Двигатель ваз 1700 характеристики
В 1994 году ВАЗовские моторостроители разработали и внедрили в производство новый (по тем временам) двигатель, получивший обозначение ВАЗ-21213. Его проектирование проходило параллельно с созданием мотора для Лада ВАЗ-2107, но приоритет установки был отдан внедорожникам Нива.
Мотор ВАЗ-21213 представляет собой рядный бензиновый четырехцилиндровый атмосферник объемом 1.7 литра, мощностью 78,9 л. с и крутящим моментом 127 Нм.
Устанавливался на автомобили Лада:
- 2129 (1994-1996);
- 4х4 Нива 2121 (1997-2019);
- 4х4 Бронто (1995-2011);
- Нива Пикап (1995-2019).
Дополнительно его можно встретить под капотом Лада Надежда, Лада 21213 и Лада 21313. На Ладах 21214, 21044 и 21074 он экспортировался за рубеж.
Многие автолюбители уверены в том, что ВАЗ-21213 не что иное, как «расточенный» ВАЗ-2121. Такое мнение ошибочно. Дело в том, что ВАЗ-21213 является абсолютно новой разработкой. При его создании использовались инновационные технологии, применяемые в классических 2101-2106, дизельном и «переднеприводном» 2108.
Блок цилиндров традиционно чугунный, не гильзованный. В нижней части имеются пять опор коленчатого вала. Вкладыши коренных подшипников сталеалюминиевые. Блок имеет два ремонтных размера – 82,4 и 82,8. Таким образом, ДВС ВАЗ-21213 можно безболезненно сделать два капитальных ремонта.
Коленчатый вал изготовлен из высокопрочного чугуна. Имеет восемь противовесов для снижения инерционных сил второго порядка, вызывающих вибрацию двигателя. На носке коленвала устанавливаются звездочка привода ГРМ и приводной шкив агрегатов навесного оборудования (помпы, генератора, ГУР). С противоположной стороны крепится маховик.
Шатуны стальные. Подшипники (вкладыши) нижней головки сталеалюминиевые, верхней – сталебронзовая втулка. Ввиду очень маленького зазора во вкладышах перекос крышки шатуна при сборке не допускается, иначе возникнут проблемы со смазкой подшипников. Верхняя головка выполнена под плавающий палец поршня.
Поршни оригинальные, алюминиевые, с тремя кольцами, два из которых компрессионные, одно маслосъемное. Выемка в днище является дополнительной камерой сгорания (основная находится в ГБЦ). Поршневой палец плавающего типа, зафиксирован двумя стопорными кольцами.
ГБЦ оригинальная, алюминиевая. Оснащена одним распредвалом и 8 клапанами. Гидрокомпенасторы клапанов не предусмотрены, поэтому тепловой зазор приходится регулировать вручную через каждые 7-10 тыс. км пробега. Между блоком и головкой устанавливается одноразовая металлоармированная прокладка.
Распредвал отлит из чугуна. Установлен на пяти опорах. Имеет специальную форму кулачков, обеспечивающих более длительное открытие впускных клапанов. Такая инновация приводит к улучшению наполнения камеры сгорания рабочей смесью, что в свою очередь повышает мощность силового агрегата.
Привод ГРМ цепной. Для улучшения эксплуатационных характеристик используется натяжитель новой конструкции с удлиненным башмаком. Растяжение цепи вызывает загиб клапанов и разрушение поршня при их контакте.
Система смазки комбинированная. Масляный насос шестеренчатого типа.
Рекомендуемое производителем оригинальное масло – Лукойл Люкс 10W-30 или 10W-40. Из не оригинальных предпочтение можно отдать отечественным брендам Роснефть, G-Energy и Газпромнефть.
Система питания топливом карбюраторная. Новшеством является применение карбюратора 21073 «Солекс».
Система зажигания бесконтактная с одной общей высоковольтной катушкой. Рекомендуемые свечи – АУ17ДВРМ или BCPR6ES (NGK).
Остальные системы и узлы остались классическими.
Технические характеристики
Объем двигателя, куб.см | 1690 |
Максимальная мощность, л.с. | 79 |
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. | 127 (13) / 3200 |
Используемое топливо | Бензин АИ-92 |
Расход топлива, л/100 км | 6.9 |
Тип двигателя | Рядный, 4-цилиндровый |
Доп. информация о двигателе | моновпрыск |
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. | 79 (58) / 5200 |
Количество клапанов на цилиндр | 2 |
Двигателя Нивы
Ниже представлен список с подробным описанием характеристик устанавливаемых на Ниву имеющую индекс, начинающийся на 2121 и далее. Все двигателя Нивы имеют 8-клапанный двигатель с цепным приводом газораспределения.
Двигатель 2121
Данный ДВС достался Ниве от ВАЗ 2106, но, конечно же, модернизированный. В нем был увеличен объем до 1,6 литра, что позволило снять с мотора большое количество лошадиных сил, которые так необходимы для полного привода. Двигатель оснащался двухкамерным карбюратором увеличенного объема, что так же положительно сказывалось на технических характеристиках авто. Данный двигатель устанавливался практически без изменений до 2005 года, в 1995 году ДВС подвергся небольшой доработки, и объем его увеличился до 1,7 литра.
Технические характеристики
1,6 литра до 1995 г.в. | 1,7 литра после 1995 до 2005 г.в. | |
Тип | Бензиновый | Бензиновый |
Объем (см 3 ) | 1580 | 1696 |
Мощность (л.с.) | 80 | 81 |
Крутящий момент (Нм) | 116 | 129 |
ГРМ | Цепь | Цепь |
Охлаждение | Жидкостное | Жидкостное |
Количество клапанов | 8 | 8 |
Количество цилиндров | 4 | 4 |
Система питания | Карбюратор | Карбюратор |
Макс. Скорость (км/ч) | 130 | 134 |
Расход топлива | 10,8 | 11,2 |
Двигатель 21214
В 2005 году волжский автомобильный завод из-за введения ЕВРО стандартов переходит на инжекторные двигателя. Данный двигатель имеет индекс 21214 с объемом двигателя в 1,7 литра и с впрыском топлива по методу распределения через форсунки. Данный двигатель получился довольно удачный и буквально вывел Ниву на новый уровень. Инжектор позволил добиться более приятной работы двигателя, облегченного запуска и экономии топлива. Двигатель продолжает выпускаться по сегодняшний день на автомобилях Нива Урбан и Нива 4х4.
На какие машины ставился силовой агрегат
Тольяттинские инженеры проектировали ДВС 21213 взамен 2121 под полноприводные автомобили повышенной проходимости. Двигатель встречается во внедорожниках и минивэнах АвтоВАЗА:
- «Лада Нива» 21213 в кузове 3-дверный универсал;
- «Лада Нива» 2131 в удлинённом 5-дверном кузове;
- «Надежда» 2120 в кузове 4-дверный минивэн.
Двигатель 21213 устанавливали на экспортную праворульную модель Нивы 21216.
В каких авто использовался?
С момента создания по настоящее время мотор 2130 становился силовым приводом следующих автомобилей опытного производства ОПП АвтоВАЗ:
- 2121 Нива (до 2006 года), Лада 4х4 (после 2006 года) – трехдверный внедорожник;
- Lada 4×4 5D – пятидверный внедорожник;
- 2120 Надежда – минивэн семиместный;
- 2129 Кедр – трехдверный удлиненный внедорожник;
- 2130 Кедр-2 – продолжение серии с измененным салоном;
- 2131СП – «Скорая помощь»;
- 213102 Лада Бронто – инкассаторский бронемобиль;
- Lada 4[4 Pickup – пикап на базе Кедра;
- 1922-50 Lada Бронто Марш-Лонг – снегоболотоход;
- 2123 Шеви-Нива – компактный внедорожник;
- 2328 Волк – укороченный двухместный пикап;
- ФВК-2302 Бизон – двухместный пикап на деревянной платформе с усиленной подвеской (рессоры).
Изначально руководство АвтоВАЗ для выпуска внедорожников использовало ОПП. Затем объемы увеличились, часть машин стала производиться ОАО СПА Бронто. Планировалась сборка АПАЛ 21541 Сталке в Чечне (г. Аргун) на предприятии Пищемаш. Пикапы получили в народе название Медведь, а пятидверная версия Нивы – Крокодил. Большая часть опытной партии 2121, выкупленная банком Лада-банк, оформлена под наименованием Сахара.
Двигатели заднеприводных ВАЗов
Три с половиной десятилетия назад в Тольятти начали выпуск «Жигулей» – автомобиля, определившего развитие советского (а потом и российского) автопрома на много лет вперед. Не секрет, что легендарная «копейка» является модернизированной копией Fiat-124 1966 модельного года. Однако советская малолитражка имела несколько существенных отличий от итальянского прототипа, наиболее важным из которых является другое «сердце».
Нижнему валу сказали «нет»!
Двигатель Fiat имел классическую конструкцию: нижнее расположение распределительного вала (в блоке цилиндров), блок и головку из чугуна… Советские конструкторы сочли его недостаточно современным и перспективным. Совместно с итальянскими специалистами его существенно модернизировали – в частности, при прежнем рабочем объеме 1198 см куб. межцентровое расстояние между цилиндрами увеличили до 95 мм и перенесли распределительный вал в головку блока, которую отлили из алюминиевого сплава. Кроме того, диаметр цилиндра вырос с 73 до 76 мм, что при уменьшении хода поршня (с 71,5 до 66 мм) улучшило приемистость двигателя (по старому ГОСТу мощность составила 64 л. с., а крутящий момент – 85 Нм).
Впрочем, двигатель 2101 (такой индекс в 1970 году присвоили как силовому агрегату, так и первенцу «ВАЗа» в целом) имел существенные недостатки – к примеру, в ходе эксплуатации выяснилось, что ресурс верхнего распредвала примерно вдвое меньше, чем двигателя, из-за чего эта деталь стала в СССР большим дефицитом. Хотя позже эту проблему решили, начав делать распредвал по иной технологии.
Базовый двигатель объемом 1,2 л устанавливался не только на «копейку», но и на другие модели «Жигулей» – «двойку», «пятерку» (модификация носила индекс 21051), а также экспортную версию модернизированной «копейки» – ВАЗ-21013. Мотор-ветеран продержался на конвейере вплоть до конца 80-х.
В середине 70-х появился двигатель 21011, которым оснащался не только автомобиль с таким же индексом, но и многие другие – та же «двойка», «шестерка», «Нива»… «Одиннадцатый» двигатель, по сути, являлся модификацией силового агрегата «копейки» с расточенными до диаметра 79 мм цилиндрами (ход поршня остался неизмененным). Мощность при этом увеличилась до 69 л. с., а крутящий момент – до 93 Нм.
«Высокий» блок – залог престижа
Создавая новые модели «Жигулей» (в то время их называли «люксовыми»), конструкторы стремились не только улучшать их внешность, но и повышать мощность их двигателей. Сначала объем мотора увеличили до 1,5 л, расширив ход поршня «копейки» до 80 мм с помощью более «высокого» блока цилиндров и коленвала с увеличенным радиусом кривошипа (диаметр цилиндров при этом остался 76 мм). Так в начале 70-х появился мотор-долгожитель 2103 (77 л. с./ 5600 об/мин, 110 Нм/ 3400 об/мин), который пользовался популярностью у поклонников ВАЗов благодаря сбалансированности характеристик. «Троечный» мотор устанавливался не только на ВАЗ-2103, но и на множество других «Жигулей» – на «четверку» (21043), «пятерку» (21053), «шестерку» (21061), «семерку» (2107)…
Сочетание «больших» цилиндров с «высоким» блоком (79х80 мм) позволило получить в середине 70-х 1,6-литровый двигатель 2106 мощностью 80 л. с. Он оказался впору самой престижной и дорогой на то время тольяттинской «классике» – ВАЗ-2106. Впрочем, «шестым» двигателем оснащали не только «шаху», но и другие модели классического семейства – естественно, самые дорогие и престижные (к примеру, ВАЗ-21074 многие считают лучшей моделью «ВАЗа», сочетающей в себе мощный «шестой» мотор с современным «седьмым» кузовом).
В начале 80-х «одиннадцатый» мотор еще раз модернизировали, заменив двухрядную цепь газораспределительного механизма ременным приводом. Такой шаг позволил сделать силовой агрегат тише и компактнее, но потребовал применения новых блока и головки, а также поршней, в которых появились выемки под клапаны (чтобы в случае обрыва ремня детали мотора «не встретились»). Самый прогрессивный в семействе «пятерочный» мотор устанавливали недолго – и только на «четверку», саму «пятерку» и «семерку» (модификация 21072). Но консервативно настроенные покупатели предпочитали более мощные и надежные агрегаты с цепью.
Со временем двигатели 2103 и 2106 вытеснили своих маломощных собратьев – нынешние «Жигули» оснащаются именно этими моторами, созданными в начале 70-х годов прошлого столетия…
На пределе
В 1993 году вершиной моторной «классики» стал новый двигатель – ВАЗ-21213, в котором новый коленвал с увеличенным числом противовесов (радиус кривошипа остался прежним – 40 мм) сочетался с расточенными до 82 мм цилиндрами. Рабочий объем этого мотора вырос до 1,7 л. Изменения внесли и в другие детали: усовершенствована головка блока, изменена камера сгорания и использованы новые поршни. Двигатель стал более мощным (76 л. с.) и, что немаловажно, «моментным» (125 Нм). Неудивительно, что агрегат с такими характеристиками стали использовать на «Ниве», для которой нелишним был каждый дополнительный ньютоно-метр.
У данного двигателя в середине 90-х появился еще более «объемистый» собрат – ВАЗ-2130, который прибавил «сто граммов» (1,8 л) за счет увеличения хода поршня (на 4 мм). Мотор стал мощнее (81,6 л. с., карб.) и тяговитее (134 Нм), что позволяло использовать его на самых тяжелых ВАЗах – удлиненной пятидверной «Ниве», названной «Кедр», и минивэне «Надежда». Кстати, «везущий» двигатель жалуют и любители тюнинга – благо «тридцатый» уже встречается в автомагазинах.
Инъекция бодрости
В 90-е годы 1,5-литровый мотор-ветеран «примерил» более прогрессивную систему питания: сначала его с прицелом на экспорт оснастили моновпрыском (ВАЗ-21073 и -21044), затем на базе двигателя ВАЗ-21213 был создан «214-й» с распределенным впрыском, который при том же рабочем объеме (1,7 л) оказался не только мощнее (81 л. с.) и тяговитее (129,5 Нм), но и соответствовал ужесточившимся европейским нормам токсичности.
В прошлом году было начато серийное производство еще одного полуторалитрового «инжектора» для «семерок». Как и мотор «Нивы», он оснащен распределенным впрыском, системой улавливания паров бензина и катализатором и соответствует требованиям Евро 2.
Среди преимуществ впрысковых моторов – более высокие мощность и крутящий момент (не всегда), а также более устойчивая работа. 1,7-литровая модификация мотора «классики» в инжекторном исполнении нашла свое место под капотом Chevrolet-Niva – российско-американского СП «GM-АвтоВАЗ».
Очень часто показатели того или иного мотора «классики» зависят от качества изготовления распределителя, настройки карбюратора и системы зажигания, в то время как для впрыска это не имеет никакого значения. Впрочем, за все надо платить: более современная система питания нуждается в квалифицированной диагностике и качественном обслуживании – «оживить» ее с помощью пары гаечных ключей и обычного насоса вряд ли удастся. С другой стороны, «четвертый» мотор – единственный из ныне выпускаемых соответствует нормам Евро 2, что, в принципе, нереально для карбюратора.
Вчера, сегодня… завтра?
Очевидно, что проверенные временем двигатели «классики» пока отправлять на покой не собираются. Их продолжают усовершенствовать, внедряя все новые и новые поколения систем впрыска и электронику. Карбюраторы уже в ближайшее время навсегда исчезнут со сборочного конвейера «АвтоВАЗа».
Спустя десять лет после выпуска первого ВАЗа семейство «классических» агрегатов пополнила необычная модификация, работающая на… солярке. Дизельный мотор ВАЗ-341 явился результатом существенной модернизации «троечного» двигателя. В силу других условий работы дизеля конструкторам пришлось значительно усилить блок цилиндров и поршни (соотношение хода и диаметра – 76х84 мм). Чтобы компенсировать неравномерность работы мотора, цепной привод ГРМ заменили ременным, а сам клапанный механизм конструктивно напоминает «восьмерочный». Несмотря на некоторые недостатки этого двигателя (проблемы с обслуживанием в глубинке, высокие технологические требования к изготовлению), он пришелся впору утилитарной «четверке» (модификация 21045). Дизельная «четверка» выпускается мелкими сериями в опытно-промышленном производстве (ОПП) «АвтоВАЗа».
Разработана и более «объемная» модификация дизеля – ВАЗ-343. Благодаря увеличенному до 82 мм диаметру цилиндров (блок двигателя – оригинальный, невзаимозаменяемый с обычным) ее объем составляет 1800 «кубиков».
Мотором ВАЗ-21179 сначала оснащали только переднеприводные кроссоверы Lada Xray, затем его стали устанавливать и на седан Lada Vesta. Популярность ДВС продолжает расти вместе с его востребованностью – выше уже говорилось о планах АвтоВАЗа по комплектации этим мотором полноприводной Lada Niva. Не исключено, что и ожидаемая полноприводная версия Lada XRay получит этот соответствующий классу «кроссовер» двигатель, который будет вполне уместен и на Largus, Kalina и Granta.
Как заявляют разработчики ВАЗ-21179, в этом двигателе они совместили очень многие свои технические задумки, но при этом – далеко не все. Так что, перспективы самые радужные, на подходе ждущий внедрения ВАЗ-21238 — тот же ВАЗ-21179, но с двумя фазовращателями, которые серьёзно изменят характеристики мотора, причём – в лучшую сторону.