систем.

Для того чтобы перейти с одной системы управления на другую стоит перевести рычаг в отделение с плюсом и минусом. Дальше всё происходит предельно просто. Лёгкого касания рычага достаточно чтобы повысить или понизить передачу. Вам не нужно использовать сцепление или тягу. Всё происходит автоматически.

Коробка передач с типтроником может иметь несколько специальных режимов. Некоторые из них рассчитаны на езду под определённую местность, другие же заточены под выполнение определённых задач.

Одним из самых популярных режимов в коробках передач типа типтроник уже на протяжении многих лет является спортивная программа или Sport. Переключение в данный режим позволяет намного более эффективно использовать усилие тяги. Как результат оптимизируется работа двигателя.

Сейчас всё чаще на автомобиле устанавливают систему переключения режимов прямо на руль. Одного касания лепестка более чем достаточно, чтобы переключиться. Это очень удобно, особенно когда нужно быстро перейти с одной передачи на другую. В качестве примера можете вспомнить обгон.

Саму функцию типтроника в коробке передач реализует рычаг селектора. Собственно, для этого и существуют прорези, в конце каждой из которых есть пометки плюс и минус. Тем не менее в последнее время особенно на спортивных машинах всё чаще используются подрулевые переключатели, называющиеся по-простому лепестки.

За работу типтроника отвечает программное обеспечение, вшитое в блок управления, оно ещё называется прошивка. В некоторых автомобилях существует возможность перепрошивки системы самим водителем. В других же подобное действие можно сделать только в специализированном сервисном центре.

При работе с переключателями соответствующие действиям водителя сигналы направляются в блок управления. Здесь осуществляется обработка, после чего происходит переключение.

В некоторых системах сигнала от рулевых лепестков достаточно, чтобы коробка передач с типтроником перешла в ручной режим. Мало того, если водитель его не использует, то умная система сама вернётся в автоматическое состояние.

Читать еще:  УАЗ Патриот Дизель Ивеко (2010 г

Сравнение типтроника и автомата

Главное отличие АКПП от типтроника лежит на поверхности. В коробке автомате вы не можете вручную переключать передачи. Само собой, что это основное преимущество типтроника, и основная причина, почему его стали в своё время устанавливать на спортивные машины.

Цена, безусловно, находится на стороне коробки автомата. Но у типтроника есть одно неоспоримое преимущество, благодаря которому профессиональные водители и гонщики предпочитают выбирать именного его это возможность взять управление на себя в критической ситуации.

На наших дорогах есть множество сложных участков, на которых не обойтись без ручного управления. Отличным примером в данном контексте является грунтовая дорога. Она требует крайней внимательности и МКПП.

Коробка передач типтроник легко позволяет трансформировать себя в МКПП. Это даёт огромное преимущество при обгоне. При должном умении вы сможете быстро набрать нужную скорость с минимальными временными затратами.

Ещё одним неоспоримым достоинством коробки передач с типтроником является её поведение зимой. Точнее, те возможности, которые даёт данный тип трансмиссии. Дело в том, что эта трансмиссич даёт возможность автомобилисту при необходимости тормозить двигателем.

Чтобы понять, какие же отличия имеет типтроник в сравнении с автоматической коробкой передач, составим списки сравнения. Итак, автомат имеет следующие достоинства:

  • Он значительно дешевле.
  • Автомат самостоятельно переключает передачи без малейшего участия со стороны водителя.
  • Система полностью автономна.

В свою очередь, типтроник представляет модифицированную АКПП, которая имеет следующие преимущества:

  • Высокая динамика, ничем не уступающая МКПП.
  • Удобство эксплуатации особенно при обгонах.
  • Дополнительные возможности во время маневрирования.

Коробку передач с типтроником в большинстве случаев покупают опытные состоятельные водители, которые умеют отлично водить автомобиль, но при этом ценят комфорт и удобство.

Как ездить на типтронике

Для лучшего понимания рассмотрим коробку передач с типтроником как простую АКПП с возможностью переключения в ручной режим. Такой подход является наиболее правильным, так как само управление ничем особо не отличается за исключением нескольких нюансов.

Начнём с разбора доступных положений. В наличии их всего четыре. Каждое из них предназначено для определённых условий, вот расшифровка:

  • «P» — эта отметка на вашей панели обозначает остановку. Вам нужно выбрать этот режим в том случае, если вы останавливаетесь на парковочном месте или в гараже. Принцип работы режима крайне прост: активируется трансмиссия, которая впоследствии блокирует любое движение авто.
  • «N» — это нейтраль. Данная позиция позволяет рассоединить мотор и колёса. При активации автомобиль просто свободно катится. Обычно применяется при спуске с горки.
  • «R» — автомобиль движется назад.
  • «D» — движение вперёд. Именно этот режим приводит в действие все остальные передачи. Они меняются вместе с ростом скорости.

Когда по умолчанию стоит режим «D» за все действия отвечает блок управления. Типтроник, в свою очередь, позволяет сменить расклад и перейти на ручное управление. К счастью, сам переход является крайне простым и занимает минимум времени.

Для того чтобы переключиться в режим типтроника вам нужно будет воспользоваться рычагом. Для начала выведите РВД в режим «D». После этого рычаг устанавливается в специальный паз. Здесь должны быть обозначения плюса и минуса. Первый применяется при наборе скорости, второй при понижении.

Для того чтобы выйти из режима типтроник достаточно осуществить обратное перемещение рычага. Как только, он станет в положение «D» работа автоматической коробки передач возобновится.

Как уже упоминалось выше, некоторые машины вместо рычага имеют лепестки под рулём. Они созданы специально для того, чтобы переключать передачи. Если потяните за лепесток с обозначением плюс, перейдёте на одну передачу вверх, минус — вниз. При торможении придаточное число понижается в автоматическом режиме до приемлемого для данного авто уровня.

Итоги

Типтроник представляет собой идеальное сочетание удобства и надёжности. В любой кризисной ситуации или на особенно сложных участках дороги вы можете взять управление на себя посредством перевода рычага в специальную плоскость или с помощью лепестков. Единственный существенный недостаток системы кроется в её стоимости, но комфорт, надёжность и динамика стоят того.

Типтроник

Можно найти много информации о преимуществах различных видов коробок перемены передач. Мы уже писали на нашем сайте Vodi.su о плюсах и минусах механической коробки:

  • уменьшенный расход топлива;
  • простота обслуживания;
  • переключать передачи можно в зависимости от ситуации.

Но в то же время освоить механику значительно сложнее. Автоматическая коробка в свою очередь более простая для обучения, но есть и целый ряд недостатков:

  • ухудшаются динамические характеристики;
  • расходуется больше топлива;
  • ремонт обходится дороже.

Разумным будет предположить, что производители стараются придумать такой тип КПП, которому были бы свойственны все положительные стороны обеих трансмиссий. Такая попытка частично удалась концерну Porsche, где в 1990 году была запатентована собственная технология — Типтроник.

Типтроник — это автоматическая коробка передач с возможностью перехода на ручное переключение скоростей. Переключение с автоматики на ручное управление происходит благодаря переводу селектора из режима «D» в дополнительную Т-образную секцию +/-. То есть, если мы посмотрим на коробку передач, то увидим стандартный паз, на котором отмечены режимы:

  • P (Parking) — парковка;
  • R (Reverse) — задний ход;
  • N (Neutral) — нейтраль;
  • D (Drive) — драйв, режим движения.

А сбоку имеется небольшой аппендикс с отметками плюс, М (Medium) и минус. И в тот самый момент, когда вы переводите рычаг в этот боковой вырез, электронный блок переключает управление с автоматического на ручное и вы можете повышать или понижать передачу по своему усмотрению.

Впервые такая система была установлена на автомобилях Porsche 911, но с тех пор технологию Типтроник начали использовать и другие производители. Такой тип трансмиссии часто называют полуавтоматическим.

Стоит отметить, что название полуавтоматическая КПП по отношению к Типтроник не совсем верно, поскольку водитель только переводит селектор в нужное положение, однако переход на новый режим происходит с некоторым опозданием, потому что все команды сначала поступают на ЭБУ, а он уже в свою очередь воздействует на исполнительные устройства. То есть, в отличие от МКПП, именно электронный блок обеспечивает переключение передач, а не водитель.

На сегодняшний день система Типтроник претерпела значительные модификации. Во многих современных автомобилях вместо дополнительного выреза для селектора применяют подрулевые лепестки. Это очень удобное изобретение, поскольку лепестки находятся непосредственно под рулем и их можно нажимать пальцами. Как только вы нажимаете на лепесток трансмиссия переключается на ручной режим, а на дисплее бортового компьютера отображается текущая передача. Нажимая на плюс или минус, вы можете повышать или понижать передачу.

Данная система полностью автоматизированная, поскольку в том случае, если вы перешли на ручное управление, но некоторое время не передвигали рычаг или не жали на лепестки, снова включается автоматика и переключение передач будет происходить без вашего участия.

Плюсы и минусы Типтроника

По сравнению с обыкновенным автоматом у Типтроника есть целый ряд положительных свойств.

  1. Во-первых, у водителя появляется возможность брать управление в свои руки: можно к примеру тормозить двигателем, что на автомате недоступно.
  2. Во-вторых, в такой трансмиссии реализована программа защиты, которая работает даже при включенном ручном режиме и следит за тем, чтобы действия водителя не повредили двигателю.
  3. В-третьих, такая коробка будет просто незаменима в условиях города, потому что взяв управление на себя, вы сможете действовать адекватно ситуации.

Из минусов можно выделить следующие:

  • Типтроник значительно влияет на стоимость, в бюджетных автомобилях вы его попросту не встретите;
  • сама трансмиссия обладает большими размерами и весом, ее ремонт обходится очень дорого из-за большого количества электроники.

Ну и самая главная проблема — скорость реагирования на действия водителя: переключение передач происходит с задержкой от 0,1 до 0,7 секунд. Конечно, для города это небольшой промежуток, но для скоростных гонок или езды на больших скоростях — существенный. Хотя есть примеры того, как болиды Формула-1, оснащенные КПП с функцией Типтроник, занимали первые места в заездах.

На нашем канале вы можете посмотреть видео из которого узнаете что такое типтроник.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector