2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Где работает вечный двигатель

Вечный двигатель

Вечный двигательперпетуум-мобильник») — устройство, которое работает не покладая рук (за неимением). Известно тем, что его конструировали все из первой тысячи самых бездарных инженеров за всю историю.

Первые попытки собрать вечный двигатель относятся к Средневековью. Люди в те века были тёмные и с законами терминатородинамики не были знакомы. Поэтому все созданные в эти времена устройства делились на два типа:

  1. которые нарушали первый закон терминатородинамики (вечные двигатели первого рода),
  2. которые нарушали второй закон (двигатели второго рода).

Михаил Тырышкин- Вечный Двигатель возможен!

Возможен ли вечный двигатель? В самом прямом, буквальном смысле – скорее всего нет. В сиюминутном практическом смысле – думаю что возможен. Судя по публикациям в Интернет — он давно уже изобретён. Созданы опытные модели, правда пока ещё игрушечные.

Большинство противников вечного двигателя ссылаются на Термодинамику. Но именно два наиболее известных и признанных классической наукой примера – а именно птичка, пьющая воду и самозаводящиеся часы работают как раз на разнице температуры, а в следствии этого- на разнице давления. Говорят, что они будут работать пока светит Солнце.

Если кому-то этого мало, то это его проблемы. В человеческом понимании Век равен 100 годам. А те господа от науки, которые набираются наглости заявлять Что может быть, а Чего не может быть Никогда – по моему, куда более неадекватные, чем изобретатели конкретных новых моделей вечного двигателя.

Законы Сохранения Массы, Импульса и т.п., на мой взгляд, наоборот доказывают возможность того, что вечный двигатель существует. Что, когда, откуда и как возникло не знает никто, и никогда не узнает. А вот то, что Это теперь никуда и никогда не исчезнет, вот это и есть доказательства возможности существования вечного двигателя.

Ну а теперь мой вечный двигатель:

Тоже игрушечном, но который по моему мнению можно доказать с помощью Классической Науки. Итак, по порядку. Весы – самые обыкновенные, простейшие. Кстати, единственное техническое устройство, механизм – являющийся Знаком Зодиака. Для простоты и ясности рассуждений достаточно Принципиальной Схемы весов. А.В. – рычаг весов. О точка опоры. Плечо весов А.О.= плечу О.В. Р(1) =Р(2). Р – это Вес 2 шт.

Исходных данных не много. Из практики известно, что абсолютно уравновешенные весы находятся неподвижно в строго горизонтальном положении. Если уже уравновешенные весы взять и принудительно отклонить от Горизонтали, то есть поставить в наклонное положение, то они (весы) правда не очень резко, но что примечательно, сами без посторонней помощи встанут обратно в горизонтальное положение. (Надеюсь что этого доказывать не надо).

У меня по этому поводу возник вопрос – почему весы всегда из любого положения сами возвращаются в горизонтальное положение? Не важно в какую сторону их наклонять – влево, вправо. Другими словами, по какой такой причине Вес Р(1) перетягивает абсолютно равный себе Вес Р(2)? Я, конечно, догадываюсь какой будет ответ у большинства людей – один груз выше, другой ниже- вот по этому.

Некоторые могут заявить о разной Потенциальной Энергии. У меня есть другое, куда более реальное объяснение. Но сначала уточним – что такое Вес. Меня в моё время учили – Вес это действие Гравитации на Массу (массу вещества, Существа и т.д.). Гравитация, всегда действует в одном единственном направлении, условно названым Вертикалью.

Но в нашем конкретном примере вес Р(1) и вес Р(2) на весах А.В. движется не по вертикали, а по другой траектории, по двум наклонным плоскостям. И, забегая не много вперёд, скажу, чтобы проще и легче было соображать – данные наклонные плоскости имеют разный угол наклона относительно вертикали. А что такое разный угол наклона плоскости хорошо понятно из следующего примера.

Допустим бочку весом 100 кг нужно снять из кузова грузовика на землю. Сбрасывать нельзя. В этом случае и нужна наклонная плоскость, потому что по ней можно осторожно скатить бочку вниз. Правда, если эта наклонная плоскость будет пологая. А вот если она будет крутая, то может и не получится.

Один и тот же вес на разных наклонных плоскостях вызывает разное усилие направленное вдоль наклонной плоскости (производная составляющая от веса). Практики со мной точно согласятся. Но вернёмся к весам. В данном конкретном примере Вес Р(1) и Р (2) одновременно стремятся вниз по двум наклонным плоскостям. Вес Р (1) по наклонной плоскости А.А (1), Вес Р (2) по ВВ(2) – на встречу друг другу.

И если наклонные плоскости были бы прямолинейными, то можно было просто сравнить их пропорции и сделать Вывод, какая из них круче. Но, проблема в том, что одна из них (АА1) выпуклая, а другая (ВВ2) вогнутая. Вот по этому, для доказательства того, что углы наклона плоскостей в точке А и в точке В разные, произведём не сложные геометрические построения.

Рычаг весов А.В. – рассматриваем в качестве диаметра окружности (мнимой, условной ). Точка О – центр этой окружности. К точке А, расположенной на окружности, можно провести касательную линию, и причём только одну. К точке В. — тоже касательную, тоже одну. Касательные всегда перпендикулярны диаметру окружности.

Следовательно, касательная А параллельна касательной В, так как это два перпендикуляра к одной прямой линии (диаметру). Дальше, если они параллельны друг другу, значит по отношению к Вертикали находятся под одним и тем же углом (наклона).

Дальше, для того, чтобы сравнить выпуклую наклонную плоскость АА(1) и вогнутую наклонную плоскость ВВ(1) нужно произвести следующие геометрические НАЛОЖЕНИЯ. Наложим выпуклую и вогнутую плоскости друг на друга. Что в результате имеем? Вертикали сливаются в одну – по определению. Касательные сливаются, так как имеют одинаковый угол наклона по отношению к Вертикали.

Точку А совмещаем с точкой В. Не сливаются только выпуклая и вогнутая наклонные плоскости. Плоскости не сливаются – значит они имеют разный Угол Наклона. Примечательно, что наклонные плоскости находятся по разные стороны по отношению к касательной. Выпуклая АА(1) – стремится к вертикали, вогнутая ВВ(2) повёрнута к горизонтали.

Разница маленькая, но она есть. И именно из-за этой Разницы в наклоне плоскостей два одинаковых по величине веса перетягивают друг друга. И только в горизонтальном положении – полное равенство по всем параметрам. Все вышеупомянутые доказательства годятся не только по отношению к двум точкам А и В, ( Р1 и Р 2) , но и ко всем остальным аналогичным точкам на плоскостях от А до , А 1, и от В до В1.

Если взять произвольное количество условных контрольных точек на АА1 и соответствующих им условных контрольных точек на ВВ1 (способ соответствия этих контрольных точек друг другу можно назвать центральной симметрией ) и с каждой контрольной парой точек произвести те же самые вышеупомянутые доказательства с помощью касательных и вертикали, то придём к Выводу – все углы наклона плоскости АА1 круче всех углов наклона плоскости ВВ1.

Если была бы хоть одна точка на плоскости ВВ1, которая перетягивала соответствующую точку на плоскости АА1, то можно было бы допустить, что она одна перетянет все точки на АА1 вместе взятые. Но таких точек нет ни одной. Следовательно наклонная плоскостьАА1 круче наклонной плоскости ВВ в целом. (А перетянет В, Вес Р1 перетянет Вес Р2). Контрольные точки можно сравнивать и другим способом.

Напрашивается способ сравнивания с помощью Горизонтали, то есть сравнивать контрольные точки, расположенные на одном Уровне. Можно и так, но всё равно для сравнения выпуклых и вогнутых плоскостей придётся воспользоваться помощью прямолинейных касательных.

Важно, что наборы углов (наклона) будут одинаковые, просто расположены в обратном порядке относительно друг друга. Но как известно – от перемены мест слагаемых Сумма не меняется. Если сравнивать вышеупомянутые наклонные плоскости только по прямолинейным касательным, то будет Абсолютное Равновесие.

Но плоскость АА1 – выпуклая, плоскость ВВ1 – вогнутая. Вся разница между ними в этих Загибах (относительно касательной ). К примеру– в геометрии Лобачевского сумма внутренних углов треугольника равна не 180, а 270 градусов. Видимо потому, что если сделать проекцию треугольника со Сферы на Плоскость, то все стороны треугольника будут не прямолинейными, а Выпуклыми.

Как же из всего этого сделать вечный двигатель?

Нужно соединить две четверти окружности, как показано на рисунке.

В принципе, это и есть Форма Вечного Двигателя. У меня была попытка сделать трубку такой формы с жидкостью. Теоретически жидкость должна самостоятельно циркулировать внутри. Практически же в трубке маленького диаметра– жидкость неподвижна. Эффект слабый, заметно по весам, а тут вязкость, трение и т.д. Но, если его сделать достаточно большим, (у меня пока просто нет такой возможности), то выглядеть он должен как на следующем рисунке.

Это сообщающиеся сосуды. В вогнутом сосуде уровень жидкости не много выше, чем в выпуклом. Вверху можно сделать небольшой водопад. Конечно, то, что я здесь и сейчас заявляю– противоречит закону Сообщающихся Сосудов, но, как известно, существуют исключения из Правил.

Читать еще:  Что такое конктрактный двигатель

Лично я сосудов именно такой формы ни где не нашёл. А по моим соображениям это единственная Форма, когда уровень может и должен быть разным. Интересно и примечательно ещё вот что – данная форма вечного двигателя напоминает форму листьев растений, форму глаз человека (положение немного другое), а вот на все 100% или прямо в точку совпадает с формой глаз – ИНОПЛАНЕТЯН ( Смешно-? ).

В интернете много таких изображений. Процентов 99 из них это конечно фантазии наших киношников. Но есть документальные фильмы, где показывают каменные Артефакты. И глаза у этих скульптурок точно такие как мой вечный двигатель.


Есть ещё одно (конечно, по моему мнению) доказательство. Оно Мистическое. Эта Форма, правда без доказательств, мне приснилась. Приснилась довольно давно, а точнее в ночь с 29 на 30 января 1999 года. Примерно через год после этого я узнал, что по каким-то там Церковным, Религиозным Канонам – это День Помощи. В результате всего выше сказаного какой ВЫВОД можно сделать?

Возможен ли Вечный Двигатель?

Я в БОГА (которого предлагает Религия) не очень-то верю. Но то, что Людей на Земле и всё Живое КТО-то создал, в это верю однозначно. А если ЭТО возможно, то так называемый Вечный Двигатель тем более ВОЗМОЖЕН!

Механический вечный двигатель

Perpetuum mobile первого рода

Одна из ранних моделей вечного двигателя. Слева от оси грузов больше, чем справа. С первого взгляда кажется, что левая часть всегда перевешивает, заставляя колесо крутиться. Наверху грузы переваливаются справа налево, и движение продолжается вечно. Но при более внимательном рассмотрении видно, что хотя грузов справа и меньше, но у них больше рычаг, и именно правая сторона может перевешивать.

На самом деле. Истина, как водится, посередине: грузы с двух сторон уравновешивают друг друга, и колесо, немного покачавшись, попросту остановится.

Конструкции вечных двигателей из истории [ | ]

На рис. 1 показана одна из древнейших конструкций вечного двигателя. Она представляет зубчатое колесо, в углублениях которого прикреплены откидывающиеся на шарнирах грузы. Геометрия зубьев такова, что грузы в левой части колеса всегда оказываются ближе к оси, чем в правой. По замыслу автора, это, в согласии с законом рычага, должно было бы приводить колесо в постоянное вращение. При вращении грузы откидывались бы справа и сохраняли движущее усилие.

Однако, если такое колесо изготовить, оно останется неподвижным. Причина этого факта заключается в том, что хотя справа грузы имеют более длинный рычаг, слева их больше по количеству. В результате моменты сил справа и слева оказываются равны.

На рис. 2 показано устройство ещё одного двигателя. Автор решил использовать для выработки энергии закон Архимеда. Закон состоит в том, что тела, плотность которых меньше плотности воды, стремятся всплыть на поверхность. Поэтому автор расположил на цепи полые баки и правую половину поместил под воду. Он полагал, что вода будет их выталкивать на поверхность, а цепь с колёсами, таким образом, бесконечно вращаться.

Здесь не учтено следующее: выталкивающая сила — это разница между давлениями воды, действующими на нижнюю и верхнюю части погруженного в воду предмета. В конструкции, приведённой на рисунке, эта разница будет стремиться вытолкнуть те баки, которые находятся под водой в правой части рисунка. Но на самый нижний бак, который затыкает собой отверстие, будет действовать лишь сила давления на его правую поверхность. И она будет уравновешивать или превосходить силу, действующую на остальные баки.

  • Конкурс ИР – «Техника – колесница прогресса»
  • Журналистская Премия ИР

Владимир Михайлов: я изобрел вечный двигатель

Как гласит народная молва, человек, который изобретет вечный двигатель, станет величайшим изобретателем всех времен и народов и ему еще при жизни должны поставить памятник, причем золотой.

Скептики скажут: «Перпетуум мобиле – это из области фантастики!». А вот заявивший о намерении стать президентом нашей страны Заслуженный изобретатель России Владимир Михайлов утверждает, что он исполнит многовековую мечту человечества. На XX Московском международном салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед-2017» он представил теплосиловую установку, которая работает без топлива.

Наш обозреватель Ю.Егоров побеседовал с изобретателем В.Михайловым:

— Зачем он нужен и почему все великие умы над этим думали?

— В современном мире люди могут стать свободными только когда будет общедоступной энергия — электрическая и механическая.

Это произойдет, когда будет осуществлена мечта — кто-то из людей, наконец, сможет создать вечный двигатель.

— Какими же способностями должен обладать человек, чтобы создать вечный двигатель?

— Когда-то давно я смотрел передачу, в которой объяснялось почему на земле человек дальше всех шагнул в своем эволюционном развитии в сравнении с другими живыми существами. В этой передаче был дан ответ, что человек, в отличие от всех живых существ, может мыслить трехмерным пространством. Был приведен пример про дельфина: если в воде натянуть сетку, а с обратной стороны показать ему рыбу, то дельфин будет пытаться сверху-снизу-справа-слева искать возможность к ней доплыть. И если его не надрессировать на то, что сетку можно перепрыгнуть, он сам не догадается. Этим примером объяснялось отличие человека от других живых существ.

Самый показательный пример понимания трехмерного пространства — это понимание конструкции винта.

Неслучайно все великие изобретатели, начиная с Архимеда и Леонардо да Винчи, пытались его усовершенствовать. Но усовершенствовать винт можно только тогда, когда ты понимаешь его конструкцию. Из этого можно предположить, что даже не все люди могут мыслить в трехмерном пространстве. Я занимаюсь усовершенствованием конструкции винта уже более 20 лет, и в последней моей конструкции я вдруг поймал себя на мысли, что кроме третьего у меня появилось еще одно измерение. То есть, я вижу больше, чем три.

И на вопрос, какой человек может создать вечный двигатель я отвечаю: тот, который может мыслить более чем трехмерным пространством.

— Владимир Викторович, какой принцип лежит в основе вашего изобретения?

— Принцип теории конденсированных сред. Лев Ландау в 1962 году получил Нобелевскую премию за теорию конденсированных сред. Согласно этой теории, при переходе вещества из газообразного состояния в жидкое происходит выделение большого количества скрытого тепла. Все, наверное, замечали, что после дождя воздух становится ощутимо теплее. Это и есть эффект от конденсации пара. А при испарении жидкости выделяется огромное количество холода.

Сегодня широкое применение получили использующие этот эффект тепловые насосы.

— Общеизвестно, что тепловой насос выделяет в 3-5 раз больше тепла, чем расходует электроэнергии. Но ведь он берет низкопотенциальное тепло из земли.

— То, что тепло берется из земли, это заблуждение. В тепловом насосе тепло получается за счет сжатия фреона до необходимого давления, при котором, если у него забирать тепло, он конденсируется. При конденсации фреон выделяет тепла в 3-5 раз больше, чем расходуется энергии на его сжатие. Но для того, чтобы цикл не прекращался, жидкий фреон необходимо в дальнейшем испарять. При испарении он выделяет столько же холода, сколько тепла при конденсации. Чтобы процесс не остановился, для испарения фреона нужно забрать холод, только для этого и используется низкопотенциальное тепло.

Но если бы у окружающего нас воздуха были такие же физические свойства, как у фреона, то для получения тепла хватало бы только процесса сжатия. При сжатии и дальнейшей конденсации мы бы получили необходимое тепло, а полученную жидкость, которая при испарении выделяла бы холод, мы под давлением выпускали в атмосферу на определенном удалении, чтобы при испарении холодный воздух не попадал в нашу установку. И тогда для продолжения цикла не требовалось бы дополнительного тепла.

В зависимости от КПД компрессора теплового насоса при потреблении одного киловатта электроэнергии может получиться до 6,29 кВт тепла (5,29 кВт – за счет конденсации пара и 1 кВт — за счет перехода в тепло энергии двигателя компрессора) и одновременно столько же (5,29 кВт) холода, что в сумме составляет почти 11,6 кВт. Если эту полученную энергию преобразовать в механическую работу, то при КПД двигателя в 50 процентов будет выработано 5,8 кВт. То есть энергии вырабатывается почти в 6 раз больше, чем затрачивается, а 4,8 кВт (выработанные 5,8 кВт за вычетом затраченного 1 кВт) берутся как бы из ниоткуда.

— Но ничего ниоткуда браться не может, в том числе и энергия, это еще Ломоносов утверждал. В 1775 году Парижская академия наук приняла решение не рассматривать проекты вечных двигателей.

— Предлагаемый мной двигатель использует скрытую энергию фазового перехода вещества из газообразного в жидкое, и из жидкого в газообразное. Всем известно, что при ядерной реакции выделяется огромное количество энергии. Считаю, что и при переходе вещества из одного агрегатного состояния в другое на молекулярном уровне тоже происходит выделение энергии. В соответствии с сегодняшними определениями это и есть вечный двигатель, потому что после запуска он будет работать, используя постоянный, неисчерпаемый источник тепла (тепло окружающего воздуха или океана), который в моей установке используется для нагревания фреона. Температура окружающей среды, нагреваемой солнечной энергией, без которой никакие физические процессы на Земле просто не могли бы происходить, играет здесь важную роль.

Читать еще:  Чем отличаются двигатели рапид

Работа всех механических машин происходит за счет придания рабочему телу скорости или за счет расширения рабочего тела. А расширения можно добиться как за счет нагрева рабочего тела выше температуры окружающей среды, так и за счет нагрева холодного рабочего тела до температуры окружающей среды.

В моей установке в роли рабочего тела выступает фреон — хладагент, который при небольшом изменении температуры — всего на 80 градусов (от 20 до 100 градусов) имеет коэффициент теплового расширения, равный 10.

— Если вашему двигателю не нужно топливо, значит, вырабатываемая им энергия будет бесплатной. Правильно?

— Вырабатываемая энергия не может быть совсем бесплатной, так как у всех технических устройств существуют эксплуатационные затраты: обслуживание, замена масла, подшипников, обмотки и т.д. Но эти затраты в десятки раз меньше, чем сегодняшняя стоимость электроэнергии.

Такой двигатель на автомобиле или, к примеру, на теплоходе будет работать без применения топлива, пока не выработает свой ресурс.

— Владимир Викторович, Роспатент уже дважды отказался выдать патент на ваш двигатель. Как Вы собираетесь доказывать работоспособность своего изобретения?

— Действительно, в 2009 году моя заявка на газотурбинную установку, разработанную еще в 2007 году, (в основе ее работы был заложен тот же принцип) была отозвана с формулировкой «заявителем не показана возможность осуществления полезной модели с реализацией указанного назначения, в частности, не приведены сведения, подтверждающие, что КПД установки может превышать 100 процентов». А в сентябре 2017 года я получил заключение экспертизы на новую заявку, в котором говорится, что в описании полезной модели у меня отсутствует необходимый для работы установки источник энергии, в силу чего предложенное мной устройство признано вечным двигателем.

Теперь мне остается одно – поставить членов экспертного совета Роспатента перед фактом, представив им действующую модель своего двигателя.

— Может, Вам стоило сначала изготовить такую модель, а потом уже объявлять об изобретении?

— Конечно, в ваших словах есть логика, но ведь Константин Циолковский еще в 1895 году в своей работе «Грезы о земле и небе» не только заявил о возможности создания искусственного спутника Земли, но и указал, где должна проходить его орбита. Спустя 62 года при запуске первого в мире искусственного спутника его расчеты полностью подтвердились. Так вот я считаю, что Циолковский был человеком, чьи знания опережали время. И он был прав, когда не стал ждать, чтобы его открытие получило подтверждение. И таких примеров немало.

Да и в конце концов, мы сегодня знаем много конструкций вечного двигателя, которые в итоге не заработали. Но мой двигатель отличается от тех, что предлагались ранее, и никто не может опровергнуть мои расчеты. Поэтому я уверен, что он заработает.

Привожу конструкцию разработанного мною вечного двигателя НА ФРЕОНЕ и ОПИСАНИЕ ЕГО УСТАНОВКИ.

Установка состоит из двух замкнутых контуров: основного и вспомогательного, работающих на фреоне.

Вспомогательный контур (контур холодильной машины) содержит компрессор с электродвигателем, конденсатор, дроссель или регулировочный кран, испаритель и два воздушных теплообменника.

Основной контур включает расположенные на одном валу компрессор и турбину с нагрузкой (генератор). Испаритель вспомогательного контура установлен перед компрессором турбины основного контура, конденсатор вспомогательного контура — перед турбиной. Основной контур включает также два воздушных теплообменника: один установлен за компрессором, а другой — за турбиной.

В другом варианте компрессор вспомогательного контура может быть расположен на одном валу с компрессором турбины и турбиной.

Рабочий цикл осуществляется следующим образом. Электродвигатель вспомогательного контура мощностью в 1 кВт запускает компрессор холодильной машины. Хладагент в виде пара сжимается компрессором, нагревается и направляется в конденсатор, в котором при охлаждении происходит конденсация паров хладагента в жидкость с выделением тепла в количестве 5,29 кВт + 1 кВт тепла, полученного от работы компрессора. Затем хладагент поступает в воздушный теплообменник, в котором, в случае нехватки тепла в конденсаторе происходит доконденсация паров. Далее жидкий хладагент проходит через дроссель или регулировочный кран, после которого давление падает, далее хладагент попадает в испаритель, выделяет 5,29 кВт холода, который в дальнейшем передается хладагенту основного контура. В воздушном теплообменнике происходит доиспарение в случае недостатка тепла в испарителе для того, чтобы процесс повторялся.

В принудительно запущенный компрессор турбины основного контура поступает фреон, охлажденный в испарителе до -5,29 кВт. Сжатый в компрессоре турбины фреон проходит через воздушный теплообменник, где нагревается до температуры окружающей среды, забирая из атмосферы тепло в количестве 5,29 кВт. Далее фреон поступает в конденсатор, забирая тепло вспомогательного контура (6,29 кВт) и поступает на турбину, в которой совершает работу. Фреон поступает в воздушный теплообменник, охлаждается до температуры окружающей среды и процесс повторяется. На 1 кВт энергии, затраченной на вращение компрессора, мы получаем -5,29 кВт холода от испарения фреона +5.29 кВт тепла от конденсации фреона +1 кВт тепла от электромотора компрессора и в сумме получаем 11,58 кВт — разницу температур от холода до тепла. Из полученной разницы по температурам при КПД установки 50% мы получим 5,7 кВт механической работы.

Так как на работу этой установки затрачивается 1 кВт энергии, а получаем 5,7 кВт механической работы, то данная установка относится к вечному двигателю первого рода – устройству, которое способно совершать работу без затрат топлива или других энергетических ресурсов, и вечному двигателю второго рода, так как мы используем энергию окружающей среды.

Интервью от 25 декабря 2017 г.

Вечный двигатель

Петрунин Ю.Ю. Призрак Царьграда: неразрешимые задачи в русской

и европейской культуре. — М.: КДУ, 2006, с. 75-82

«Исторически все или почти все научные теории возникли из мифов», — писал выдающийся философ и историк науки Карл Поппер 1 . Что же это за миф?

Со времен Шпенглера общим местом стало утверждение о том, что каждая великая идея есть детище культуры, породившей ее. Философские системы, художественные стили, научные теории и технические изобретения появляются не на пустом месте, а вырастают из недр культуры, сделавшей возможной их появление на свет и питающей их развитие. Это не означает, что заимствование из другой культуры невозможно, однако заимствование, если оно не второстепенное и чисто механическое, приобретает совсем другие значение и смысл в чужой культуре.

Попробуем проанализировать с этой точки зрения идеи вечного двигателя и искусственного интеллекта. Начнем с первой. У самых гениальных мыслителей, ученых и инженеров античного мира, даже у таких, как Архимед (III век до н. э.), нет и намека на идею об универсальном двигателе. Не продвинулся в этом направлении и изобретатель «эолопила» — прообраза реактивной паровой турбины, и автор знаменитого труда «Театр автоматов» Герон Александрийский (I век н. э.), несмотря на то что он знал намного больше, чем средневековые мыслители. И вдруг начиная с ХП-ХШ веков, идея perpetuum mobile появляется почти одновременно в нескольких странах. Обычно это объясняют ходом развития производительных сил средневекового общества, необходимостью найти новые источники энергии для ремесленного производства. Однако, как мы знаем, все проекты вечного двигателя были абсолютно утопичны и не имели к производству никакого отношения, рождаясь больше в головах теоретиков, чем ремесленников. Более того, первое упоминание о perpetuum mobile встречается в трактате великого индийского математика и астронома Бхаскара Ачарья «Сиддханта Сиромани» (ок. 1150 г.). В Индии же того времени говорить о каком-либо существенном изменении производительных сил нет никаких оснований. Зато perpetuum mobile
————————-
1 Поппер К. Логика и рост научного знания: Избр. работы. М., 1983. С. 248.
75

органично вытекает из особенностей индийской культуры. Фактически проект Бхаскара представляет собой уменьшенную копию индуистской картины мира (почему он и создан астрономом).

Не случайно первоначальное полное название вечного двигателя — «perpetuum mobile artificae» — «искусственное вечное движение», подразумевающее «perpetuum mobile naturae» — «естественное вечное движение». Именно благодаря тому, что существует второе, его и возможно воспроизвести искусственно. Обратим внимание на то обстоятельство, что в качестве основного конструктивного элемента perpetuum mobile Бхаскара (как и большинства других первых проектов вечного двигателя) использовалось именно колесо. Древнеиндийская философия считала, что регулярно повторяющиеся события, составляющие воображаемый круговой цикл, играют огромную роль в жизни человека, являясь для него символом вечности и совершенства.
76

Еще в ведической религии (религии древних индийцев) колесо, или более широко — Мандала, символизировало божественное начало. «Круг — это основополагающий знак, первичный символ и всего, и ничего, символ неба и солнечного ока, всеобъемлющая форма, за которой и с помощью которой человек себя утрачивает и вновь обретает. Это непреходящая Мандала» 1 . В широком смысле Мандала — это все окружающее пространство, вмещающее в себя космическую структуру и распространяющую различные виды энергии: покоя, притяжения, роста, разрушения. Мандала — это символ колеса жизни и смерти, космических процессов существования, планет и з-везд, земных сезонов и галактических циклов. На протяжении всей истории Индии Мандала проявлялась как универсальный символ Цельности, гармонии и преобразования. Она определяла характер почти всех первоначальных интуитивных представлений о природе реальности — тех представлений, которые определяют жизнь людей.
—————————
1 Аргулес X., Аргулес М. Мандала. М., 1993. С. 29.
77

Читать еще:  Что такое двигатель на январе

Таким образом, «колесо сделалось символом движения, а наука уже в самом начале своего развития стала заимствовать для своих целей некоторые религиозные атрибуты, воплощая их на практике в виде конструктивных элементов различных машин. Можно сказать, что культ колеса определял развитие технической мысли» 1 .

«В сознании человека того времени, — пишет известный историк „вечного двигателя», — движение небесных тел представлялось образцом вечно продолжающегося движения, связаного прежде всего с божественным всемогуществом. Именно поэтому в движении космических тел многие ученые того времени стали усматривать знак или пример того, как в доступных человеку условиях смоделировать вечные и непрестанно повторяющиеся явления природы, связывавшиеся до тех пор лишь с неограниченными возможностями богов и их бессмертием» 2 .

Строительство не только «вечных», но и обычных двигателей зачастую определялось вовсе не практическими, в современном смысле этого слова, потребностями или рациональными изысканиями, а религиозными и мистическими мотивами. Так, например, наука доказала в наши дни, что буддийские молитвенные колеса, на которых укреплялись тексты молитв верующих и которые вращались под действием силы воды, были первым вариантом водяного двигателя, а вовсе не известные водяные мельницы 3 . Другой хорошо известный нам инструмент — механические часы — также впервые был изготовлен буддийским монахом И Сином (683-727) и предназначался в первую очередь не для отсчета точного времени, а скорее был моделью Вселенной и астрономическим инструментом 4 .

В классической книге китайской культуры «Дао дэ цзин» Лао цзы говорится:

Стягивают во втулку тридцать колесных спиц —
А пользуются тем местом, где их нет!
Месят и лепят глину, изготовляя сосуд, —
А пользуются тем местом, где ее нет!
Пробивают окна и двери, строя землянку,
И пользуются тем местом, где нет ничего,
Ибо от наличия — корысть,
А от отсутствия — польза.
(Перевод И. Лисевича)
—————————
1 Орд-Хьюм А. Вечное движение: История одной навязчивой идеи. М., 1980. С. 61.
2 Михал С. Вечный двигатель: вчера и сегодня. М., 1984. С. 14.
3 Орд-Хьюм А. Вечное движение: История одной навязчивой идеи. С. 57-58.
4 Курьер ЮНЕСКО. 1988. Ноябрь. С. 26-27.
78

Но вот что интересно: колесницы Древнего Китая превосходно изучены, сохранилось немало самих колес и их отпечатков, но количество пиц в них всегда меньше 30, даже в огромных колесницах Иньской похи. И лишь недавно при раскопках окрестностей надгробного кур-ана первого китайского императора Цинь Шихуана была сделана неожиданная находка: бронзовая модель закрытой колесницы самого Сына Неба: в ней было ровно 30 спиц. «Тридцать спиц в колесничем колесе — по образу солнца и луны», — читаем мы в «Книге Ритуала». В комментариях к книге Лао цзы написано: «Древние делали колесницы по образу движения месяца. В месяце тридцать дней, в колеснице тридцать спиц. И вот месяц, повиснув в небе, кружится без устали, колесницы, катаясь по земле, движутся без остановки» 1 .

Если мы возьмем частично современную древнеиндийской и древнекитайской античную культуру, то увидим нечто другое. Греки также считали круговое движение самым совершенным, однако такое движение, по их мнению, возможно только на небе. На земле же все стремится к своему «естественному» месту, попав в которое любое тело будет покоиться. Вывести его из этого состояния можно только насильственно, но такое движение не может быть вечным. Не случайно для объяснения столь большой разницы земных и небесных движений Аристотель ввел наряду с четырьмя общеизвестными элементами: земля, вода, воздух и огнь — пятый элемент эфир, из которого состоят небесные тела. Вот почему никому не приходила в голову даже мечта о вечном двигателе 2 .
—————————
1 Лао цзы. Книга пути и благодати / Предисловие, пер. с древнекит. и парафраз И. Лисевича// Иностр. Лит. 1991. №. С. 243-244.
2 Единственный вариант устройства, отдаленно напоминающего perpetuum mobile, в древности представлен в легендах о так называемых «вечно горящих лампах» (см.: Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1992. С. 201-206).
79

Пожалуй, ничто так далеко не находится от античного миропонимания, как понятие «энергия» (хотя впервые его употребил Аристотель), без интуитивного представления о которой понятие о вечном двигателе невозможно. Совсем по-другому обстоит дело в Индии. Согласно представлениям индийской культуры (как и всего Востока), ничто не исчезает во Вселенной бесследно, все лишь переходит из одного состояния в другое, изменяется, превращается. На этом же основано и известное учение о переселении душ. Нельзя не заметить, что в основе этого бесконечного круговорота лежат «элементы», имеющие бесспорно энергийные (если не сказать, энергетические) характеристики.

Попав в Европу, идея искусственного вечного движения находит себе уже несколько иное мировоззренческое обоснование. Христианская картина Вселенной существенно отличается от индийской. Но в идее вечного движения неявно содержится предположение, что в природе нечто может возникнуть само собой, без какого-либо побудительного внешнего импульса. Не так ли Господь творил мир из ничего и безо всякой причины?

Но как преобразовать вечное движение мира (небес), основанное на божественных силах, в природное вечное движение на земле? Одним из первых в Европе эту попытку предпринял Пьер де Марикур в работе «Послание о магните» (1269), написанной в военном лагере при осаде города Люгера. Его perpetuum mobile «оказывается похожим скорее на принципиальную схему вечного космического движения, нежели на „реальный» вечный двигатель» 1 . Магнит выбран не случайно, ибо с давних времен свойство магнита притягивать наэлектризованные тела считалось магическим. Еще Фалес (VI век до н. э.) полагал это необыкновенное свойство магнита и янтаря доказательством их одушевленности. Вряд ли Перегрин полностью разделял подобного рода древние анимистические представления, однако именно к магниту он относился как к «философскому камню», который управляется тайными небесными силами и олицетворяет собой связь между макро- и микрокосмом, то есть Вселенной и человеком.
————————-
1 Михал С. Вечный двигатель: вчера и сегодня. С. 27.
80

Поэтому магнит и должен, по мнению Пьера де Марикура, воплощать в себе те мистические силы и чудесные возможности, которые помогают ему осуществлять в наших земных условиях непрерывное круговое движение. Это круговое движение, которому так поклонялся Пьер де Марикур, по его мнению, не могло быть не чем иным, как отображением вечного движения космических сил.

«По-видимому, именно трансцендентный характер вечного двигателя явился причиной того, почему идея перпетуум мобиле так быстро проникла из Азии в Европу и почему вопрос о создании вечного двигателя был сразу же включен в перечень основных проблем тогдашней науки, — пишет современный исследователь. — При этом совсем не случайно, что мы встречаемся с проблемой перпетуум мобиле только в эпоху христианства. Правда, понятие вечного движения, связанного прежде всего с природой, с цикличностью ее явлений, изучалось и в древние времена, однако попытки его воссоздания посредством вполне реальных, конкретных вечных двигателей, несомненно, являлись порождением христианской культуры» 1 .
—————————-
1 Михал С. Вечный двигатель: вчера и сегодня. С. 118-119.
81

Борцы с Ньютоном

Идея создания вечного двигателя в буквальном смысле сегодня отошла на задний план, но желающих победить законы Ньютона достаточно и сегодня. Так, например, произошло с EmDrive — двигателем, который разработал и испытал в 2002 году британский инженер Роджер Шойер.


Если взять волновод цилиндрический, то распространение волн в обоих его концах было бы одинаковым. Но если изменить форму волновода, сделать эту трубу конической, то произойдет интересная вещь – в широкой части кванты микроволн будут двигаться свободнее, нежели в узкой части, где они будут чаще отражаться от стенок волновода. И возникнет тяга, направленная в сторону узкого конца.

Возможно, «ведро» Шойера требует применения специальной теории относительности и появление тяги связано с не до конца изученными процессами на уровне квантовой физики.

Тем не менее она, пусть и небольшая, все же наблюдается, о чем и говорят последние исследования ученых из Дрезденского технологического университета под руководством Мартина Таймара – профессора и заведующего кафедрой космических систем. Ранее, в 2014 году, группа по изучению реактивных систем под руководством Гарольда Уайта из Центра космических исследований Джонсона также исследовала EmDrive и получила обнадеживающие результаты.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector