0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Не работает вентилятор охлаждения ваз 2112

Не работает вентилятор охлаждения ваз 2112

Лада ВАЗ-2110 (2111, 2112). Не работает (не включается) вентилятор охлаждения радиатора — причины, поиск неисправностей

— перегорел проверьте предохранитель, который отвечает за вентилятор

— неисправен датчик включения вентилятора (ДВВ)

— неисправно реле вентилятора

— неисправен блок предохранителей

— обрыв провода питания

— обрыв дорожки выхода на провод датчика радиатора

— прогорела прокладка под головкой (охлаждающая жидкость не проходит в цилиндр)

Проблемы с вентилятором охлаждения, как правило, возникают у подержанных автомобилей, с приличным пробегом. Проявляется эта поломка по-разному, вентилятор может работать не стабильно, может включаться с опозданием или не включаться вовсе.

Причин, по которым вентилятор не включается может быть довольно много, от банального перегорания предохранителя до более сложных проблем, связанных с неисправностью термостата или проблем с электропроводкой бортовой сети автомобиля.

Если двигатель закипает, но вентилятор при этом так и не включился, то первое, что приходит в голову большинству автомобилистов — проблемы с проводкой вентилятора. Однако, очень часто проводка вообще не причем, а истинная причина кроется именно в термостате. Устройство, призванное контролировать температуру охлаждающей жидкости (ОЖ) может выйти из строя или просто заклинить, после чего ОЖ перестает циркулировать через радиатор, в итоге датчик радиатора не срабатывает, а сам вентилятор не включается.

Затем проверьте предохранитель, который отвечает за вентилятор, если предохранитель перегорел замените его целым.
Если причина не в предохранителе, необходимо проверить непосредственно сам вентилятор. К нему подходят провода питания, нередко от старости они просто рассыпаются или отламываются. Как вариант причина может крыться в штекере, поэтому если с проводкой все нормально, отключаем питание вентилятора и проверяем штекер на предмет неисправности. Подключите питание к вентилятору напрямую, например, от АКБ, если вентилятор никак не отреагирует делаем вывод о том, что вентилятор неисправен.

Проверьте датчик включения вентилятора (ДВВ), расположенный на радиаторе. Для этого необходимо отключить штекера, после чего соединить их между собой, если вентилятор не заработал — ДВВ неисправен и требует замены.

Необходимо соединить провод, идущий на блок предохранителей, непосредственно на массу (как правило, белого цвета с черной полоской). Если после этого вентилятор заработает, можно сделать вывод, что произошел обрыв второго черного провода, постарайтесь найти обрыв, и проверить надежно ли его соединение с массой. После этого соединяем два провода вместе, и смотрим, что будет происходить, если вентилятор включится то проблема была в плохом соединении.

Проверьте реле вентилятора, вполне возможно, что проблема в нем. Для того, чтобы это выяснить достаточно просто заменить его соседним реле, затем соединить провода датчика радиатора между собой, см. выше. Включится вентилятор — проблема заключается в неисправном реле.

Далее необходимо выполнить проверку напряжения, поступает ли оно на вентилятор через блок предохранителей. Для этого берем кусок провода и устанавливаем его в разъемы реле, если вентилятор заработал, причина по которой вентилятор не работает заключается в блоке предохранителей.

Вполне вероятно, что напряжение не поступает на реле вентилятора. Чтобы это проверить, можно воспользоваться «дедовским» способом. Берем лампочку, которая послужит в качестве «контрольки». Если лампочки нет, достаточно просто легонько чиркнуть вторым концом провода по массе, если при этом вы увидите искру, проблем быть не должно, скорее всего причина не в этом. Если же искры не увидите, скорее всего отсутствует напряжение в этом разъеме, то есть имеется обрыв дорожки в блоке предохранителей.

Если при проверке всего вышеперечисленного найти причину, по которой вентилятор радиатора не включается, остается проверить один провод — провод датчика радиатора. Чтобы сделать это, необходимо снять коммутатор, поскольку он не позволяет подобраться к штекерам блока предохранителей. Значит, снимаем с блока предохранителей фишку штекеров, и проверяем провод датчика радиатора на предмет обрыва.

Проверяем следующим образом: подключаем провод к «+» клемме АКБ, второй конец устанавливаем в разъем фишки. Далее снимаем штекер с датчика и подключаем лампочку. Если лампочки нет, делаем «чирк» на массу. Если напряжения нет, скорее всего, этот провод оборван.

Если вентилятор не включается, то причина может быть и вовсе неожиданной, например — прогоревшая прокладка под головкой. Включение не происходит по той причине, что охлаждающая жидкость не поступает в цилиндр, при этом газы из цилиндра проникают в ОЖ, создавая при этом эффект известный как воздушная пробка. Эта пробка препятствует нормальной прокачке ОЖ. Как понять, что у вас прогар? Достаточно заглянуть в расширительный бачок, если во время работы из него то и дело идут пузыри — у вас прогорела прокладка, или имеется трещина в цилиндре.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЕНТИЛЯТОР ОХЛАЖДЕНИЯ РАДИАТОРА НЕ РАБОТАЕТ

Убедиться, что вентилятор охлаждения радиатора вышел из строя и не работает, довольно просто. Для этого необходимо запустить мотор автомобиля и дать некоторое время ему поработать на холостом ходу. Когда на приборной панели будет видно, что температура охлаждающей жидкости подходит к критической зоне, датчик сообщит об этом вентилятору радиатора, чтобы тот включился в работу. В этот момент водитель услышит дополнительный шум из-под капота, а открыв его, увидит, что около радиатора крутится крыльчатка вентилятора. Если температура охлаждающей жидкости дошла до критического значения, а вентилятор охлаждения радиатора не думает включаться, нужно выяснить, почему так происходит. Можно выделить следующие основные причины, из-за которых вентилятор охлаждения радиатора не работает:

Проблемы с электродвигателем. Если электродвигатель вышел из строя, его ротор не будет крутиться, соответственно, крыльчатка не станет вращаться. Проверить работоспособность электродвигателя можно, если напрямую подключить его к аккумуляторной батарее. Для этого потребуется взять два провода, подключить их к двум клеммам аккумулятора и двум выводам электродвигателя. Если вентилятор при прямом подключении «на батарею» не крутится, можно сделать вывод, что требуется замена электродвигателя; Проблемы с датчиком. Если датчик не способен определить температуру охлаждающей жидкости и передать сигнал на включение электродвигателя, его потребуется заменить. Чтобы убедиться в его неработоспособности, нужно отсоединить от него два провода и замкнуть их между собой. Если электромотор начнет раскручивать крыльчатку, это подскажет, что датчик неисправен и требуется его заменить; Отсутствует напряжение. Третьей и наиболее распространенной причиной неработающего вентилятора охлаждения радиатора является отсутствие напряжения в цепи его питания. Если случился обрыв в проводах или вышел из строя предохранитель, цепь будет обесточена. Чтобы убедиться в наличии данной проблемы нужно «прозвонить» провода и проверить предохранители. Если вентилятор охлаждения радиатора не включается, обнаружить причину неисправности довольно просто, достаточно выполнить описанные выше проверки.

ВЕНТИЛЯТОР ОХЛАЖДЕНИЯ РАДИАТОРА НЕ РАБОТАЕТ: КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ АВТОМОБИЛЬ

Если вентилятор охлаждения радиатора вышел из строя, лучше сразу разобраться в чем причина и устранить неисправность. Но проблема может возникнуть внезапно, и водитель должен знать основные правила, как двигаться на автомобиле с отключенным вентилятором, чтобы не произошел перегрев двигателя:

Попробуйте включить принудительную работу вентилятора от аккумулятора; Если вентилятор не работает принудительно, двигаться следует с постоянной скоростью около 60 километров в час или выше, чтобы встречный поток воздуха охлаждал жидкость на радиаторе без помощи вентилятора. Также рекомендуется включить в салоне автомобиля систему отопления, чтобы некоторая часть тепла от охлаждающей жидкости уходила в салоне. Не забывайте, что если охлаждающая жидкость перегревается, лучше остановиться и подождать некоторое время, чтобы она охладилась, чем продолжать движение на автомобиле с риском перегрева двигателя.

Датчик включения вентилятора радиатор на ВАЗ 2110

Многие владельцы отечественной «десятки» сетуют на то, что у них не работает вентилятор охлаждения ВАЗ 2110. Проблема достаточно распространенная, но для ее устранения вовсе не обязательно прибегать к помощи специалистов, платить огромные деньги мастерам автосервисов за поиск и устранение причины неполадки.

Читать еще:  Блоки предохранителей ВАЗ

Все это вполне можно сделать своими руками. Сегодня мы расскажем, как именно это делается.

Конструкция

Схема системы охлаждения

В состав системы охлаждения входит множество компонентов. Среди интересующих нас сегодня, которые могут вызвать неполадки вентилятора радиатора, отметим:

  • Электрический вентилятор. Данный агрегат включается в работу, когда температура охлаждающей жидкости достигает отметки в 100-105 градусов по Цельсию;
  • Датчик включения вентилятора. Он настроен срабатывать именно в диапазоне указанных температур. Располагается датчик на входном патрубке блока цилиндров (маркировка с завода датчика — LS0112);
  • Предохранитель с маркировкой F7. Он находится в монтажном блоке;
  • Реле вентилятор. Этот агрегат вы найдете уже в салоне, под правой панелью передней консоли.

Если на вашем ВАЗ 2110 не работает вентилятор радиатора, причину неисправности следует искать как раз в указанных выше элементах системы. Хотя может иметь место одна ситуация, при которой электрическая схема не имеет никакого отношения к неисправности.

Предохранительный клапан

Зная физику, вы согласитесь, что при нормальном атмосферном давлении, вода, которая входит в состав антифриза, закипает при температуре 100 градусов по Цельсию.

Старое устройство

Чтобы устранить данную проблему, следует заменить крышку расширительного бака. Новый элемент должен поддерживать давление внутри системы выше атмосферного, что позволит сработать законам физики, температуре кипения подняться до 105 градусов по Цельсию и тем самым включить в работу лопасти агрегата.

Неисправности электрической схемы

Если с крышкой бачка все хорошо, проблем с давлением не возникает, тогда причины неисправности охлаждения радиатора следует искать в его электрической схеме.

  1. Поиски начинаются с проверки работоспособности предохранителя с маркировкой F7 . Для этого вам предстоит добраться до монтажного блока. Проверьте качество контактов, наличие следов окисления. Если здесь все хорошо, двигаемся дальше. Если же контакты нарушены, просто зачистите их, либо просто поменяйте предохранитель. Это небольшие финансовые затраты.
  2. Следующим местом проверки будет датчик включения вентилятора ВАЗ 2110. Вам не обязательно ехать на специализированную станцию технического обслуживания, чтобы проверить эффективность работы датчика. Делается это в гаражных условиях:
    1. Прогрейте двигатель своего автомобиля до отметки выше 100 градусов по Цельсию;
    2. Заглушите мотор, после чего опять запустите двигатель в работу;
    3. Поднимите капот и уберите клемму с датчика вентилятора ВАЗ 2110;
    4. Если после снятия элемента вентилятор начал крутиться, тогда агрегат работает исправно, а вот с датчиком возникли проблемы;
    5. Когда на ВАЗ 2110 не включается вентилятор системы охлаждения после отключения клеммы, ситуация обстоит наоборот — вентилятор не работает, а датчик в исправном состоянии.
  3. Электродвигатель. Не исключено, что вентилятор радиатора перестал работать именно из-за неисправного электродвигателя. Если все предыдущие манипуляции не дали результата, придется снимать электромотор. Он может иметь несколько характерных поломок:
    1. Износились щетки коллектора;
    2. Щетки коллектора зависли;
    3. Произошло короткое замыкание на обмотке якоря (это можно определить по характерному неприятному запаху).
  4. Реле. Может просто отказала кнопка включения вентилятора радиатора охлаждения на вашем ВАЗ 2110. В такой ситуации:
    1. Снимается обшивка с правой стороны консоли внутри салона путем откручивания двух саморезов;
    2. Под панелью располагается три реле;
    3. Искомое нами реле обычно находится с краю в ряду по отношению к передней части машины;
    4. Чтобы не рисковать, вооружитесь руководством по эксплуатации и проверьте проводки, которые идут к нашему реле включения;
    5. Для устранения неполадки установите новое, функционирующее и исправное реле хорошего качества.

Постоянно работающий вентилятор

В некоторых ситуациях вентилятор охлаждения может работать без перерыва, вне зависимости от того, холодный двигатель или горячий. В таком случае могут быть различные причины, соответствующие способы проверки неисправности, а также пути решения поломки.

ПричиныДиагностикаКак устранить проблему
Обрыв в датчике температуры охлаждающей жидкости или его цепяхГорит лампа «Check еngine». Датчик и цепи нужно проверить омметромЗаменить датчик
Не размыкаются контакты реле включения электровентилятораПроверить мультимеромЗаменить реле
Неисправен блок управления системы впрыска или его цепи (ЭБУ)Проверить блок на специализированном автосервисеЗаменить прошивку ЭБУ или сам блок
(Карбюратор) Не размыкаются контакты термовыключателя радиатораОтключиь клеммы от выводов термовыключателя. После этого электровентилятор перестанет работатьЗаменить термовыключатель

Инжекторный датчик включения обдувочного устройства

Проверенные и надежные автосервисы смогут провести полноценную компьютерную диагностику системы охлаждения, определить причины неработающего вентилятора охлаждения. Проблема может оказаться намного глобальнее, чем перегоревший предохранитель.

Не бойтесь обращаться к специалистам, даже если вы считаете себя опытным автомехаником, который всегда решал проблемы своего автомобиля самостоятельно. Современное оборудование, профессиональный подход, компьютеризация автосервисов — все это позволяет за короткий срок определить причины неисправностей, на что по вашему дедовскому методу ушло бы несколько дней. У автосервисов тоже есть свои плюсы.

Почему не срабатывает вентилятор охлаждения на ваз 2110, инжектор

Устройство и проверка датчика включения вентилятора ВАЗ 2110

Для поддержания оптимального температурного режима двигателя автомобиля предназначена система охлаждения. Основными ее элементами являются каналы для антифриза в блоке цилиндров, патрубки, термостат, радиатор, а в электрическую часть входят датчик включения вентилятора ВАЗ 2110, температурный датчик и электродвигатель с крыльчаткой для охлаждения радиатора. Позднее выявление дефектов системы охлаждения может привести к перегреву двигателя и дорогостоящему ремонту.

Схемы включения

В инжекторных и карбюраторных двигателях ВАЗ 2110 температурный биметаллический датчик ТМ-108 по-разному используется для управления включением и выключением электродвигателя вентилятора.

У карбюраторных моторов он находится на радиаторе слева по ходу движения. При нагревании резьбовой части, расположенной непосредственно в теплоносителе, биметаллическая пластина изгибается и замыкает контакты. Напряжение от аккумулятора через предохранитель подается на один контакт электродвигателя, второй при срабатывании датчика соединяется с корпусом, приводя крыльчатку в движение.

У инжекторов ВАЗ 2110, ТМ-108 расположен около термостата, сигнал подается на электронный блок управления (ЭБУ). Управляющий сигнал с ЭБУ поступает на реле вентилятора системы охлаждения, которое уже аналогично датчику карбюраторного мотора управляет электродвигателем.

Во всех моторах в блоке цилиндров есть еще один прибор, сигнал которого используется для индикации температуры охлаждающей жидкости на панели в салоне.

Вентилятор не включается

Причин для этого может быть несколько:

  1. Предохранитель. В монтажном блоке может быть неисправен предохранитель F7, номиналом 20 ампер — отвечает за питание цепей электровентилятора и звукового сигнала;
  2. Термостат. Жидкость циркулирует только по малому кругу, радиатор и датчик не нагреваются, соответственно, вентилятор не включается. Проверить можно простым прощупыванием патрубков, подходящие к радиатору должны начать греться после открывания термостата;
  3. Датчик. У ВАЗ 2110 с карбюратором, для проверки замыкаются контакты, при неисправности прибора включится электровентилятор. У инжекторного мотора необходимо отсоединить разъем, при работающих остальных элементах ЭБУ определит разрыв в цепи, выдаст аварийный постоянный сигнал на реле, которое принудительно включит электродвигатель для охлаждения;
  4. Реле вентилятора системы охлаждения у инжекторных двигателей ВАЗ 2110. Отключается датчик, замыкаются силовые контакты на реле, находящемся в дополнительном блоке предохранителей. Если все заработало, то проверяем управляющую обмотку: на одном контакте всегда плюс от главного реле, соединяя второй с корпусом, пытаемся услышать щелчок срабатывания. Но лучше, просто заменить для проверки реле, временно, на заведомо исправное;
  5. Электродвигатель. При проверке отключается разъем, для принудительного включения крыльчатки напряжение подается напрямую с аккумулятора.

Если все элементы исправны, то обрыв надо искать в проводах, поочередно «прозванивая» их. Возможен также плохой контакт с корпусом автомобиля клемм проводов подключения реле и датчика. Наихудшим вариантом будет отказ ЭБУ, при этом сигнал с «ноги» 46 обычно «плавает» и не достигает значений +12 вольт (выключено) и 0 (включено).

Читать еще:  Двигатель ВАЗ 21111 инжекторный 8-ми клапанный 1,5 л

Вентилятор работает постоянно

Это более редкий дефект, он возникает в следующих случаях:

  1. Не размыкаются контакты датчика, горит лампа «Проверь двигатель», у карбюраторных ВАЗ 2110 при отключении разъема, вентилятор выключается;
  2. Оборвались провода к прибору (только у инжектора);
    «Залипло» реле в замкнутом состоянии.
  3. Для устранения неисправности необходима замена отказавшего элемента.

Проверка в домашних условиях

Иногда электродвигатель включается слишком поздно, когда температура антифриза уже высока. Это может быть вызвано неисправностью клапана в крышке радиатора или нештатными параметрами датчика включения. Проверить температуру срабатывания прибора, можно дома, с помощью мультиметра и термометра.

После отключения электрического разъема, датчик выкручивается ключом. Для исключения ожогов, снимать прибор нужно только с холодного двигателя, предварительно слив антифриз. При обратной установке, желательно использовать новую уплотнительную медную шайбу и не прикладывать слишком больших усилий при затяжке.

Температура включения выгравирована на торце, она может быть от 92 до 95 градусов. Для проверки, надо подсоединить мультиметр в режиме измерения сопротивления и погрузить резьбовую часть в емкость с водой.

Нагревая воду и следя за показаниями мультиметра, регистрируем по термометру момент включения, а при остывании температуру выключения. Стандартно это 92 и 87 градусов, при значительных отклонениях, особенно критично позднее срабатывание, прибор требует замены.

Для улучшения охлаждения, возможна установка двойного вентилятора от «Нивы». Существуют две модификации для размещения: после радиатора или перед ним.

На ВАЗ 2110, можно установить с минимальными доработками креплений по месту, любой из вариантов. При параллельном включении электродвигателей, потребляемый ток возрастает до 40 ампер, что требует замены проводки.

Следите за температурой двигателя. Если поздно заметить перегрев, то кроме закипания антифриза и вынужденной остановки возможны и более тяжелые последствия: деформация головки блока цилиндров, заклинивание распределительного вала. При дефектах в работе вентилятора системы охлаждения ВАЗ 2110 неисправности можно диагностировать самостоятельно, проверив термостат, электродвигатель, реле, датчик включения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не включается вентилятор охлаждения ваз 2110 инжектор

Вентилятор радиатора является одним из основных элементов системы охлаждения двигателя. Его роль заключается в принудительном обдуве радиатора при нагревании охлаждающей жидкости до определенной температуры.

Как включается вентилятор

В отличие от карбюраторных, в инжекторных двигателях ВАЗ 2110 включение вентилятора происходит не напрямую от датчика температуры, а через электронный блок управления (ЭБУ). Датчик установлен на выходном патрубке головки блока цилиндров.

Не включается вентилятор охлаждения ваз 2110 инжектор: причины, как проверить

При нагревании охлаждающей жидкости до температуры 100-107 0 С датчик срабатывает и отправляет сигнал на ЭБУ, который его обрабатывает и направляет на реле. Реле замыкает цепь, и подает питание на привод (электрический двигатель) вентилятора через предохранитель.

Причины, по которым вентилятор может не включаться

Учитывая описанный процесс включения, причинами несрабатывания вентилятора могут быть:

  • вышедший из строя датчик температуры;
  • неисправное реле;
  • сгоревший предохранитель;
  • обрыв электрической цепи;
  • неполадки с электроприводом вентилятора.

Кроме этого, на своевременное включение вентилятора может влиять и крышка расширительного бачка. Если она неисправна, и ее клапан не способен удерживать давление выше атмосферного, вода, являющаяся частью охлаждающей жидкости, обязательно закипит при 100 0 С, а датчик, настроенный на более высокую температуру, сработать не успеет.

Порядок проверки схемы включения вентилятора

1. Проверку начинаем с самого простого – определения состояния предохранителя. Ищем его в монтажном блоке, который находится под капотом. Его маркировка – F7.

2. Вынимаем его, и визуально, или с помощью мультиметра проверяем на работоспособность. Если он перегорел, меняем на новый (20 А). Если с ним все в порядке, ставим его на место, и двигаемся дальше.

3. Чтобы не потратить время зря, лучше сразу определиться с работоспособностью электродвигателя вентилятора. Для этого отсоединяем от него провода, и подключаем напрямую к аккумулятору, соблюдая полярность. Если вентилятор «жив», продолжаем искать причину.

4. Переходим к реле вентилятора. Оно расположено в дополнительном монтажном блоке в салоне автомобиля слева от ног переднего пассажира.

5. Там есть три реле. Наше – крайнее левое.

Проверить его самостоятельно вряд ли удастся, лучше где-нибудь взять другое, и поставить его на место проверяемого. Греем мотор до максимальной температуры, наблюдаем за поведением вентилятора. Если результата нет, идем дальше.

Откручиваем и осматриваем крышку расширительного бачка. При малейшем подозрении на негерметичность, выбрасываем ее, и ставим новую.

Далее переходим к самому датчику. Запускаем двигатель, греем его до температуры более 100 0 С, и отсоединяем разъемы от датчика. ЭБУ, контролирующий работу датчика, должен автоматически подать сигнал на реле о принудительном включении вентилятора. Если вентилятор включился – проблема, скорее всего, в датчике. Меняем датчик на новый, и проверяем его работу.

Если же и здесь ничего не вышло, нужно искать обрыв в электрической цепи. Для этого лучше обратиться к специалистам.

Почему не работает вентилятор охлаждения на ВАЗ-2113, 2114, 2115

Вентилятор предназначен для создания искусственного воздушного потока, направленного на радиатор двигателя с целью охлаждения циркулирующей в нем жидкости. При скоростном движении автомобиля особой надобности в нем, конечно, нет, однако на малых скоростях, а также когда автомобиль простаивает с работающим двигателем, без него не обойтись.

Вентилятор радиатора включается по сигналу электронного блока управления на основании данных, полученных с датчика температуры, срабатывающего при нагреве охлаждающей жидкости до 103-1050С. В автомобиле ВАЗ 2114 вентилятор расположен в моторном отсеке с тыльной стороны радиатора.

Причины неисправностей

Вентилятор может не включаться по следующим причинам:

  • неисправен привод (электродвигатель) вентилятора;
  • перегорел предохранитель;
  • вышло из строя реле;
  • обрыв электропроводки;
  • отсутствие контакта в разъеме датчика температуры;
  • неисправен датчик температуры.

Поиск причин

Диагностику неисправности вентилятора следует начинать с него самого. Для этого отключите разъем на вентиляторе и подключите его, соблюдая полярность, напрямую к клеммам аккумулятора. Если он включится, значит, привод исправен, причину нужно искать дальше. Если же вентилятор не заработает, причина именно в нем. Но давайте по порядку.

Вентилятор не включился. Проверяем целостность проводки и состояние контактов на датчике. Если все в порядке, переходим к предохранителю и реле вентилятора. Они расположены под капотом с левой стороны ближе к водителю, в монтажном блоке.

Предохранитель F4 на 20A, идет сдвоенный, на звуковой сигнал и вентилятор охлаждения (очень легко проверить, если нет звукового сигнала и не работает вентилятор, то скорее всего виновник он).

Проверить предохранитель можно обыкновенным автотестером. С реле дело обстоит сложнее. Чтобы убедиться, что дело не в нем, лучше где-нибудь раздобыть на сто процентов рабочее реле и на время установить его в посадочное гнездо для проверки. Если и с ним вентилятор не заработал, идем к датчику.

Если датчик обесточить, контроллер должен запустить вентилятор в аварийном режиме на постоянный обдув. Отключите от него разъем, и включите зажигание. Включение вентилятора будет сигнализировать о том, что датчик вышел из строя и требует замены.

Когда необходимо менять вентилятор

Если причина все же в самом вентиляторе, его можно попытаться отремонтировать. Проблема, обычно, заключается в щетках или подшипниках. Но случается и так, что электродвигатель выходит из строя вследствие замыкания или обрыва в обмотках. В таких случаях лучше не экспериментировать и заменить весь привод.

Категорически запрещается эксплуатировать автомобиль с неработающим вентилятором охлаждения. Перегрев охлаждающей жидкости неминуемо приведет к разрушению резиновых патрубков и шлангов, а также прокладок ГБЦ и клапанной крышки. Кроме этого, высокая температура двигателя может стать причиной разрушения элементов поршневой группы.

Сколько стоит вентилятор охлаждения на ВАЗ 2114

Купить новый вентилятор охлаждения на ВАЗ 2114 можно за 1500-2500 рублей. Работа по замене этой детали на СТО обойдется в 300-400 рублей. Но на это можно и не тратиться. Демонтаж старого и установка нового вентилятора в домашних условиях займет не более 30 минут.

Читать еще:  Замена генератора: снятие и установка

Замена

  • торцевой ключ на 10;
  • торцевой ключ на 8;
  • отвертка с крестовой битой.

  1. Ставим автомобиль на ровной поверхности, обездвиживаем его стояночным тормозом.
  2. Открываем капот, отключаем минусовую клемму.
  3. Ключом на 10 откручиваем крепления корпуса воздушного фильтра.
  4. Отверткой ослабляем хомут воздуховода на датчике расхода воздуха и снимаем гофру.
  5. Откручиваем саморезы, фиксирующие крышку корпуса воздушного фильтра, извлекаем фильтрующий элемент.
  6. Ключом на 8 откручиваем крепление воздухозаборника и демонтируем его.
  7. Ключом на 10, потом на 8 откручиваем гайки крепления кожуха вентилятора по периметру (всего 6 штук).
  8. Отключаем колодку проводов на разъеме вентилятора.
  9. Аккуратно извлекаем кожух вентилятора вместе с приводом.
  10. Ключом на 10 откручиваем 3 болта, удерживающих электродвигатель на кожухе.
  11. Ставим на его место новый.
  12. Устанавливаем конструкцию на место, фиксируем, подключаем разъем.
  13. Дальнейший монтаж производим в обратном порядке.

Заключение

Установив новый вентилятор, запустите двигатель, и дайте ему прогреться до включения вентилятора. Это может занять 3-5 минут. По истечении этого время вентилятор должен включиться. Если это произошло, не глушите двигатель, проверьте, несколько циклов его включения-отключения.

2 Схемы

Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов

Схема подключения вентилятора охлаждения ВАЗ

Приводятся все основные электросхемы и модификации подключения вентилятора охлаждения (ВО) жидкости в автомобилях ВАЗ различных моделей. В чём суть работы ВО? Электрический двигатель с крыльчаткой на валу установлен внутри прямоугольной металлической рамы, при помощи которой он крепится к тыльной стороне радиатора. При подаче напряжения (12 В) на контакты привода он начинает работать, вращая лопасти и создавая направленную струю воздуха, которая, собственно, и охлаждает тосол или антифриз.

Если не работает вентилятор охлаждения, не спешите обращаться в автосервис. Установить причину неисправности можно и самостоятельно. Тем более что для этого совсем не обязательно иметь специальные навыки — просто изучите справочный материал от 2shemi.ru и следуйте инструкциям по его проверке/замене.

Схема включения кулера ВАЗ 2104, 2105 и 2107

  1. вентилятор радиатора
  2. датчик температуры (находится на радиаторе снизу)
  3. монтажный блок
  4. реле зажигания
  5. замок зажигания

А — к контакту «30» генератора.

Электровентилятор охлаждения ВАЗ 2106

  1. датчик включения электродвигателя;
  2. электродвигатель вентилятора;
  3. реле включения электродвигателя;
  4. основной блок предохранителей;
  5. выключатель зажигания;
  6. дополнительный блок предохранителей;
  7. генератор;
  8. аккумуляторная батарея.

Подключение вентилятора 2108, 2109, 21099

До 1998 года выпуска на автомобилях со старым монтажным блоком предохранителей 17.3722 (пальчиковые предохранители) в цепь вентилятора было включено реле 113.3747. После 1998 года такое реле отсутствует.

Так же до 1998 года применялся датчик включения ТМ-108 (температура замыкания его контактов 99±3ºС, размыкания 94±3ºС), после 1998 года ТМ-108-10 с аналогичными температурными диапазонами или его аналоги разных производителей. Датчик ТМ-108 работает только в паре с реле, усиленный под большой ток ТМ-108-10 может работать как с реле, так и без него.

Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 17.3722

  1. Электродвигатель вентилятора
  2. Датчик включения электродвигателя
  3. Монтажный блок
  4. Выключатель зажигания

К9 — Реле включения электродвигателя вентилятора. А — К выводу “30” генератора

Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 2114-3722010-60

  1. Электродвигатель вентилятора
  2. Датчик 66.3710 включения электродвигателя
  3. Монтажный блок

А — К выводу “30” генератора

Схема включения ВО ВАЗ 2110

Схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2110 на карбюраторных и инжекторных автомобилях отличается. На автомобилях с карбюраторным двигателем, для этого используется термобиметаллический датчик ТМ-108, а на автомобилях с инжекторным двигателем управление осуществляет контроллер.

Схема на 2113, 2114, 2115 инжектор и карбюратор

Где находится реле вентилятора

4 – реле электровентилятора;
5 – реле электробензонасоса;
6 – главное реле (реле зажигания).

Внимание: порядок следования реле и предохранителей может быть произвольным, ориентируемся по цвету проводов. Поэтому находим реле от которого отходят тонкий розовый с черной полосой провод, идущий от главного реле (контакт 85*)(не путать с тонким, красным с черной полосой проводом, идущим от контроллера) и толстый силовой белый с черной полосой провод (контакт 87) (белый и розовый нужные нам провода), это и есть реле вентилятора.

Если вентилятор охлаждения не работает

Для привода вентилятора устанавливается электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов МЭ-272 или аналогичные ему. Технические данные электровентилятора и датчика включения вентилятора:

  • Номинальная частота вращения вала электродвигателя с крыльчаткой, 2500 – 2800 об/мин.
  • Потребляемая сила тока электродвигателя, 14 А
  • Температура замыкания контактов датчика, 82±2 град.
  • Температура размыкания контактов датчика, 87±2 град.

Вентилятор системы охлаждения может не включаться из-за:

  • неисправности электропривода;
  • перегоревшего предохранителя;
  • неисправного термостата;
  • вышедшего из строя термодатчика включения кулера;
  • неисправного реле ВО;
  • обрыва электропроводки;
  • неисправной пробки расширительного бачка.

Для проверки самого электродвигателя вентилятора VAZ подаем на его выводы напряжение 12 В от аккумуляторной батареи – исправный мотор заработает. Если причина неполадки в вентиляторе, его можно попытаться отремонтировать. Проблема, обычно, заключается в щетках или подшипниках. Но случается что электродвигатель выходит из строя вследствие замыкания или обрыва в обмотках. В таких случаях лучше заменить весь привод.

Предохранитель ВО находится в монтажном блоке моторного отсека автомобиля и имеет обозначение F7 (20 А). Проверка производится с помощью автомобильного тестера, включенного в режиме пробника.

  1. В автомобиле с карбюраторным мотором необходимо проверить датчик — включить зажигание и замкнуть между собой два провода, идущие к датчику. Вентилятор должен включиться. Если этого не произошло, проблема точно не в датчике.
  2. Для инжекторных авто необходимо прогреть мотор до рабочей температуры, и рассоединить разъем датчика, отключив его от бортовой сети машины. В этом случае контроллер обязан запустить вентилятор в аварийном режиме. Электронный блок воспринимает это как сбой в системе охлаждения, и заставляет работать привод вентилятора в постоянном режиме. Если привод запустился – датчик неисправен.

Замена электровентилятора в авто

  1. Ставим автомобиль на ровной поверхности, обездвиживаем его стояночным тормозом.
  2. Открываем капот, отключаем минусовую клемму.
  3. Ключом на 10 откручиваем крепления корпуса воздушного фильтра.
  4. Отверткой ослабляем хомут воздуховода на датчике расхода воздуха и снимаем гофру.
  5. Откручиваем саморезы, фиксирующие крышку корпуса воздушного фильтра, извлекаем фильтрующий элемент.
  6. Ключом на 8 откручиваем крепление воздухозаборника и демонтируем его.
  7. Ключом на 10, потом на 8 откручиваем гайки крепления кожуха вентилятора по периметру (всего 6 штук).
  8. Отключаем колодку проводов на разъеме вентилятора.
  9. Аккуратно извлекаем кожух вентилятора вместе с приводом.
  10. Ключом на 10 откручиваем 3 болта, удерживающих электродвигатель на кожухе.
  11. Ставим на его место новый.
  12. Устанавливаем конструкцию на место, фиксируем, подключаем разъем.
  13. Дальнейший монтаж производим в обратном порядке.

Модернизация схемы управления

Вентилятор охлаждения на десятке включается при тепературе 100-105°C, тогда как нормальной рабочей
температурой двигателя является 85-90°С, получается вентилятор включается при перегреве двигателя, что естественно сказывается негативно.

Эту проблему можно решить двумя способами: настроить температуру включения в «мозгах» или сделать кнопку. Мы остановимся на втором. Включение вентилятора с кнопки очень удобно: попал в затор — включил, выехал — выключил, и никого перегрева.

В салоне была установлена кнопка выбора режима работы вентилятора (отключен постоянно, включен постоянно, включение автоматически посредством датчика) — этот «тюнинг» не является обязательным, но будет очень полезным дополнением.

На контактах реле 87, 30, на проводе от аккумулятора к предохранителю и массе вентилятора будет большой ток и по этому там обязательно используем провода, сечением не менее 2 мм иначе более тонкий провод не выдержит и сгорит.

Видео — подключение и проверка ВО

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector