0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как работает крышка расширительного бачка

Крышка расширительного бачка. Как работает, основные принципы

Если честно никто из нас не придает никакого серьезного значения этому устройству. Ну крышка – что с нее взять — она годна только для того чтобы не выплескивалась охлаждающая жидкость наружу! Так думают процентов 90 автомобилистов. Хотя это в корне не верно, если эта «пробка» на расширительном бачке вашего автомобиля выйдет из строя, как минимум охлаждающая жидкость будет постоянно выплескиваться, а как максимум это может спровоцировать ряд неприятных поломок. Так что нужно знать – как работает и основные принципы ее устройства. Как вы догадались, сегодня буду про это рассказывать …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Задача крышки бачка
  • Устройство, принцип работы крышки бачка
  • Признаки неисправности крышки расширительного бачка
  • Как самому проверить работу?
  • ВИДЕО ВЕРСИЯ

Для начала небольшое определение

Крышка бачка – это запирающий элемент, который имеет в своем строении два клапана, высокого и низкого давления. Этот элемент уберегает систему охлаждения (СО) автомобиля от повреждений, а также нормализирует работу.

По сути, крышкой или пробкой назвать – язык не поворачивается, я бы сказал так – это датчик регулировки давления, только с пробкой сверху!

Задача крышки бачка

Как известно при прогреве двигателя, нагревается и охлаждающая жидкость – она расширяется. Соответственно при этом создается повышенное давление, которое больше атмосферного, это закономерно. Нужно отметить что несильно повышенное давление в СО, это и не плохо, и не хорошо, двигателю по большому счету – все равно! Главное чтобы его хватало для функционирования системы. Также она должна быть герметичной.

Если хотите — это можно сравнить с котлом отопления дома. Котел – это двигатель, патрубки – это трубы, расширительный бачок есть и там и там.

Чем больше нагревается тосол или антифриз, чем больше возникает давление в системе. Нужно отметить — что многие старые агрегаты работают при температурах 90 – 95 градусов. А вот современные движки имеют большие показатели, так не редкость работа при 100 – 110 градусах Цельсия, например мой AVEO это высокотемпературный мотор, его нормальный показатель около 115 градусов. Как вы понимаете это средние показатели, но в пиках они могут достигать еще больших значений в 120 – 125. Охлаждающая жидкость при таких температурах может увеличиться на 20 иногда даже на 25% — вот вам и избыточное давление.

Для того чтобы не разорвало трубки, радиаторы, патрубки и собственно сам расширительный бачок был придуман специальный клапан, который и находится в крышке.

Нормальное давление в различных системах, на прогретых двигателях должно быть в пределах от 1,1 до 1,5 (бар) атмосфер. Больше уже опасно.

Как раз если давление поднимается намного выше, система охлаждения может повредиться, говоря простым языком, просто разорвет все ваши шланги или чего еще хуже радиаторы.

Тут то и вступает в игру крышка расширительного бачка, она «стравливает» излишнее давление, доводя его до нормы скажем в 1,1 атмосферы. Таким образом, все ваши патрубки и шланги остаются невредимыми.

Низкое давление также опасно!

Вот представьте – ездили вы зимой по делам, а дальше поставили машину на прикол (на стоянку ночевать), антифриз начнет остывать и уменьшаться в размерах, то есть «оседать вниз». И давление также начнет падать (ведь излишки его скинул клапан и закрылся), таким образом, понижение давления начнет создавать несильный вакуум. Шланги и патрубки будут сжиматься внутрь – что также нехорошо.

Опять же крышка расширительного бачка начинает работать, у нее есть еще и клапан пониженного давления, то есть если начинает создаваться вакуум, тогда происходит открытие и пополнение воздухом системы. Шланги расширяются – до нормального уровня.

Таким образом, крышка расширительного бачка – работает и в одну (высокое давление) строну и в другую (низкое). Это очень умный и очень нужный элемент системы, не смотря на всю простоту.

Очень часто уберегает в первую очередь радиаторы от повреждения (ведь они на иномарках дорогие).

Устройство, принцип работы крышки бачка

Как я уже указывал сверху, задача крышки удерживать давление до определенного предела. Становится понятно, что она должна потно прилегать к бачку и не давать давлению стравливаться, до определенного предела – в 1,1 – 1,5 атмосфер.

Крышка сама практически ничего не держит, она нужна только для прижатия клапана высокого – низкого давления, который погружается в горловину расширительного бачка.

Как правило, на корпусе клапана стоят одна — две герметизирующих прокладки, которые и выполняют роль, своеобразных сальников. Во многих иномарках клапан один, он же и впускной и выпускной, то есть может стравливать и нагнетать давление.

Стоит отметить на многих отечественных ВАЗ, крышка устроена по-другому, здесь стоят физически два клапана, один как вы догадались работает только для стравливания давления, другой чтобы его нагнетать (нормализировать) до нормального.

Эти клапана получили названия:

  • Предохранительный – от высоких показателей
  • Вакуумный – от низких значений

Но пока давление в системе нормальное и тот и другой закрыты – не работают, это норма! Однако зачастую происходит поломка крышки, определить простому автомобилисту (причем начинающему очень сложно), хотя это влечет за собой достаточно дорогостоящие поломки. Сейчас пару слов о признаках, такой не исправности.

Признаки неисправности крышки расширительного бачка

Зачастую выходит из строя клапан высокого давления, он просто начинает скидывать антифриз при нормальном показателе, либо вообще его не скидывает.

  • При скидывании нормального давления (при прогретом двигателе), происходит выплеск антифриза или тосола и соответственно его понижение. Зачастую может валить пар из под капота, потому как жидкость попадает на раскаленный выпускной коллектор. Причем температура двигателя не в красной зоне, то есть она рабочая – значит 90% крышка.

  • При выходе из строя вакуумного клапана, будут проявляться совершенно другие признаки. Так зачастую возникают воздушные пробки в системе – приводит это к следующему, двигатель перегревается, а из печки идет холодный воздух.

Если честно причин может быть масса, так например еще один из признаков — это когда разрывает трубки или срывает хомуты. ДА и сам бачок может лопнуть – это говорит, что клапан высокого давления не скидывает «излишки» и оно начинает превышать 1,5 атмосферы, может кстати повредить и сами радиаторы, напомню их два основной и печки (в салоне).

Так что если у вас начали «сопливиться», соединительные хомуты или другие соединения, выбивает часто шланги – меняйте крышку.

Как самому проверить работу?

Если честно, то это немного проблематично, клапану – крышке нужно создать или повышенное давление, или пониженное.

Однако для начала нужно осмотреть ее визуально, если заметили трещины, потертости, разрыв уплотнительных прокладок, или прочие механические повреждения – то это скорее всего крышка. Также от времени могут прийти в негодность и внутренние элементы клапана, некоторые производители рекомендуют менять эти пробки каждые два — три года, тогда и проблем не будет.

Теперь несколько простых способов определения неисправности:

  • Запустите двигатель, прогрейте его, затем аккуратно начинайте откручивать крышку, если произойдет «пшик», значит она держит свои «атмосферы», скорее всего рабочая.
  • Смотрим на толстые шланги, если они сильно деформированы, как бы сдавлены, то не работает вакуумный клапан – крышка под замену.
  • Есть еще один способ, но не всегда им можно воспользоваться. Откручиваем крышку с бачка, сильно сдавливаем один из толстых шлангов, затем не отпуская шланг закручиваем крышку – если они примет исходные формы, значит наша пробка рабочая. Если нет – менять. Минус только в том, что на многих современных иномарках сделать это достаточно сложно.

Конечно на многих станциях есть специальные насосы давления, к которым прикручивают крышки с бачка и нагнетают — 1,5 атмосферы, после того как пересекается этот критический показатель, клапан должен открыться, если этого не происходит – значит она неисправна.

В заключении хочется сказать – на многих иномарках крышка при откручивании ломается, внутри бачка остается сам клапан, и никак от туда не выходит. Это говорит о том что вакуум который создался внутри не дает ей выходить! Нужна замена, не потому что она сломалась, а потому что клапан – «сдох».

Вот так вот статья получилась, для тех кто лениться, смотрим видео версию.

НА этом заканчиваю, думаю было интересно, читайте наш АВТОБЛОГ.

(32 голосов, средний: 4,75 из 5)

Похожие новости

Можно ли залить воду в систему охлаждения двигателя. Летом или з.

Антифриз или Тосол что лучше. Использовать — залить в ради.

Защитная сетка на решетку радиатора. Ставить или нет?

С какой силой следует закручивать крышку на расширительном бачке?

Чтобы автомобиль прослужил долго, важно поддерживать все его системы в надлежащем состоянии.

Многое зависит от системы охлаждения, а точнее от ее правильной работы. Одним из факторов, который влияет на качество работы охлаждения, является закрученная крышка расширительного бачка. Важно ее закрутить достаточно сильно, чтобы избежать возможности утечки антифриза.

Читать еще:  Двигатель плохо заводится: причины и решение проблемы

Многие автомобили охлаждают мотор жидкой системой, в которой циркулирует жидкость по двум кругам, малому и большому, в зависимости от температуры мотора. В радиаторе жидкость проходит через каналы с сотами, в которых охлаждается достаточно быстро. Так получается сохранять нужную температуру для работы двигателя не навредив ему.

Одним из важных компонентов системы является расширительный бачок. Он крайне важен, ведь он сдерживает давление, которое получается от расширения антифриза. Для правильного функционирования важно следить за уровнем жидкости, чтобы поддерживать систему в рабочем состоянии. Если жидкости будет мало, то это приведет к взрыву радиатора и поломке мотора, а если наоборот, много, то повышенное давление может также разорвать бачок и радиатор. Давление в системе регулируется благодаря клапану на крышке, который выпускает излишки наружу.

Но все же, как правильнее закручивать крышку? Единого мнения по этому поводу нет. Некоторые автопроизводители специально делают на крышке своеобразные «стопы», которые не позволят сильно туго затянуть крышку, и оставят ее на необходимом уровне.

Закручивать такие крышки нужно так, чтобы сработало то самое ограничение, которое как раз показывает правильную степень затяжки. Но это касается больше новых иномарок. Что же делать любителям отечественного производителя? Здесь наверно лучше не закручивать максимально туго, чтобы не повредить всю систему чрезмерным уровнем давления.

Но, так как на наших авто могут стоять некачественные запчасти, клапаны на крышках могут выходить из строя очень быстро и не стравливать давление как нужно. Поэтому вероятность поломки здесь возрастает в разы. Очень часто можно видеть случаи, когда бачки разрываются из-за лишнего давления, так же может повредиться радиатор, что также плохо скажется на автомобиле и кошельке. Чтобы хоть как-то продлить работу агрегата, нужно не дотягивать резьбу, так давление будет дополнительно выходить из системы помимо клапана.

В заключении можно сказать, что иностранные автомобили требуют плотного закрытия крышки расширительного бачка, ведь давление, которое будет появляться в системе, будет правильно стравливаться через клапан. Также многое говорит о качестве клапана, можно с уверенностью сказать, что он не сломается спустя несколько месяцев работы. Но, увы, нельзя сказать того же про отечественные автомобили. Проблемы в работе системы охлаждения встречаются достаточно часто, так как клапан или неправильно работает или быстро ломается. Поэтому, когда крышка закручена не до конца, у давления есть возможность снижаться самостоятельно через зазор.

Крышка расширительного бачка Рено Логан

Немного информации по крышке расширительного бачка системы охлаждения двигателя k7j (1,4 л) и k7m (1,6 л) автомобиля Рено Логан первого поколения.

Если двигатель автомобиля Рено Логан начал постоянно перегреваться (при нормальном уровне ОЖ) в первую очередь следует обратить внимание на крышку его расширительного бачка системы охлаждения.

Крышка на расширительном бачке системы охлаждения двигателя k7j автомобиля Рено Логан

Крышка расширительного бачка Рено Логан

Для чего нужна крышка расширительного бачка в системе охлаждения двигателя?

Крышка на расширительном бачке системы охлаждения двигателей k7j (1,4 л) и k7m (1,6 л) автомобиля Рено Логан нужна не только для того что бы закрывать этот бачок, предотвращать выплескивание и испарение охлаждающей жидкости (ОЖ). Она выполняет функцию регулятора давления в системе без которого та не может работать в требуемом температурном режиме.

Устройство крышки

Крышка расширительного бачка состоит из пластмассового корпуса и двух встроенных в нее клапанов (они выполнены единым блоком). Впускного и выпускного.

Как работает крышка расширительного бачка?

Выпускной клапан крышки расширительного бачка поддерживает давление в системе выше атмосферного, что позволяет поднять температуру закипания охлаждающей жидкости и предотвратить возникновение в ней интенсивного парообразования. Он открывается на прогретом до предельной температуры двигателе только при давлении в системе выше 140±10 кПа или 1,4±0,1 кгс/см² и выпускает пар из системы охлаждения (стравливает избыточное давление).

Впускной открывается на остывающем двигателе (давление в системе ниже 10 кПа или 0,1 кгс/см²) и запускает в систему охлаждения воздух, выравнивая давление с атмосферным (компенсируется разрежение). Таким способом в системе охлаждения поддерживается оптимальное давление на разных режимах работы двигателя, что сохраняет его температурный режим в нужных рамках.

Неисправности крышки расширительного бачка Рено Логан

Заклинивание выпускного клапана в закрытом положении

При заклинившем в закрытом положении выпускном клапане крышки расширительного бачка двигатель начинает перегреваться. Давление в системе охлаждения по мере его прогрева растет. Антифриз закипает, вентилятор на радиаторе не успевает охлаждать ОЖ. На указателе температуры ОЖ в щитке приборов больше четырех кубиков. Двигатель перегревается, возможно закипание ОЖ. Длительный перегрев двигателя опасен как минимум появлением течи охлаждающей жидкости под уплотнения и (или) срывом шлангов системы охлаждения, как максимум залеганием поршневых колец, деформацией головки блока, попаданию охлаждающей жидкости в масло, что приводит к его капитальному ремонту.

Заклинивание впускного клапана в открытом положении

Начинается подсасывание воздуха в систему охлаждения через открытый клапан для выравнивания давления в системе и атмосферного (вакуумный эффект). Система завоздушивается, что снижает эффективность работы «печки» и самой системы. Воздушные пробки нарушают нормальную циркуляцию охлаждающей жидкости, что опять же может привести к перегреву двигателя.

Применяемость крышки расширительного бачка в системе охлаждения двигателей k7j (1,4 л) и k7m (1,6 л) автомобиля Рено Логан первого поколения

На Рено Логан первого поколения применяется крышка расширительного бачка системы охлаждения двигателя Renault 8200048024 или ее аналоги разных производителей. Например, Gates RC223 или Febi 22085.

Примечания и дополнения

К перегреву двигателя k7j (1,4 л) и k7m (1,6 л) автомобиля Рено Логан первого поколения могут привести еще несколько неисправностей. Например, заклинивший в закрытом положении клапан термостата, засорение радиатора или наличие воздушной пробки в системе охлаждения. Эти моменты следует учитывать при самостоятельной диагностике неисправности.

Нельзя откручивать и снимать крышку расширительного бачка на прогретом двигателе. Находящаяся в системе под давлением охлаждающая жидкость выстрелит «гейзером» и может причинить вред здоровью.

Система охлаждения двигателя k7j (1,4 л) и k7m (1,6 л) автомобиля Рено Логан герметичная с принудительной циркуляцией. Начало открытия клапана термостата 89 градусов, полное открытие при 95±2 гр (рабочая температура двигателя). Объем охлаждающей жидкости в системе 5,45 л.

TWOKARBURATORS VK -Еще информация по теме в нашей группе ВКонтакте

Крышка расширительного бачка ВАЗ — как проверить и доработать?

Такая маленькая деталь, как крышка расширительного бачка, к сожалению, почти всегда вызывает меньше всего подозрений при возникновении какой-либо неисправности системы охлаждения. Крышка расширительного бачка играет далеко не последнюю роль в охлаждении двигателя. Ее конструкция позволяет регулировать давление в системе охлаждения и поддерживать правильную температуру. Ее неисправность может привести к утечке охлаждающей жидкости или какой-либо поломке двигателя.

Какие функции выполняет крышка расширительного бачка?

Если разобраться в работе системы охлаждения, то можно увидеть, что в процессе ее работы, внутри создается определенное давление. Дело в том, что при нагревании любая жидкость расширяется, что и создает давление внутри системы.

Ни один автомобильный производитель не борется с этой проблемой. Дело в том, что давление позволяет повысить температуру кипения охлаждающей жидкости, а значит, уменьшить риск ее утечки вследствие закипания.

Разность давлений внутри системы и в обычной атмосферной среде заключается в герметичности системы, куда расширяющейся жидкости деться просто некуда. Однако есть обратная сторона медали. Повышенное давление может разорвать бачок или патрубки системы охлаждения. Что приведет к мгновенному перегреву двигателя и выходу его из строя. Чтобы этого не случилось, избыточное давление системы охлаждения необходимо периодически сбрасывать. Именно для этих целей была разработана крышка расширительного бачка.

Устройство и принцип работы крышки

Для обеспечения требуемого давления, любая крышка расширительного бачка должна создавать герметично закрытую систему. Для сброса избыточного давления в ней предусмотрен специальный клапан, который открывается при повышении давления выше номинального значения. Как только давление будет сброшено, клапан закрывается и цикл повторяется до остановки двигателя.

После остановки мотора клапан сброса закрывается и открывается впускной клапан. Дело в том, что в процессе остывания, жидкость начинает снова сужаться, а значит и давление внутри системы должно прийти в норму. Для этого впускной клапан засасывает воздух и заполняет им пространство, которое было освобождено водой или антифризом. Таким образом, давление внутри системы охлаждения нормализуется и становится соответствующим атмосферному давлению.

Неисправности крышек бачка и их последствия

Негерметичная крышка расширительного бачка может стать причиной дополнительного и «не нужного» подсоса воздуха в систему. Дело в том, что если давление внутри системы станет соответствовать атмосферному, то жидкость начнет закипать при тех значениях температуры, при которых это должно происходить. Таким образом, произойдет утечка охлаждающей жидкости и последующий перегрев мотора. Последний может запросто выйти из строя.

Читать еще:  Замена стартера ВАЗ 2106

Другая сторона проблемы – это образование воздушной пробки. Воздушная пробка передвигается наравне с охлаждающей жидкостью и мешает ей выполнять свои функции. Жидкость греется и закипает, что приводит к ее утечке, а зимой из-за воздушной пробки возможна плохая работа радиатора отопителя салона.

Самое страшное – когда крышка герметично закрыта, но перестала отдавать давление в атмосферу. При увеличении давления, ОЖ начинает выталкивать через соединения патрубков и прочие «дырки в системы». В лучшем случае все обойдется и вам придется лишь поменять крышку. В худшем – может запросто разорвать расширительный бачок и тогда ремонт обойдется намного дороже.

Видео — Течет крышка, что делать?

Как проверить крышку расширительного бачка

Перед выполнением диагностики неисправностей крышки расширительного бачка, необходимо вначале убедиться в отсутствии на ней видимых механических повреждений. Таковыми могут являться трещины, царапины или сильный износ. Кроме того, недопустимы на ее поверхности или с внутренней стороны всевозможные грязь, пыль и прочие инородные частицы. Лишь только после этого, можно производить диагностику неисправностей клапанов.

Пока двигатель работает выкрутите крышку. Если будет слышен шипящий звук – значит, клапан удерживает давление в системе.

Однако замерить это давление невозможно, а у него есть определенные нормы.

Для более детальной проверки можно использовать манометр. Для этого используйте пустой расширительный бачок и закрутите на него крышку. К одному из штуцеров присоедините шланг манометра и закрепите. Все остальные отверстия надежно и герметично закрываются. С помощью компрессора создаем давление внутри системы и выжидаем момента, когда произойдет сброс давления. Полученное явление фиксируем в виде показания манометра и сравниваем с нормируемыми значениями.

Как доработать неисправную крышку бачка на ВАЗ 2109?

Многие владельцы автомобилей ВАЗ 2109 сталкиваются с такой проблемой, как неправильная работа крышки расширительного бачка. Ее клапан либо не может удержать давление, либо попросту не сбрасывает. В этом случае, виновата пружина, жесткость которой завод-изготовитель учел не правильно.

Вначале, крышку необходимо разобрать. Для этого лучше использовать плоскую отвертку и любые плоскогубции. Когда все детали будут на столе, необходимо снизить упругость предохранительной пружины. Для этого число ее витков уменьшается при помощи плоскогубций. Как правило, предохранительный клапан укорачивается на 1 виток, а все остальные на 2. После этого, упругость пружины снижается и крышка расширительного бачка снова готова к работе.

Вот так происходит ее доработка, как вы заметили, данную процедуру можно выполнить без помощи автомехаников и значительно сэкономит деньги на проведении ремонта

Решаем проблемы с крышкой расширительного бачка

Роль системы охлаждения мотора переоценить трудно. При этом считается, что самыми важными частями этой системы являются помпа и радиатор. Но так ли это на самом деле? К примеру, какие тайны скрывает обычная маленькая крышечка на горловине расширительного бачка?

Что такое крышка расширительного бачка

Говоря по правде, мало кто из водителей придаёт большое внимание такой части своей машины, как крышка на расширительном бачке. 90% владельцев авто считает, что крышка выполняет роль запирающего устройства, то есть просто препятствует респлёскиванию охлаждающей жидкости во время движения. Однако это мнение дилетантов.

Крышка бачка действительно является запорным устройством, но это не единственная её функция. Внутри крышки располагаются два клапана, которые стабилизируют показатели давления в системе охлаждения и берегут двигатель от воздействия высоких температур.

Крышка плотно прилегает к краю бачка, засчёт чего создаются условия для полной герметизации системы охлаждения

Устройство и функции

Итак, крышка в своём составе содержит следующие элементы:

корпус, выполненный из твёрдых сплавов пластика;

прорезиненую прокладку, выполняющую роль уплотнителя;

два клапана, один из которых понижает высокое давление в системе, а другой — поднимает, если это необходимо.

В составе крышек разных моделей автомобилей может входить от одной до трёх пружинок

По сути, крышка расширительного бачка представляет собой датчик регулировки давления. Ведь при прогревании мотора повышается и температура охлаждающей жидкости, в связи с чем её объём увеличивается. Чем больше прогревается антифриз или тосол, тем выше давление в системе охлаждения. При пиковых температурах количество охлаждающей жидкости может увеличиться засчёт расширения на 20%. Разумеется, при таких нагрузках может разорваться как сам бачок, так и подходящие к нему патрубки. Чтобы этого не произошло, в крышку бачка встраивается предохранительный клапан, который понемногу стравливает лишнее давление.

Второй клапан носит название вакуумного, так как его основная задача — повышать давление в системе. Он работает преимущественно в зимнее время года, когда автомобиль паркуется на ночь на открытых площадках. За время стоянки охлаждающая жидкость быстро остывает и начинает уменьшаться в объёме. Соответственно, и давление в системе быстро падает. Когда водитель запускает мотор, антифриз не может качественно его охлаждать. Чтобы стабилизировать давление охлаждающей жидкости, в крышку бачка устанавливается вакуумный клапанный механизм.

Если крышка потеряла герметичность, то может вылететь с горловины бачка под действием высокого давления

То есть крышка расширительного бачка на автомобилях работает «в обе стороны» — она может как понижать, так и повышать давление. Несмотря на свою кажущуюся простоту, крышка выполняет работу первостепенной важности и, можно сказать, бережёт шланги и радиатор от повреждений.

Как работает крышка бачка для охлаждающей жидкости

Система охлаждения ДВС полностью герметична. Однако в силу того, что охлаждающая жидкость изготавливается на основе метилового спирта, в процессе нагревания она может увеличиваться в объёме.

Поэтому излишки жидкости, а также сдавленный воздух поступают при нагревании в резервную ёмкость — расширительный бачок. Если воздух в системе сильно сжимается из-за повышения объёма жидкости, то срабатывает выпускной клапан в крышке: он чуть приоткрывается, и излишки воздуха выходят наружу.

Далее, когда машина долгое время стоит, происходит обратная реакция: мотор и жидкость остывают, из-за чего объём тосола резко сокращается. Соответственно, в системе появляются воздушные пробки. Благодаря клапану на впуск эти пробки быстро устраняются из системы.

Клапаны в крышке поддерживают необходимое давление в системе

Как проверить работоспособность клапанов

Самостоятельная проверка крышки расширительного бачка затрудняется тем, что без специального прибора невозможно узнать, есть ли давление в системе или нет. Поэтому в сервисных центрах используют приборы, оснащённые насосом и манометром, которые дают точную оценку работоспособности крышки и каждого клапана в отдельности.

Для диагностики крышки бачка используется специальный прибор, в составе которого насос и манометр

Однако существует простой способ проверки крышки бачка:

На холодном двигателе выкрутить крышку из горловины бачка.

Осмотреть изделие со всех сторон: нет ли трещин, вмятин, сколов, разрывов.

Если механических повреждений нет, то крышку закрутить обратно.

Далее завести двигатель и прогреть его до рабочей температуры.

На заведённом моторе аккуратно открутить крышку.

В определённый момент из-под неё должны вырваться газы — это говорит о том, что клапанный механизм находится в исправном состоянии.

Оценить состояние подключённых шлангов. Если они сильно деформированы, смяты или раздуты, то клапан на понижение давление точно не работает.

При проведении проверки важно потихоньку выполнять открытие крышки, так как охлаждающая жидкость может вырваться из бачка под большим давлением

Выполнив эти простые действия, можно определить, работают ли клапаны на крышке бачка или нет.

Симптомы неисправности

Выход из строя клапана высокого давления обычно сопровождается тем, что из системы начинает выбрасываться охлаждающая жидкость даже при нормальном давлении. Либо же при сильном нагревании антифриза не происходит стравливание давления. Водитель может заметить эту неполадку по клубам пара из-под капота. Во время движения мотор начинает греться, повышается температура и у охлаждающей жидкости. Выбросы антифриза попадают на впускной коллектор, из-за чего тот начинает быстро испарять жидкость.

Если же проблема кроется в вакуумном клапане, то будут наблюдаться совершенно иные признаки неисправности. В патрубках системы охлаждения возникают воздушные пробки, так как клапан не выравнивает давление. Из-за этого в работе мотора могут возникать провалы, так как низкое давление охлаждающей жидкости не позволяет корректно двигаться цилиндрам. При этом первый признак этой неисправности — горячий мотор и холодный воздух из печки одновременно.

Ещё симптомами неисправности крышки расширительного бачка считаются разрывы шлангов или срывание хомутов патрубков. К тому же из-за дестабилизации внутреннего давления могут выйти из строя все соединения шлангов и патрубков системы. Поэтому при первых признаках расширения (вдавливания) шлангов следует сразу же поменять крышку расширительного бачка на автомобиле.

Деформация патрубков — это явный признак неисправности крышки расширительного бачка

Ремонт крышки расширительного бачка своими руками

Ремонтные работы крышки бачка настолько просты, что под силу даже ребёнку. Это связано с тем, что сама конструкция крышки упрощена до минимума. Итак, чтобы отремонтировать крышку и клапаны в ней, необходимо совершить следующие действия:

Выкрутить крышку из горловины бачка.

Читать еще:  Как снять задний тормозной барабан Рено Логан: видео, фото съёмника

Резиновый уплотнитель внутри крышки поддеть плоской отвёрткой и вынуть.

Далее снять пружину.

Под ней стоит маленькое устройство клапана — отвёрткой нужно поддеть и его и вытащить. Рядом располагается второй клапан — он вытаскивается по примеру первого.

После этого вычистить всю грязь, которая скопилась в крышке. Лучше всего использовать обычный мыльный раствор и ватные палочки.

Далее, если клапаны, пружинка и резиновый уплотнитель находятся в нормальном состоянии, последовательно установить их на место.

Крышку закрутить на горловину бачка и проверить герметичность системы после прогрева мотора.

После очистки и установки элементов крышка должна выполнять свои функции в полном объёме

Каковы последствия неисправности крышки

Как уже было сказано выше, крышка на бачке расширения призвана стабилизировать давление охлаждающей жидкости в системе. Соответственно, если не будет работать клапанный механизм, стравливание излишков давления происходить не будет — это грозит разрывом как шлангов, так и радиатора. В редких случаях из-за высокого давления тосола трещину даёт сам бачок.

Низкое давление в системе опасно тем, что образуются воздушные пробки. Из-за них мотор не охлаждается в нужной мере и может закипеть.

Поэтому состояние крышки расширительного бачка нужно периодически проверять. Практика вождения показывает, что смена крышки раз в два или три года полностью исключает возникновение проблем с клапанами.

Водителю любого автомобиля необходимо знать о назначении и функциях такого маленького элемента системы охлаждения, как крышечка расширительного бачка. Шутки с охлаждением двигателя никогда не заканчиваются хорошо, поэтому лучше раз в два года покупать новую крышку, чем проводить установку радиатора или новых патрубков из-за разрывов.

Как проверить крышку расширительного бачка системы охлаждения двигателя?

Крышка расширительного бачка на первый взгляд может казаться весьма простой деталью. Но в реальности без неё невозможна регулировка давления в системе охлаждения двигателя. Неисправность крышки приведёт к перегреву мотора или повреждению одного из компонентов системы охлаждения.

Главная функция пробки бачка

Во время работы силового агрегата в его системе охлаждения растёт давление. Это вызвано нагревом охлаждающей жидкости. Повышенное давление требует постоянной регулировки. Именно для этого и применяется крышка расширительного бачка. Поддержка стабильно высокого давления помогла сместить момент закипания жидкости в системе. При обычном атмосферном давлении вода закипает при температуре 100°C, а антифриз – около 120 °C. Нормальная температура для большинства современных двигателей практически вплотную приблизилась к этим отметкам.

В некоторых ситуациях температура ОЖ стремительно возрастает. Чтобы предотвратить перегрев двигателя и необходимо повышение давления. Это сопровождается ростом температуры кипения жидкости. В связи с этим специалисты пришли к выводу, что для предотвращения кипения жидкости в системе охлаждения двигателя при непродолжительном, но значительном его нагреве, необходимо поддерживать стабильное давление в системе в диапазоне от 1,1 до 1,5 кгс/см 2 . Этого вполне достаточно, так как при более высоком давлении придётся оснащать двигатели более надёжными и прочными компонентами системы охлаждения.

В связи с этим крышка бачка должна поддерживать давление до требуемого значения, после достижения которого она выпускает воздух, находящийся внутри бачка.

Как работает расширительный бачок

Для создания требуемого давления на заведённом двигателе, крышка должна обеспечить герметичность. За снижение давления отвечает предохранительный клапан. Если давление в системе превышает 1,1–1,5 кгс/см 2 , этот клапан должен открыться. После снижения давления до рабочих значений, клапан закрывается.

Также в крышке установлен впускной или вакуумный клапан. Он обеспечивает подачу воздуха в систему охлаждения. После остановки мотора температура охлаждающей жидкости снижается, падает и давление в системе. Объем жидкости в бачке уменьшается, что влечет за собой падение давления в системе. Это приводит к тому, что в расширительном бачке появляется пространство для воздуха. В определенный момент давление в системе становится равным атмосферному давлению воздуха. Если в этот момент температура охлаждающей жидкости будет выше, чем температура воздуха снаружи, её объем продолжит сокращаться.

В результате всего этого создаётся так называемый эффект вакуума или разряжения. Внешний воздух будет давить на компоненты системы. Если одна из деталей системы охлаждения будет негерметичной, воздух окажется внутри неё. Это приводит к появлению воздушной пробки. После запуска двигателя она может попасть в расширительный бачок. Но возможен и вариант появления проблем в нормальной циркуляции жидкости в системе. Иногда это приводит к перегреву двигателя или проблемам в работе системы обогрева.

Воздух может оказаться в системе охлаждения из-за нарушения герметичности патрубков и других деталей. Во избежание этого давление в системе должно быть равным атмосферному, за что и отвечает впускной клапан. Он включается в работу, если разряжение достигает отметки в 0,03–0,1 кгс/см 2 . Этот клапан обеспечивает подачу воздуха, который был выпущен предохранительным клапаном во время нагрева жидкости. Благодаря этому давление в системе не отличается от атмосферного.

Признаки неисправности пробки расширительного бачка

В большинстве случаев водитель уделяет внимание крышке в случае кипения охлаждающей жидкости без серьезных причин. В некоторых случаях жидкость может выбрасываться в подкапотное пространство. Если при этом температура двигателя находится в пределах нормы, виновником обычно является именно пробка бачка.

Ещё одна возможная причина – выход из строя впускного клапана, в результате чего в системе оказался воздух. Он сформировал пробку, наличие которой препятствует правильной циркуляции жидкости.

Последствия неисправности крышки расширительного бачка могут быть крайне неприятными:

  • повреждение патрубков из-за естественного износа или низкого качества детали;
  • разрыв корпуса термостата;
  • течь в основном радиаторе или радиаторе печки;
  • разрыв расширительного бачка.

К таким неприятностям приводит чрезмерно высокое давление в системе охлаждения силового агрегата. Виновником этого является неисправная крышка.

Как проверить крышку расширительного бачка и предотвратить негативные последствия?

  1. На первом этапе проводится обычный осмотр детали на предмет отсутствия механических повреждений. Если вы купили новую крышку, её также надо осматривать, так как нередки случаи заводского брака.
  2. Если внешний вид крышки не вызывает никаких сомнений, проверяем её работоспособность на запущенном двигателе. Крышку надо закрутить и прогреть двигатель до рабочей температуры, после чего медленно начните откручивать её. Вы должны услышать шипящий звук выходящего воздуха. Это признак нормально работающей крышки.
  3. На работающем моторе надо осмотреть толстые патрубки системы охлаждения. В случае неработоспособности крышки они могут быть вдавленными, что является признаком слишком низкого давления в системе.
  4. Ещё один вариант – открутить пробку бачка и сжать один из толстых патрубков. Далее закручиваем крышку и отпускаем патрубок. Если крышка работает правильно – это место должно восстановиться до изначальной формы.
  5. Наиболее результативным методом является использование насоса со встроенным манометром. Также необходимо подготовить пустой расширительный бачок от любого другого автомобиля. Один из его штуцеров надо соединить шланг насоса (без наконечника для ниппеля) и надёжно зафиксировать его хомутом. Другие штуцера бачка необходимо заглушить. После этого бачок надо закрыть пробкой, исправность которой вы проверяете.

Вы можете проверить крышку расширительного бачка прямо на своём автомобиле. Сливать жидкость при этом не нужно. Необходимо отсоединить от бачка верхний патрубок, предназначенный для отвода пара из системы. К штуцеру бачка подсоединяем шланг насоса. Отверстие патрубка необходимо заглушить. Для этого подойдёт болт соответствующего диаметра. Давление будет расти, поэтому поверх болта необходимо надеть на шланг хомут и хорошенько его затянуть, чтобы болт не вылетел в дальнейшем.

Начинаем повышать давление в системе с помощью насоса. В определенный момент вы услышите характерные звуки – щелчок и шипение. Это звук воздуха, который стравливает клапан крышки бачка. Если клапан сработал при давлении около 1,1–1,5 кгс/см 2 , а добавление воздуха лишь усиливает шипение и не приводит к росту давления, впускной клапан полностью исправен. Да и предохранительный клапан отлично справляется со своей функцией.

Купили новую крышку, а она не работает?

Если проверка новой крышки расширительного бачка показала, что один или оба клапана неисправны, деталь можно попробовать доработать. Очень часто с этой проблемой сталкиваются владельцы автомобилей ВАЗ 2110 и 2114. Обычно клапана работают неправильно по причине использования производителем слишком жестких пружин.

Сначала нужно разобрать крышку с помощью плоской отвертки и пассатижей. Во время разборки запоминайте, как именно были установлены все компоненты, так как пружинки могут разлететься в разные стороны. После разборки необходимо уменьшить длину пружин. Большая пружина для клапана сброса давления укорачивается на один виток, а меньшая – на два.

Пружину предохранительного клапана (большую) необходимо укорачивать с учётом того, когда именно сработал клапан во время проверки крышки. В этом деле главное не переусердствовать. А вот со второй пружиной всё намного проще – она должна создавать хотя бы минимальное давление на впускной клапан в момент его закрытия. После доработки крышки все компоненты надо собрать в обратном порядке. Проверку пробки необходимо выполнить повторно, чтобы убедиться в том, что клапана срабатывают своевременно.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector