5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Двигатель blue что это

Двигатель blue что это

The Blue Engine 4 [2] or BE-4 is an oxygen-rich [3] liquefied-natural-gas-fueled [4] staged-combustion rocket engine under development by Blue Origin. The BE-4 is being developed with private and public funding. [5] The engine has been designed to produce 2.4 meganewtons (550,000 lbf) of thrust at sea level. [6]

It was initially planned for the engine to be used exclusively on a Blue Origin proprietary launch vehicle New Glenn, the company’s first orbital rocket. However, it was announced in 2014 that the engine would also be used on the United Launch Alliance (ULA) Vulcan Centaur launch vehicle, the successor to the Atlas V launch vehicle. [7] Final engine selection by ULA happened in September 2018. [8]

Although previously planned to fly as early as 2019, the first flight test of the new engine is now expected no earlier than 2022 on the Vulcan rocket. The engine is running four years behind as of August 2021 [update] , and Blue has experienced a number of problems, both technical and managerial, with the engine development program, leaving the engine still not yet flight-qualified. Flight engines will not be delivered to ULA before late 2021, and perhaps not until early 2022. [5]

Тест-драйв Changan CS35 российской сборки

Испытания Changan CS35 из Липецках в дорожных условиях.

Компактный кроссовер Changan CS35 вернулся на российский рынок. Теперь автомобиль собирают в Липецкой области по принципу крупноузловой сборки. Портал AUTOTAT.ru решил испытать “паркетник” в городских условиях и выяснить все его плюсы и минусы.

В наши руки попал люксовый вариант Changan CS35 за 925 900 рублей, который со скидкой можно прямо сейчас приобрести за 870 000 рублей. Автомобиль оснащается надежным 1.6-литровым мотором Blue Core мощностью 113 л.с. и классической коробкой автомат.

Дизайн CS35 явно не китайский — над линиями кузова работали итальянцы из ателье Italdesign. С момента первого появления кроссовера на российском рынке прошло уже более 4 лет, однако его дизайн не перестает радовать глаз.

Сам по себе Changan CS35 небольшой — в длину автомобиль достигает 4160 мм, в ширину -1820 мм, а в высоту — 1670 мм. И это при колесной базе в 2560 мм. Тем не менее, его салон просторный и позволяет высокому человеку с ростом 191 см удобно не только на водительском сидении, но и на заднем диване самому за собой.

CS35 по длине находится между Nissan Juke (4135 мм) и Renault Duster (4315 мм).

Правда багажник в Changan CS35 небольшой (337 литров). Зато под фальшполом спрятан удобный органайзер и запаска на диске, а при сложенных сидениях литраж багажника увеличивается до 1251 л.

Впечатления от салона и управления Changan CS35

Как только садишься в салон кроссовера, то сразу понимаешь, что находишься в качественном автомобиле. Да, здесь жесткий пластик, но он не скрипит, не дребезжит и имеет приятную глазу фактуру, а бирюзовая подсветка приборной панели просто радует глаз.

Садимся за руль, обтянутый перфорированной кожей. На нем можно увидеть не только мультифункциональные кнопки регулировки громкости и переключения треков, но и рычажок от круиз-контроля. Эта функция пригодится на трассе — выставляем максимальную скорость, убираем ногу с педали газа и наслаждаемся поездкой.

Если говорить об управляемости Changan CS35, то тут тоже все на высоте. В режиме паркинга руль становится легким, а на скорости наливается тяжестью. На каждое движение водителя он реагирует остро, плюс крены кузова на поворотах минимальны для автомобиля массой 1270 кг.

На центральной торпеде в нашей комплектации можно встретить приятную глазу аудиосистему с поддержкой всех современных форматов (MP3, CD и WMA), а чуть ниже кнопки регулировки системой кондиционирования.

Кстати, кондиционер прекрасно охлаждает салон в душную погоду и имеет стандартные регулировки направления потоков воздуха — в лицо-ноги, в лицо, только в ноги и ноги стекло.

Понравилось и то, что чуть ниже по центральному тоннелю есть прикуриватель с розеткой и система ЭРА-ГЛОНАСС. Во всей этой идиллии единственным эргономическим просчетом салона Changan CS35 можно считать неудобное расположение кнопок подогрева сидений — их зачем-то разместили у прикуривателя. В остальном, нареканий нет.

Хочется отметить удачный профиль передних сидений. В люксовой комплектации они полностью обшиты кожей с ровной строчкой. На дальних расстояниях спина не устает. Водительское сидение можно отрегулировать в 6 положениях. А вот рулевая колонка настраивается только по высоте.

В задней части автомобиля достаточно места для трех взрослых человек. Примечательно, что в дверях есть ниши под небольшие бутылки — редко встретишь подобную опцию в кроссоверах.

Двигатель и работа коробки автомат

В России Changan CS35 предлагается с бензиновый 1.6-литровым мотором BlueCore 1598ml DVVT мощностью 113 л.с. Он без труда переваривает АИ-92 и весьма тяговит. Даже с 4-ступенчатым автоматом этот мотор без проблем справляется с обгонами и демонстрирует неплохую взрывную динамику. Правда на таком автомобиле вовсе не хочется куда-то спешить — кроссовер располагает к комфортной, размеренной езде.

Если же говорить о расходе топлива, то по паспорту CS35 на АКПП в городе расходует 9.8 л., однако у нас удалось без труда уменьшить эту цифру до 8.2 литров! В целом, педаль газа весьма информативна, и дисковые тормоза просто на высоте — никакой ватности.

Безопасность. Проходимость и обзорность Changan CS35

Отдельно хочется рассказать про обзорность Changan CS35. По этому показателю китайский кроссовер далеко ушел от своих потенциальных конкурентов. Боковые стойки совсем не мешают обзору, да и зеркала в меру крупные и легко регулируются под нужды водителя.

Если же говорить про подвеску, то она представлена в CS35 спереди классическим МакФерсоном, а сзади полузависимой торсионной балкой. Неровности дороги подвеска неплохо отрабатывает, как и стыки рельс.

Порадовал и клиренс кроссовера (180 мм). Парковаться у поребриков и ездить по проселочной дороге одно удовольствие — нигде ничего не задевает и не скребет.

Стоит ли покупать Changan CS35?

Однозначно да! Если вам нужен неприхотливый в обслуживании автомобиль с высоким дорожным просветом, отличной управляемостью и богатым списком опций по приемлемой цене, то ваш выбор — Changan CS35. И это при том, что российская сборка никак не сказалась на качестве конечного продукта — все зазоры ровные, в салоне ничего не гремит и не отваливается.

К сожалению, не обошлось и без минусов. К ним можно отнести неудачное расположение кнопок подогрева сидений, отсутствие защиты картера с завода и среднюю шумоизоляцию. В остальном, Changan CS35 стоит своих денег.

Проверьте это сами, записавшись на тест-драйв по адресу 1-я Азинская, 7 к официальному дилеру марки автосалону “Кайрос”.

Для чего нужна жидкость AdBlue

Принцип работы системы на базе жидкости AdBlue достаточно прост:

  • При работе дизельного двигателя AdBlue впрыскивается через специальные форсунки в выпускную систему.
  • На пути от форсунки до катализатора выхлопных газов при воздействии высокой температуры запускается реакция термолиза, и из карбамида образуется аммиак и изоциановая кислота.
  • Далее протекает гидролитическая реакция, в ходе которой изоциановая кислота реагирует с водой, в результате чего образуются углекислота и аммиак.
  • В блоке восстановительного катализатора аммиак вступает в реакцию с окислами азота, в результате чего от них отщепляются атомы кислорода с образованием воды и чистого азота, которые не представляют опасности для живых организмов.
Читать еще:  Что такое дмрв двигатель лада

Чтобы реакция нейтрализации опасных азотных соединений протекала с должной эффективностью, требуется подача в систему строго определенной концентрации мочевины, зависящей от содержания диоксида азота в выхлопных газах. Этот процесс контролируется компьютером автомобиля.

Еще одно важное условие для нормального функционирования всей этой системы – чистота реагента. Если в AdBlue будут содержаться какие-либо посторонние соединения или же концентрация мочевины и воды будет отличаться от установленных регламентами стандартов, то нейтрализация не будет полноценной. Также грязь может засорить катализатор, в результате чего потребуется его дорогостоящее обслуживание.

Peugeot 308 SW — средняя подвеска, отличный дизельный двигатель

Подвеска Peugeot compact combi более удобна, хотя она может вести себя нервно на неровных поверхностях — конструктивно новые конкуренты могут быть не такими хорошими для тюленей и шипов, но они наверняка будут более уверенными и более приятными.

Давайте перейдем к дисциплине, в которой Peugeot по-прежнему остается в авангарде своего класса. Это двигатель! Нет, это не ультрасовременный гибрид, не бензин с прямым впрыском, а немодный дизель. Производитель заявляет, что средний расход топлива версии 1.5 BlueHDi составляет всего 3,6 л / 100 км. Конечно, на практике это не так хорошо, но жалоб действительно не хватает. В течение первых нескольких дней эксплуатации этого автомобиля я получил результаты сгорания в диапазоне 5,1–5,2 л / 100 км — на смешанных маршрутах, охватывающих как Варшавские пробки, участки автомагистралей и тихие маршруты за пределами населенных пунктов, так и со скоростью движения в пробках. , Неплохо, но далеко заявлено производителем. Ну, но вы можете управлять более экономно.

Ответ Безоса: чем полет Blue Origin отличается от Virgin Galactic

«Космическая гонка миллиардеров» в самом разгаре — совсем недавно на своем ракетоплане прокатился основатель Virgin Galactic Ричард Брэнсон, а 20 июля ракета New Shepard должна отправить в космос капсулу с конкурентом Брэнсона — Джеффом Безосом, основателем компании Blue Origin. Разбираемся как пройдет этот полет и чем он отличается от вояжа Virgin Galactic.

Обе компании борются за одну цель — запускать людей и научные эксперименты в суборбитальное пространство, когда корабль пересекает границу космоса и атмосферы, но не выходит на околоземную орбиту. Virgin Galactic и Blue Origin намерены серьезно расширить рынок космического туризма — чтобы больше обычных людей могло попасть в космос без участия госкорпораций.

А это точно космос?

Само понятие границы космического пространства и атмосферы Земли (она же линия Кармана) остается предметом споров. По определению Международной авиационной федерации (FAI) она находится на высоте ста километров — среда там становится настолько разреженной, что уже не может генерировать подъемную силу для летательного аппарата. При этом, по данным моделирования, для аппаратов разной конструкции высота, где аэродинамические силы перестают серьезно влиять на полет, может варьироваться с 66 до 88 километров. Этот факт стал три года назад поводом для FAI предложить коллегам из Международного астронавтической федерации (IAF) обсудить возможность «приспустить» границу космоса до 80 километров, но никакого формального решения организации до сих пор не приняли.

Американские военные и NASA считают, что астронавт — это человек, который совершил полет на высоте выше 50 миль (80,47 километров). Благодаря этому члены экипажа ракетоплана VSS Unity, слетавшего на высоту 86 километров, а также сам Ричард Брэнсон, уже получили значки «коммерческих астронавтов».

Blue Origin, в отличие от своего конкурента, не нуждается в том, чтобы уточнять границы космоса — ее аппарат способен подниматься до 106 километров, а значит точно попадет в космос как по американским меркам, так и международным.

Суборбитальный прыгун

Для туристических полетов Blue Origin использует систему вертикального взлета и посадки, размерами 15 на 3,7 метра, которая состоит из одноступенчатой ракеты-носителя и герметичной пассажирской капсулы. Ракета оснащена кислородно-водородным двигателем ВЕ-3 с тягой 490 килоньютонов и способна возвращаться на Землю, что делает ее, по словам разработчиков, многоразовой.

Капсула рассчитана на шесть человек, каждый из которых имеет возможность рассматривать происходящее за бортом в огромное прямоугольное окно. Для сравнения — кабина VSS Unity также рассчитана на шесть пассажиров, которые могут наблюдать Землю через дюжину небольших круглых иллюминаторов. На пике полета, во время состояния невесомости, пассажиры смогут передвигаться по капсуле, держась за поручни, которых в VSS Unity нет. Еще одно отличие New Shepard от ракетоплана Virgin Galactic — весь полет проходит в полностью автоматическом режиме, в то время как VSS Unity управляется пилотами.

Полет New Shepard проходит следующим образом. Через примерно три минуты после старта ракеты, на высоте 40 километров, от нее отделяется капсула. После этого ракета садится на площадку в 3,2 километрах от стартовой позиции, маневрируя при помощи маршевого двигателя. Капсула, продолжая по инерции набирать высоту, на 2-3 минуты залетает за линию Кармана, а после — падает обратно на Землю. Через 9 минут после старта автоматика выпустит три парашюта, и капсула совершит мягкую посадку на скорости около 45 сантиметров в секунду, кратковременно запустив в самом конце тормозной двигатель. Весь полет займет около 11 минут, из них четыре пассажиры проведут, наслаждаясь невесомостью. По сути план полета New Shepard схож с полетом первого астронавта США Аланом Шепардом на корабле «Меркурий-Редстоун-3» в 1961 году — отсюда и название системы.

Первый экипаж

New Shepard уже совершила несколько успешных беспилотных полетов, в одном из которых на борту капсулы был манекен. Теперь в космос на четвертой модели ракеты NS-4 впервые отправятся люди:

  1. Основатель компании Blue Origin Джефф Безос.
  2. Его брат Марк Безос.
  3. 82-летняя Уолли Фанк (Wally Funk) — летчица, которая в 1961 году прошла отбор в программу женщин-астронавтов (известная в СМИ, как «Меркурий-13»). NASA в те годы женщин в качестве кандидатов официально не рассматривало, программа была свернута, и никто из этой группы в космос так и не попал. Фанк — самая молодая из 13-ти женщин, прошедших отбор.
  4. 18-летний студент Оливер Дэемен (Oliver Daemen) — сын миллиардера и основателя нидерландской инвестиционной компании Somerset Capital Partners, который изначально планировал полететь сам, но решил лететь следующим рейсом.

Таким образом, после полета из капсулы выйдут самый молодой и самый старый астронавт в мире. Загадочный и до сих пор неназванный первоначальный победитель аукциона, который получил право слетать в космос вместе с Безосами и выложить за это 28 миллионов долларов, решил лететь на New Shepard в другой раз.

Что дальше?

Обе компании уже получили официальные разрешения на пилотируемые запуски, так что продолжат подготовку к началу дальнейших туристических полетов. Очередь на борт ракетопланов Virgin Galactic уже довольно внушительна — как минимум 600 человек отдали за билет 250 тысяч долларов (среди которых оказался и Илон Маск). Компания обещает, что повезет первых клиентов в космос после того, как проведет еще два испытательных полета. Клиентам Blue Origin придется выложить за полет в космос около 500 тысяч долларов. При этом пока неизвестно, будет ли компания создавать новую версию системы на смену NS-4, а Virgin Galactic — делать новый ракетоплан.

Читать еще:  Vw golf все двигатели и характеристики

Подготовка к полету на New Shepard не займет много времени для платежеспособного клиента — всего четыре дня. Пассажиры должны весить от 49,9 до 108,9 килограммов, быть ростом от 152,4 до 193 сантиметров, выдерживать перегрузки от 3 g (во время взлета) до 5,5 g (во время посадки), быть способными подняться на семь лестничных пролетов менее чем за 90 секунд и провести до 90 минут в замкнутом пространстве.

Помимо людей, в суборбитальный полет можно отправлять и научные эксперименты. 11 июля на борту ракетоплана VSS Unity вместе с Ричардом Брэнсоном были пробирки с резуховидкой Таля — часть эксперимента NASA, который изучает влияние микрогравитации на растения. New Shepard прежде тоже возил полезную нагрузку в ходе испытательных полетов, но возьмет ли Безос в свой полет какой-то научный эксперимент, неизвестно.

В России суборбитальным туризмом планировала заняться компания «Космокурс», разрабатывавшая комплекс из одноступенчатой ракеты и семиместного корабля. Однако весной этого года она объявила о своем закрытии из-за ряда сложностей и высоких финансовых рисков.

Blue Steel

Blue Steel
Типстратегическая крылатая ракета
СтатусСнята с вооружения
Разработчик Avro Aircraft
Годы разработки1954—1962
Начало испытаний1959 год
Принятие на вооружение1963 год
ПроизводительAvro Aircraft
Годы производствас 1963 года
Стоимость единицыСвыше 60 млн. ф. ст.
Годы эксплуатации1963—1970
Основные эксплуатанты ВВС Великобритании
Базовая модельMk1
МодификацииMk1А
Основные технические характеристики
Тип боевой части: термоядерная 1,1 Мт
Макс. дальность: 240 км
Медиафайлы на Викискладе

Blue Steel, «Блю Стил» (букв. — синяя/голубая сталь, т.е. воронёная сталь) — британская крылатая ракета класса «воздух—поверхность» стратегического назначения, предназначенная для несения ядерного заряда. Находилась на вооружении в 1963—70 годах и была единственной развёрнутой британской ядерной ракетой этого класса. Оказалась морально устаревшей уже на момент принятия на вооружение: обладала слишком малой дальностью, не соответствовавшей требованиям, предъявлявшимся к средствам стратегического ядерного удара, и отличалась невысокой надёжностью. По этим причинам была снята с вооружения, после чего стратегические ядерные силы Великобритании стали состоять только из подводных лодок с баллистическими ракетами.

В 1950-е годы быстрое развитие противовоздушной обороны (ПВО) стремительно снижало боевую ценность самолётов, вооружённых свободнопадающими бомбами. Ядерный потенциал Великобритании, начавший развиваться с 1953 года, в течение первых нескольких лет был представлен исключительно бомбами свободного падения, носителем которых служили стратегические бомбардировщики «Вулкан», «Виктор» и «Вэлиент» (так называемые В-бомбардировщики). Однако британские военные осознавали слабость и уязвимость этих самолётов в случае начала войны с СССР, обладавшим развитой и эффективной ПВО. По оценкам НАТО, мощь советской обороны могла нанести английским бомбардировщикам потери, близкие к 100 % [1] . Стала очевидной необходимость принятия на вооружение таких боеприпасов, которые позволяли бы самолётам сбрасывать их, не входя в зону ПВО — ракет класса «воздух—поверхность» [2] .

Согласно оценкам, в 1960 году наземная ПВО среднего радиуса действия сделает пролёт «В-бомбардировщиков» над целью или на расстоянии до 50 миль от неё, исключительно опасным. Таким образом, существует необходимость в летающей бомбе, срок службы которой придётся в основном в период между 1960 и 1965 годами. Ожидается, что термоядерная головная часть будет создана к 1960 году; в целом признано, что эта бомба будет предназначена для несения такой головной части.

В другом докладе были выдвинуты конкретные требования к ракете: скорость не меньше М=2 (то есть в два раза выше скорости звука). Предполагалось также, что ракета будет оснащена ядерным зарядом мощностью 200 килотонн [2] [3] . При проектировании предполагалось придать ракете дальность около 100 миль (160 км) [4] .

Разработка ракеты началась в 1954 году фирмой «Авро». Ракета получила название в соответствии с т. н. «радужным ом», принятым в Министерстве снабжения Великобритании. Проект оказался весьма сложным для британской промышленности, не только по причине снижения технологического потенциала страны, но и потому, что многие элементы проекта были для 1950-х годов слишком новаторскими. По этой причине, например, с большими трудностями столкнулся процесс создания системы инерциального самонаведения. Гироскопы для неё были закуплены в США, однако остальные компоненты англичане изготовили самостоятельно. Другой проблемой оказалось отсутствие в Великобритании ядерного заряда, который имел бы требуемую мощность и при этом подходил по габаритам и весу. В связи с этим рассматривалась возможность использования схемы какого-либо из американских зарядов. Этот вопрос удалось решить лишь к началу 1960-х годов с появлением у Лондона собственного термоядерного оружия ( первое испытание (англ.) русск. — в мае 1957 года) [3] .

Много проблемных моментов возникло вокруг создания корпуса и оперения ракеты, которые должны были испытывать повышенные нагрузки при требуемых скоростях [5] . Не без сложностей осуществлялась и разработка двигателя «Блю Стил» (фирмой «Армстронг-Сиддли» (англ.) русск. был разработан двигатель «Стентор») [3] .

Все указанные проблемы привели к сильному затягиванию работ. Предварительные испытания отдельных узлов «Блю Стил» начались в 1959 году. Испытания первых опытных образцов ракеты начались в 1960 году в Австралии на полигоне Вумера (англ.) русск. . Ракета запускалась с бомбардировщиков «Вулкан» и «Виктор»; от оснащения «Блю Стил» бомбардировщиков «Вэлиент» было решено отказаться из-за их предстоящего снятия с вооружения. По словам аналитиков, испытания выявили много серьёзных недостатков ракеты [6] . Проект создания нового варианта ракеты, «Блю Стил-2», с повышенной до 700 миль дальностью и скоростью М=3 был свёрнут в 1959 году [4] . Лишь в сентябре 1962 года ракета была признана Королевскими ВВС пригодной для решения поставленных задач [6] .

В Великобритании осознавали многочисленные недостатки «Блю Стил», прежде всего её недостаточную дальность (150 миль, 240 км), которая к началу 1960-х уже не соответствовала требованиям нанесения стратегического ядерного удара и не позволяла самолётам-носителям эффективно избегать ПВО [5] . Поэтому Лондон изучал варианты принятия других систем доставки термоядерного оружия воздушного базирования. В 1960 году была достигнута договорённость с США о поставке Великобритании разрабатывавшейся крылатой ракеты «Скайболт», что было запланировано на 1964—65 годы. Однако в декабре 1962 года президент Дж. Кеннеди объявил британскому премьеру Г. Макмиллану об отмене данного решения. Это самым серьёзным образом повлияло на дальнейшее британское планирование в области развития стратегических ядерных сил и вынудило Лондон, при отсутствии иных крылатых ракет, заняться глубокой модернизацией «Блю Стил» ещё до принятия её на вооружение [1] .

Аэродинамическая схема

«Блю Стил» была выполнена по аэродинамической схеме «утка». В головной части ракета имела горизонтальный руль треугольной в плане формы со срезанными концами, в хвостовой части — треугольное крыло с отогнутыми концами и два киля. Подфюзеляжный киль при установке ракеты на носитель (самолёт) складывался и устанавливался вертикально уже после взлёта. Ракета окрашивалась в белый «противоатомный» цвет, отражавший световое излучение ядерного взрыва [6] .

Читать еще:  Starbound как починить двигатель

Двигатель

Жидкостный ракетный двигатель «Стентор» Mk101 был расположен в хвостовой части «Блю Стил». Он имел две камеры сгорания — верхнюю (большую) и нижнюю (малую) с максимальной тягой на уровне моря 7 260 и 1 800 кг соответственно [7] . Разгон ракеты до максимальной скорости осуществлялся при работе обеих камер при фиксированной тяге. По достижении заданной скорости верхняя камера отключалась. Работу продолжала нижняя, малая камера, тяга которой изменялась в зависимости от условий полёта, поддерживая скорость ракеты на одном уровне. Верхняя камера поддерживала фиксированную величину тяги с точностью ±5 %, нижняя — с точностью ±2,5 %. Горючим и окислителем служили керосин и перекись водорода соответственно [3] [6] .

Заправка «Блю Стил» топливом и окислителем проводилась перед установкой на самолёт. Это был сложный и опасный процесс в связи с повышенной пожароопасностью и высокой химической агрессивностью перекиси водорода. Работы по заправке осуществлялись персоналом в защитных костюмах и занимали около 30 минут [6] .

Головная часть

Ракета после принятия на вооружение оснащалась головной частью мощностью 1,1 мегатонна, основой которой служил термоядерный заряд «Ред Сноу» (англ.) русск. , основанный на схеме аналогичного американского боеприпаса W-28 [6] [8] .

«Блю Стил» была оснащена аналоговой инерциальной системой наведения. При этом данная система могла служить как вспомогательная для самолёта в случае отказа его бортовой навигационной системы. Перед отделением ракеты от носителя производился ввод в систему управления ракетой уточнённых координат места запуска из навигационной системы самолёта [6] .

Тактико-технические данные

«Блю Стил» была весьма крупногабаритным изделием. Её длина составляла 10,7 м, размах оперения 4 м, вес — 6 800 кг [8] .

Полёт ракеты проходил на скорости М=2,5. Максимальная дальность достигала 150 миль (240 км). За несколько километров до цели ракета начинала пикировать. Круговое вероятное отклонение «Блю Стил» в зависимости от дальности стрельбы находилось в пределах 100—600 м [6] . По некоторым данным, при пикировании на цель у ракеты отделялась головная часть [7] .

Ракеты первых лет выпуска были предназначены для запуска при нахождении самолёта на больши́х высотах. При этом полёт ракеты проходил в основном также в стратосфере. Однако из-за совершенствования средств ПВО к концу первой половины 1960-х годов стало ясно, что только действия стратегических бомбардировщиков на малых высотах способны увеличить вероятность преодоления ими системы ПВО. Поэтому уже вскоре после начала поставок «Блю Стил» прошла модернизацию для того, чтобы применяться с самых малых высот — около 300 м. Такая модификация ракеты называлась Mk1A (проект «Blue Steel Low Level» — «низковысотная „Блю Стил“»). Впоследствии все выпущенные ракеты были доработаны до уровня Mk1A. Работа над модификациями Mk1D и Mk2 с улучшенными характеристиками была отменена [6] .

«Блю Стил» была формально принята на вооружение в конце 1962 года и начала поступать в ВВС в феврале 1963 года. Ей оснащались бомбардировщики «Вулкан» и «Виктор». Большие габариты ракеты не позволяли размещать «Блю Стил» в бомбовых отсеках «В-бомбардировщиков», поэтому самолёты, предназначенные для её несения, были подвергнуты существенным конструктивным изменениям — в нижней части их фюзеляжа было сделано углубление, в котором закреплялась ракета. Каждый самолёт мог нести только одну ракету.

Было произведено по одним данным 53 единицы «Блю Стил» [4] , по другим — 57, из которых были развёрнуты 40 [8] . Некоторые источники указывают на 73 произведённых единицы, чего было достаточно для оснащения 48 бомбардировщиков и наличия запаса ракет для учебных пусков и испытаний [6] .

Ценность «Блю Стил» как средства стратегического ядерного удара была сомнительной уже с самого принятия на вооружение. Главным недостатком была малая дальность её полёта, которая даже в случае глубокой модернизации ракеты не соответствовала бы требованиям. Аналитики подчёркивали, что даже в случае придания «Блю Стил» дальности в 400 миль самолёты-носители могли быть перехвачены советскими истребителями Ту-128, способными действовать вне зоны охвата наземных радаров СССР [4] .

Развитие программы ввода в строй первых британских подводных лодок с баллистическими ракетами «Поларис» (первая лодка вышла на дежурство в 1968 году), которые гораздо лучше соответствовали концепции стратегического сдерживания, окончательно убедило британские правящие круги в целесообразности отказа от «Блю Стил». Ракета была снята с вооружения «Викторов» в 1968 году. «Вулкан» совершил последний полёт с «Блю Стил» 21 декабря 1969 года [3] . В 1970 году ракета была полностью выведена с вооружения [2] . После снятия «Блю Стил» с вооружения стратегический ядерный арсенал Великобритании стал состоять только из ракетных подводных лодок.

В 1960 году стоимость одного экземпляра «Блю Стил» оценивалась в 60 млн ф. ст., однако по мере развития программы её создания и принятия на вооружение эта цифра сильно возросла [5] .

На вооружении

«Блю Стил» была формально принята на вооружение в конце 1962 года и начала поступать в ВВС в феврале 1963 года. Ей оснащались бомбардировщики «Вулкан» и «Виктор». Большие габариты ракеты не позволяли размещать «Блю Стил» в бомбовых отсеках «В-бомбардировщиков», поэтому самолёты, предназначенные для её несения, были подвергнуты существенным конструктивным изменениям — в нижней части их фюзеляжа было сделано углубление, в котором закреплялась ракета. Каждый самолёт мог нести только одну ракету.

Было произведено по одним данным 53 единицы «Блю Стил», по другим — 57, из которых были развёрнуты 40. Некоторые источники указывают на 73 произведённых единицы, чего было достаточно для оснащения 48 бомбардировщиков и наличия запаса ракет для учебных пусков и испытаний.

Ценность «Блю Стил» как средства стратегического ядерного удара была сомнительной уже с самого принятия на вооружение. Главным недостатком была малая дальность её полёта, которая даже в случае глубокой модернизации ракеты не соответствовала бы требованиям. Аналитики подчёркивали, что даже в случае придания «Блю Стил» дальности в 400 миль самолёты-носители могли быть перехвачены советскими истребителями Ту-128, способными действовать вне зоны охвата наземных радаров СССР.

Развитие программы ввода в строй первых британских подводных лодок с баллистическими ракетами «Поларис» (первая лодка вышла на дежурство в 1968 году), которые гораздо лучше соответствовали концепции стратегического сдерживания, окончательно убедило британские правящие круги в целесообразности отказа от «Блю Стил». Ракета была снята с вооружения «Викторов» в 1968 году. «Вулкан» совершил последний полёт с «Блю Стил» 21 декабря 1969 года. В 1970 году ракета была полностью выведена с вооружения. После снятия «Блю Стил» с вооружения стратегический ядерный арсенал Великобритании стал состоять только из ракетных подводных лодок.

В 1960 году стоимость одного экземпляра «Блю Стил» оценивалась в 60 млн ф. ст., однако по мере развития программы её создания и принятия на вооружение эта цифра сильно возросла.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector