Двигатель bmw m30b30 характеристики
BMW M30
- 86.0 mm (3.4 in)
- 89.0 mm (3.5 in)
- 92.0 mm (3.6 in)
The BMW M30 is a SOHC straight-six petrol engine which was produced from 1968 to 1995. With a production run of 27 years, it is BMW’s longest produced engine and was used in many car models.
The first models to use the M30 engine were the BMW 2500 and 2800 sedans. The initial M30 models were produced in displacements of 2.5 litres (2,494 cc) and 2.8 litres (2,788 cc). Larger displacement versions were introduced over time, with the largest version being 3,430 cc (209.3 cu in), which was sometimes badged as «3.5 litres». [1] As per the BMW M10 four-cylinder engine from which the M30 was developed, the M30 has an iron block, an aluminium head and an overhead camshaft with two valves per cylinder.
The engine was given the nicknames of ‘Big Six’ and ‘Senior Six’, following the introduction of the smaller BMW M20 straight-six engine in the late 1970s. The M30 was produced alongside the M20 throughout the M20’s production, and prior to the introduction of the BMW M70 V12 engine in 1987, the M30 was BMW’s most powerful and largest regular production engine.
Following the introduction of the BMW M50 engine in 1990, the M30 began to be phased out.
Ward’s have rated the M30 as one of the «Top Engines of the 20th Century». [2]
Содержание
Двигатель M30B25 — это 2.5-литровая (2494 см³) версия двигателя M30. Мощность составляет 150 лошадиных сил при 5500 оборотах в минуту. Максимальный крутящий момент — 215 Нм при 4000 об/мин. Двигатель использует инжекторную систему питания L-Jetronic. Диаметр цилиндров 86 мм. Ход поршней — 71.6 мм. Степень сжатия — 9.6. Устанавливался на:
- BMW E12 525
- BMW E28 525i
- BMW E23 725i (экспортная модель для стран с высоким налогом: Япония, Швеция, etc.)
Модификации
Рядный двигатель BMW M30 получил версии, отличающиеся между собой объемом цилиндров. Естественно, конструктивно они слабо отличаются между собой и кроме мощности и величины крутящего момента не имеют серьезных отличий.
- M30B25 – самый маленький мотор с рабочим объемом 2.5 литра. Он выпускался концерном с 1968 года и использовался с 1968 по 1975 годы на машинах BMW 5 серии. Мощность составила 145-150 л.с. (достигается при 4000 об/мин).
- M30B28 – мотор с объемом 2.8 литра и мощностью 165-170 л.с. Его можно найти на седанах 5 и 7 серий.
- M30B30 – ДВС с объемом цилиндров 3 литра и мощностью 184-198 л.с. при 4000 об/мин. Версия устанавливалась на седаны BMW 5 и 7 серий с 1968 по 1971 год.
- M30B33 – версия с объемом 3.23 л, мощностью 185-220 л.с и крутящим моментом 310 Нм при 4000 об/мин. Агрегат ставился на автомобили BMW 635, 735, 535, L6, L7 с 1982 по 1988 годы.
- M30B35 – модель с самым большим объемом в линейке – 3.43 л. Мощность в 211 л.с. достигается при 4000 об/мин, крутящий момент – 305 Нм. Устанавливался на модели 635, 735, 535 с 1988 по 1993 годы. Версия также получила разные модификации. В частности, силовая установка M30B35LE развивала мощность до 220 л.с., а ее крутящий момент достигал 375 Нм при 4000 об/мин. Другая модификация – M30B35MAE – оснащена нагнетателем-турбиной и развивает мощность 252 л.с., а ее максимальный крутящий момент переведен на низкие обороты – 2200 об/мин, что обеспечивает быстрый набор скорости.
Формула двигателя БМВ М10, представляющего собой блок из чугуна и головки из алюминия с цепным приводом распредвала, была вновь применена, и вновь успешно. Первая модель с четырьмя клапанами — М88, была разработана Густавом Едерером. Под его руководством происходили все разработки, начиная с 1972 года.
2.5л, 2.8л, 3.0л, 3.2л и 3.5л рабочего объема – это модификации М30 – 6-ти цилиндрового двигателя с рядным расположением цилиндров. Чаще всего он встречается на моделях 5й серии – Е12, Е28, Е32, 6й серии – Е24, 7й серии – Е23 и Е32, также в мощном BMW M1.
Как по конструкции, так и по долгому времени эксплуатации, двигатель оказался удачным. Большая мощность обеспечивала его долгосрочность, ввиду малой нагрузки таких моделей.
Только модификация М30В35, имеющая цилиндр с диаметром 93.4 мм, из-за большой энергонагрузки оказалась довольно неудачной. Однако не стоит путать с М30В34, которым обладают в основном все 3.5-литровые автомобили.
Нюансы эксплуатации двигателя BMW M30
Двигатель БМВ М30 обладает тяжелой поршневой, и ходы поршня слишком большие, что не дает ему быстро раскрутиться и создает немалые нагрузки на подшипники. Исходя из этого, можно сказать, что автомобили с М30 предназначены для более спокойной езды.
Двигатель должен работать в пределах 4-6 тыс. оборотов, и масло должно быть только минеральное, иначе после прохождения нескольких тысяч км. придется ремонтировать коленвал. Эти требования вытекают из большого веса поршневой системы. Масло должно быть синтетическое, а если ко всему, Вы также любите его крутить, то при объеме больше 2.8 л. нужно установить масляный радиатор.
Однако, эти недостатки компенсируются преимуществами сбалансированной рядной шестеренки и высокой мощностью.
В моделях 745i с кузовом Е23 использовался двигатель М30, модифицированный турбонаддувом. К слову, М30 был вторым по счету двигателем и последним, на который были установлены турбиновые модификации. В зависимости от турбины, двигатели были объемами 3.2 и 3.4 литра. На обоих использовалась маркировка М102, и мощность была одинаковая – 252л.с. Основное различие составляла система питания и зажигания.
Автомобили с мотором БМВ М30:
Авто серий 3, 5, 6 и 7 были оборудованы данным двигателем:
- Модели третьей серии 333i, с кузовом Е30, оснащены двигателем объемом 3.2 л., с системой впрыска Motronic, и предназначались для продажи в ОАЭ.
- Автомобили пятой серии, кузов Е12 – модель 525, с объемом двигателя 2.5 л., оборудованы карбюратором, модель 528, с объемом двигателя 2.8 л. – оснащены карбюратором или инжектором, модель 535i – объем 3.5 л. – только инжектором. Кузовом Е28 оборудованы модели 525i, 528i, выпущенные до 1985 г., после — модели 535i M535i. С кузова Е28 началось использование только инжекторов. Кузов Е34 – модели 530i, 535i (530i, 535i (объем 3л и 3.5л соответственно) оборудованы инжектором и системой впрыска Motronic. Датчик положения коленвала расположен на демпфере, а не на КПП.
- Авто шестой серии. Кузов Е24 – модель 628CS оборудована карбюратором и системой впрыска. Модели 633CSi и 635CSi – только инжектором.
- Автомобили седьмой серии, с кузовом Е23. 728 модель – оснащена инжектором либо карбюратором, 730-я – только карбюратором, 732i/733i, 735i, 745i — обладают турбированной версией мотора. Кузов E32 — модель 730i – объем двигателя 3.0 л, 735i – двигатель 3.5 л.
Характеристики BMW M30
Модель | M30B25 | M30B28 | M30B30 | M30B32 | M30B34 | M30B35 |
---|---|---|---|---|---|---|
Объем, л./куб.см. | 2.5/2494 | 2.8/2788 | 3.0/2986 | 3.2/3210 | 3.4/3430 | 3.4/3428 |
Мощность, л.с. / об.мин. | 150/5500 | 184/5800 | 188/5800 | 200/5000 | 185-220/5400/5700 | 211/5700 |
Макс. кр. момент, Нм / об.мин. | 215/4000 | 240/4200 | 260/4000 | 285/4300 | 305-311/4000 | 305/4000 |
Инжекторный впрыск | L-Jetronic | L-Jetronic | Motronic | L-Jetronic | Motronic | Motronic |
Диаметр цилиндра / ход поршня, мм | 86/71 | 86/80 | 86/80 | 89/86 | 92/86 | 92/86 |
Степень сжатия | 9.6 | 9.3 | 9.0 | 9.0 | 8.0/9.0 | 9.0 |
Двигатель М30 получился мощным и тяжелым. Это, с одной стороны, предопределило его надежность и приемистость на низких оборотах, но с другой стороны, закрыло дорогу в автоспорт. Поршневая система слишком массивна, а ход поршней слишком велик, что затрудняет разгон и увеличивает нагрузку на подшипники.
Тем не менее на серийных “гражданских” машинах мотор прекрасно себя зарекомендовал. Его устанавливали в течение двух десятилетий в основном на автомобили пятой серии.
M30B25 | BMW 525 (кузов E12) | 1973-1976 |
---|---|---|
BMW 525 (кузов E12) | 1976-1981 | |
BMW 525i (кузов E28) | 1981-1987 | |
M30B28 | BMW 528 (кузов E12) | 1975-1976 |
BMW 528 (кузов E12) | 1976-1978 | |
BMW 528i (кузов E12) | 1977-1981 | |
BMW 528i (кузов E28) | 1981-1987 | |
M30B30 | BMW 530 (кузов E12) | 1975-1978 |
BMW 530i (кузов E12) | 1975-1978 | |
BMW 530 MLE (кузов E12) | 1976 | |
BMW 530i (кузов E34) | 1988-1990 | |
M30B32 | BMW 533i (кузов E12) | 1979 |
BMW 533i (кузов E28) | 1983-1984 | |
BMW 333i (кузов E28) | 1984-1986 | |
M30B34 | BMW 535i (кузов E28) | 1985-1988 |
BMW 535is (кузов E28) | 1987-1988 | |
M30B35 | BMW 535i (кузов E34) | 1988-1993 |
Автоспорт
M30 приводил в движение серию купе E9 CSL и E24 6 Series, участвовавших в Чемпионате Европы по кузовным гонкам (ETCC) на протяжении 1970-х и до середины 1980-х годов, хотя более мощная 24-клапанная головка DOHC была разработана для высокопроизводительного автоспорта и улиц. использовать.
В основе высокопроизводительного двигателя BMW M88 лежит блок M30.
Стоит ли покупать?
Сегодня эти агрегаты продаются на специализированных площадках. Например, контрактный двигатель M30B30 1991 года выпуска можно приобрести за 45000 рублей. По заявлению продавца, он «пробежал» всего 190000 км, что для данного мотора мало с учетом того, что его практический ресурс достигает 500+ тысяч километров.
M30B35 можно найти за 30000 рублей без навесного оборудования.
Конечная цена зависит от состояния, пробега, наличия или отсутствия навесного оборудования.
Несмотря на надежность и технически удачную конструкцию, моторы все M30 не рекомендуются к покупке сегодня. Их ресурс подходит к концу, поэтому обеспечить нормальную бесперебойную работу они не способны в силу естественной старости.