2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Электрическая схема подключение вентилятора охлаждения двигателя

Особенности конструкции системы охлаждения

В зависимости от особенностей конструкции, включение вентилятора может происходить 3-мя способами:

  • с помощью силового датчика активации ВСО. Еще такой датчик называют температурным реле включения вентилятора, так как силовые контакты электродвигателя проходят непосредственно через датчик. При такой схеме значительно возрастает нагрузка на термореле, что снижает его ресурс;
  • с помощью датчика включения вентилятора, но теперь замыкание контактов в температурном переключателе приводит к срабатыванию реле, через которое и подключены силовые контакты электровентилятора системы охлаждения. Такой способ подключения намного надежней предыдущего варианта;
  • с помощью электронного блока управления двигателем. ЭБУ, ориентируясь на установленный в радиаторе охлаждения двигателя датчик температуры охлаждающей жидкости, подает через реле питание на ВСО. В качестве измерителя используется резистивный термодатчик. Именно такая схема включения используется на подавляющем большинстве современных автомобилей. На машинах, оборудованных кондиционером, одним из электровентиляторов будет управлять блок комфорта. Необходимо это для принудительного охлаждения конденсатора при задействованной системе кондиционирования салона.

Режимы работы

Разбираясь в принципе работы и схеме подключения вентилятора радиатора, следует помнить, что электродвигатели зачастую имеют два скоростных режима. Реализуется это 2-мя способами:

  • добавлением в цепь резистора, повышающего сопротивления и, как следствие, уменьшающего силу тока. В конструкции используется двухконтактный датчик, который в зависимости от температуры питает электродвигатель напрямую либо через сопротивления;
  • комбинацией параллельного и последовательного включения. Схема применяется на авто с двумя вентиляторами. Они могут быть подключены последовательно, в случае чего по закону Ома будут работать от 6 В, либо последовательно, когда на каждый из ВСО подается 12 В. Режимы соответствуют малой и большой скорости вращения пропеллера.

Диагностика неисправностей термодатчика вентилятора охлаждения

Вентилятор охлаждения не защищен от поломок, даже если он обладает высочайшим качеством. При возникновении подобной проблемы следует срочно принять меры по ее устранению, так как неисправность системы может привести к перегреву мотора. В первую очередь стоит выполнить диагностику и узнать, почему не работает вентилятор охлаждения.

Для проверки одинарного температурного датчика потребуется демонтаж его разъема и замыкание клеммы в штекере с помощью обычной проволоки. Устройство должно включиться. Для двойного датчика нужно сначала замкнуть красный и красно-белый проводки, а затем красный и черный. Будет наблюдаться медленное и ускоренное вращение (соответственно). Если этого не произошло, потребуется ремонт или замена вентилятора охлаждения.

Реле включения вентиляторов

В дополнительном блоке установлены не только предохранители. Там же расположены три электромагнитных реле, управляющих работой электродвигателей системы охлаждения. Их цепи управления запитаны от замка зажигания и выходов бортового контроллера, а силовой ток поступает от АКБ через предохранители.

Срабатывает реле следующим образом:

  1. На управляющие выводы подается напряжение.
  2. Ток проходит через катушку индуктивности, в результате чего появляется электромагнитное поле.
  3. Стальные контакты притягиваются и замыкаются.
  4. Ток, проходящий через реле, приводит в действие электродвигатель.

Как только управляющее напряжение исчезает, контакты размыкаются под воздействием пружины и вентилятор останавливается.

Проверить работоспособность реле можно тремя способами:

  • Замена реле на заведомо рабочее и протестировать работу системы.
  • На заглушенном двигателе при включенном зажигании отключить разъем датчика температуры. Должен быть слышен щелчок срабатывания реле.
  • Демонтировать и прозвонить выходные контакты мультиметром, подавая напряжение выводы индукционной катушки.
Читать еще:  Влияние егр на работу дизельного двигателя

Подробные схемы по подключению вытяжного вентилятора в ванной: через выключатель, со встроенным таймером и датчиком влажности

Ванная является местом, где должно всегда быть чисто. При плохой работе вентиляции добиться этого условия невозможно. В таком случае комната становится рассадником плесени и грибка. Важно разобраться с возможностями установки климатических приборов.

Схема подключения вытяжного вентилятора имеет несколько вариантов, в зависимости от условий его эксплуатации.

Принцип подключения вентилятора к электросети ванной комнаты

Подключить вентилятор к электросети несложно, поэтому сразу после приобретения устройства можно начинать монтаж. При работе следует соблюдать меры безопасности. Для этого перед подключением в электрощите отключают соответствующий автомат.

Приборы для вытяжки имеют несколько контактов. Среди них стоит выделить:

  • L — фаза;
  • N — ноль;
  • PE — земля;
  • LT — контакт таймера.

Их можно найти за лицевой защитной панелью. Чтобы снять крышку, достаточно открутить шурупы.

Какая будет выбрана схема подключения вытяжки, зависит от модели вентилятора и типа помещения.

Особенности стандартного подключения контактов устройства:

  • Земля и ноль подсоединяются напрямую с распределительной коробки.
  • Фаза подключается с той же скрутки после выключателя, с которой уходит фазный кабель на прибор освещения.

Можно подсоединить кулер параллельно светильнику. Для этого от него берут фазу, землю и ноль для подключения к вентилирующему устройству.

Схема подключения вытяжного вентилятора в ванной

Подключение вентилятора в ванной осуществляется в соответствии с разными схемами. Они зависят от количества функций устройства и особенностей его работы.

Вентилятор со встроенным выключателем

Эта схема является наиболее простой. При ее выборе достаточно подвести питающие кабели к устройству, на котором уже имеется выключатель. Такой способ является самым ограниченным по функционалу. Контролировать работу прибора придется вручную.

Подключение через выключатель

Такой способ является самым распространенным. Для управления работой устройства используют дополнительный выключатель. Его устанавливают у входа в комнату. Замыкающий контакт находится между клеммником и проводом фазы. Ноль подсоединяется напрямую.

Вентилятор со встроенным таймером

Схема подключения вытяжного вентилятора с таймером не отличается сложностью. Отличительной особенностью таких приборов является возможность выключения спустя некоторое время после нажатия на клавишу выключателя. Это происходит благодаря работе встроенного таймера. Фазу в этом случае подсоединяют с контактом LT напрямую и с L через выключатель.

Прибор со встроенным датчиком влажности

Существует 2 способа подключения приборов, оборудованных датчиком влажности. Один из них предназначен для автоматического режима работы.

  • На клемму N подводят ноль.
  • На L — фазу.
  • Вентилятор подключают как через выключатель, так и напрямую.

Второй вариант схемы подключения подразумевает расширенный режим работы. Как в и в предыдущем варианте, на L подводится фаза, на N — ноль. Между клеммой 1 и L устанавливают перемычку, на которую монтируют выключатель.

При замыкании цепи устройство включается и работает определенное время, при условии, что влажность ниже 50%. Если она выше, прибор будет продолжать работать до понижения уровня влаги до нормальных показателей. Только потом включается таймер.

Управление вентилятором посредством включения/выключения освещения

В этом случае вытяжной вентилятор включается при включении источника света. Выключить его можно одновременно с лампочкой или отдельно — если установлен двух/трехклавишный выключатель. Последний вариант более практичен.

Читать еще:  Что такое гвт двигателя

Выключатель устроен из защитной крышки и рабочей части. В отверстие устанавливают подрозетник. Затем проводят подключение:

  • Одна клемма представляет собой входящий контакт, к которому подключают фазную жилу питающей сети.
  • Вторая клемма — выходящий контакт, соединяемая с фазой вентилятора.

После в подрозетнике фиксируют рабочий механизм и устанавливают защитную крышку с клавишей.

Когда необходимо установить двухклавишный выключатель, у такого прибора можно найти два выходных контакта. Один из них соединяют с вентилятором, а второй — с осветительным оборудованием.

В распределительной коробке следует провести такие соединения:

  • Жилу N от питающей сети подключают к нулевой жиле вытяжки.
  • Фазу питания соединяют с входящим контактом выключателя.
  • Фазную жилу вентилятора соединяют с жилой провода, идущей с выходящего контакта выключателя.

При установке двухклавишного выключателя инструкция по соединению проводов в распределительной коробке предполагает такие действия:

  • Нулевую жилу питания соединяют с нулем осветительного прибора.
  • Фазу светильника подсоединяют с жилой провода, идущей со второго выходящего контакта выключателя.

Такую работу можно выполнять быстро и без предварительной подготовки.

Подключение вентилятора к сети ванной комнаты — довольно простая работа, если знать схемы соединения проводов. При наличии дополнительных функций устройства требуется подводить отдельные жилы.

1 — реле зажигания; 2 — выключатель зажигания; 3 — аккумуляторная батарея; 4 — нейтрализатор; 5 — датчик концентрации кислорода; 6 — адсорбер с электромагнитным клапаном; 7 — воздушный фильтр; 8 — датчик массового расхода воздуха; 9 — регулятор холостого хода; 10 — датчик положения дроссельной заслонки; 11 — дроссельный узел; 12 — колодка диагностики; 13 — тахометр; 14 — спидометр; 15 — контрольная лампа «CHECK ENGINE»; 16 — блок управления иммобилайзером; 17- модуль зажигания; 18 — форсунка; 19 — регулятор давления топлива; 20 — датчик фаз; 21 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 22 — свеча зажигания; 23 — датчик положения коленчатого вала; 24 — датчик детонации; 25 — топливный фильтр; 26 — контроллер 2112; 27 — реле включения вентилятора; 28 — электровентилятор системы охлаждения; 29 — реле включения электробензонасоса; 30 — топливный бак; 31 — электробензонасос с датчиком указателя уровня топлива; 32 — сепаратор паров бензина; 33 — гравитационный клапан; 34 — предохранительный клапан; 35 — датчик скорости ВАЗ-2112; 36 — двухходовой клапан.

На двигателях ВАЗ-2112 и части двигателей ВАЗ-2111 установлена система распределенного фазированного впрыска: топливо подается форсунками поочередно в соответствии с порядком работы цилиндров, что снижает токсичность отработавших газов. В этом случае на головке блока цилиндров устанавливается датчик фаз, а на шкиве распределительного вала -диск с прорезью в ободе.

Схема электрических соединений ЭСУД Россия-83 Bosch 1.5.4, Январь 5.1.2 ВАЗ-21103, 21113, 2112

  1. — форсунки;
  2. — свечи зажигания;
  3. — модуль зажигания;
  4. — колодка диагностики;
  5. — контроллер;
  6. — колодка, присоединяемая к жгуту панели приборов;
  7. — главное реле;
  8. — предохранитель главного реле;
  9. — реле электровентилятора;
  10. — предохранитель цепи питания контроллера;
  11. — реле электробензонасоса;
  12. — предохранитель цепи питания электробензонасоса;
  13. — датчик массового расхода воздуха;
  14. — датчик положения дроссельной заслонки;
  15. — датчик температуры охлаждающей жидкости;
  16. — регулятор холостого хода;
  17. — датчик детонации;
  18. — датчик положения коленчатого вала;
  19. — датчик положения распределительного вала(фаз);
  20. — блок управления АПС;
  21. — индикатор состояния АПС;
  22. — датчик скорости;
  23. — электробензонасос с датчиком уровня топлива;
  24. — датчик контрольной лампы давления масла;
  25. — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
  26. — датчик уровня масла;
  27. — колодка, присоединяемая к жгуту системы зажигания;
  28. — комбинация приборов;
  29. — монтажный блок;
  30. — электровентилятор системы охлаждения;
  31. — выключатель зажигания;
Читать еще:  Что такое эффективный крутящий момент двигателя

А — колодка присоединяемая к жгуту салонной группы АБС; В — колодка, присоединяемая к жгуту кондиционера; С — колодка, присоединяемая к колодке R жгута переднего; D — провод, присоединяемый к выключателю зажигания (лампа подсветки); Е — колодка, присоединяемая к голубо-белым проводам, отсоединённым от выключателя зажигания; F — к клемме «+» аккумуляторной батареи; G1,G2 — точки заземления; L — контакты колодки к маршрутному компьютеру; М — контакт колодки к блоку бортовой системы контроля; N — контакты колодки жгута панели приборов и жгута переднего; R — колодка, присоединяемая к колодке С жгута системы зажигания; Z — к клемме «В+» генератора автомобиля ВАЗ-2112.

Проверка электропроводки

Неисправность электропроводки – это ещё одна из наиболее распространённых причин, по которой может не работать электровентилятор системы охлаждения двигателя. В проводке может быть как обрыв, так и замыкание на «массу». Проверяется целостность проводки при помощи тестера, который переведён в режим детектора. «Прозвонить» необходимо всю цепь, от двигателя к реле, от реле к предохранителям, от предохранителей к контролёру, от контролёра к датчику. Если с проводкой всё в порядке, переходим к следующему этапу проверки.

Что делать, если электровентилятор работает постоянно?

Иногда возникает и другая проблема. Многих автолюбителей интересует, почему постоянно работает вентилятор на Ваз 2114?

Возможны четыре причины неисправности:

  1. возникло замыкание в электроцепи;
  2. произошла поломка реле электровентилятора;
  3. требует замены термодатчик;
  4. сломался электронный блок.

Чаще всего вентилятор начинает работать непрестанно в результате замыкания проводов. Электрическая цепь остается во включенном состоянии вне зависимости от сигналов термодатчика и реле.

Чтобы устранить неисправность, нужно прозвонить каждый провод и найти место сплавления. Иногда оно заметно даже при визуальном осмотре.

Если прозвон не помог выявить неисправность, нужно проверить и заменить реле вентилятора. Стоимость устройства невысока. Поэтому для диагностики проще купить новый реле и поставить его заместо старого.

Если не помогло и это, значит нужно проверить работу термодатчика. Ведь именно он отвечает за включение и отключение электромотора вентилятора Ваз 2114.

При исправной работе всех остальных элементов системы, нужно проверить электронный модуль. Он довольно редко выходит из строя. Если проблема возникла все же в нем, придется выполнить полный сброс ошибок. Иногда помогает только полная перепрошивка. Самостоятельно выполнить эту работу способен не каждый. Поэтому лучше обратиться за помощью в автосервис.

Также полезно было бы установить кнопку принудительного запуска и отключения вентилятора на Ваз 2114.

Это решение может оказаться весьма кстати, если поломка произошла где-нибудь на трассе вдали от города. В таком случае с помощью кнопки на панели приборов можно принудительно запустить работу вентилятора для охлаждения двигателя.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты