Что значит порвать двигатель
Для начала немного теории. Число клапанов в ДВС может быть разное (вплоть до 32), но мы будем рассматривать 8-ми и 16-клапанные моторы, коих 90% на наших улицах.
Устройство ГРМ
Клапаны служат для подачи горючей смеси в цилиндр и вывода газов после рабочего хода поршня. Управляет их открытием и закрытием распределительный вал. Последний в свою очередь приводится в действие коленчатым валом (в нашем случае – посредством ремня).Не будем углубляться, какие зазоры должны быть между кулачками и как сказывается глубина хода клапана на работе ДВС. Просто знайте: впускные и выпускные клапана должны открываться и закрываться, строго соответствуя текущему такту работы двигателя. А ниже оставим краткое видео, поясняющее работу ДВС.
Если привод рвется, теряется связь между распределительным и коленчатым валом. Что происходит? Первый вал резко останавливается, клапана «зависают». А вот второй по инерции продолжает вращаться. Соответственно, поршни двигаются вверх. Достигая верхней «мертвой» точки, днище поршня попросту ломает тарелку и стержень зависшего клапана.
Последствия обрыва ремня
Так происходит в каждом цилиндре — где‐то в большей мере, где‐то в меньшей. Но исход один — клапана на выброс. Если при обрыве ремня ГРМ под замену пошли только клапана, поздравляем! Вы — счастливчик. Обычно приходится проводить капитальный ремонт двигателя: меняют поршни, шатуны, распредвал и даже головку блока.
Неочевидная причиной загиба клапанов- заклинивший водяной насос. Некоторые просто забывают о нем, когда меняют ремень ГРМ. Да, помпа служит дольше (120-200 тысяч), но она все же не вечная. Лучший способ обезопасить себя — заменить вместе и помпу. Если она заклинит, мотор получит двойной удар — перегрев и загиб клапанов. Восстанавливать после такого уже будет нечего.
Несоблюдения регламента ТО при обслуживании ремня ГРМ также может послужить причиной загиба клапанов. Для отечественных автомобилях регламент замены ремня – 60 тысяч километров. Для иномарок – от 90 до 180 тысяч (но лучше менять при 90-120 тысячах).
Ремень – это расходник, и со временем он теряет прочность. Резина становится жесткой, появляются трещины. Корд растягивается, а местами появляются надрывы. Все это увеличивает шансы на обрыв ремня ГРМ (или как минимум, перескок на пару зубьев).
Кулак дружбы двигателя: причины
Итак, автомеханики и простые водители выделяют несколько основных причин, по которым происходит данная неисправность.
Одни из этих причин являются очевидными, тогда как другие могут представлять собой скрытую проблему, которая все равно привела к серьезным последствиям для ДВС.
Так или иначе, но перед тем, как показать кулак дружбы, двигатель «ловит клин». Еще следует упомянуть о перегреве мотора, который также может привести к заклиниванию силовой установки. В этой ситуации перегретые детали деформируются, после чего двигатель заклинивает и происходит пробой стенки блока.
Что касается скрытых проблем, в такой ситуации актуально говорить о самостоятельном раскручивании шатунных болтов. Данная неисправность встречается достаточно редко, однако такую вероятность не следует исключать. Добавим, что особенно часто мотор заклинивает после его непрофессиональной переборки (не соблюдался момент затяжки, болты не менялись на новые и т.д.).
Также не следует исключать вариант, когда в двигателе низкий уровень масла или смазка низкого качества/потеряла свои свойства. Еще причиной может оказаться антифриз в масле или гидроудар двигателя. Отдельно стоит выделить обрыв приводного ремня ГРМ, который приводит к удару клапанов об поршень, в результате чего детали ломаются, откалываются куски и возможен клин ДВС.
Зачастую кулак дружбы двигатель показывает в результате того, что проблема комплексная. Обычно так происходит с моторами, которые достаточно сильно изношены, хотя вероятность такой неполадки и на «свежих» ДВС также присутствует.
Рассмотрим типичную ситуацию. Например, на лето в двигатель залили неподходящее по допускам масло или смазка оказалась поддельной. Параллельно с этим в летний период скорости движения выше, мотор работает на высоких оборотах, испытывает более серьезные нагрузки.
Если к этому добавить возможные неполадки системы охлаждения (радиатор забит грязью, пылью и пухом), детонацию на бензине низкого качества, отработавшие свой ресурс свечи зажигания, забитый воздушный фильтр и бедную смесь (особенно на авто с ГБО в целях экономии или по причине загрязненных форсунок), тогда совокупность причин «кулака дружбы» налицо.
Такой двигатель одновременно испытывает перегрев и масляное голодание. Естественно, детали не выдерживают растущей нагрузки, мотор заклинивает, шатун гнется и упирается в стенку блока цилиндров, указанную стенку пробивает.
Кулак дружбы и гидроудар
Отдельного внимания также заслуживает упомянутый выше гидроудар. Под таким ударом следует понимать попадание воды в камеру сгорания. Ошибочно полагать, что двигатель надежно защищен от проникновения воды снаружи.
Нужно помнить, что если при проезде луж машина вдруг заглохла, не нужно сразу пытаться завести двигатель. Первым делом понадобится снять крышку воздушного фильтра. Если там вода, значит мотор заглох из-за гидроудара. Если же фильтр сухой и воды в корпусе нет, тогда проблема остановки мотора могла возникнуть в результате попадания влаги на элементы электрооборудования и т.д.
Теперь о последствиях. Когда вода попадает в двигатель через воздуховоды, следует учесть, что плотность воды намного выше, чем у горючего. Другими словами, вода несжимаема, в отличие от бензина или солярки. Получается, поршень упрется в воду, однако сжать эту жидкость не получится.
При этом коленвал продолжает вращение, шатун не выдерживает нагрузок и гнется. После этого погнутый шатун упирается в стенку цилиндра, двигатель заклинивает и глохнет. Если же шатун не контактирует со стенкой цилиндра, тогда во время движения вниз его обрывает вместе с поршнем. Причиной обрыва является удар по коленчатому валу.
Если же кулака дружбы не видно, тогда еще есть шанс минимизировать последствия. Мотор нужно просушить, то есть убрать из цилиндров воду. Для этого свечи зажигания выкручивают, после чего агрегат прокручивают вручную ключом. Возможность сделать полноценный оборот говорит о том, что шатуны не сильно погнулись или деформировались.
Далее следует проверить компрессию в цилиндрах. Снижение показателя укажет на проблемы, если же этого не произошло, тогда можно начинать крутить двигатель со снятыми свечами от стартера 10-15 секунд.
По окончании можно через свечные колодцы капнуть из шприца немного масла, затем ввернуть свечи в колодцы и пробовать заводить агрегат. В том случае, если запуск прошел успешно, необходимо убедиться, что ДВС работает без посторонних стуков и шумов. Если мотор «застучал», нужно немедленно заглушить силовую установку.
От дальнейших попыток запуска также следует отказаться, так как двигатель нужно разбирать для дефектовки и ремонта. Не обязательно проблема решается исключительно капитальным ремонтом, однако чаще всего затраты по восстановлению все равно будут значительными.
Как определить, что подушка двигателя порвана
У каждой детали в автомобиле есть свой ресурс, подушки двигателя не исключение и тоже к 100 000 – 120 000 км. могут износиться. Все зависит от того, как машина эксплуатировалась. Самой распространенной причиной выхода из строя опоры двигателя является резиновая вставка, которая со временем начинает трескаться и рваться. Также бывают случаи, когда трескается металлическая часть опоры или разбиваются места крепления крепежей.
Признаки неисправности подушек двигателя:
- сидя за рулем чувствуются вибрации на руле, кузове и рычаге коробки передач;
- во время старта машины с места или во время торможения слышны постукивания под капотом;
- также на кочках слышно как мотор ударяется об элементы кузова автомобиля.
Для диагностики подушек двигателя не обязательно ехать на СТО, можно и самостоятельно все понять. Причем бывают случаи, что визуально видно, что мотор стоит не ровно. Чтобы вместо старых подушек поставить новые, все-таки придется ехать на сервис, потому что мотор поднимать нужно будет.
Чтобы точно определить, какая из опор требует замены – надо узнать, где конкретно находятся эти опоры в машине, визуально их осмотреть, если виден дефект, то можно смело эти опоры менять. На нижние опоры посмотреть можно будет только при помощи подъемника или ямы.
Бывают случаи, когда без раскачки мотора не видны трещины в подушках двигателя. Поэтому можно самому раскачивать мотор и смотреть, а также можно задействовать помощника для этой цели. Пока один человек раскачивает мотор, другой может смотреть за состоянием опор и увидеть характерные трещинки.
Если вы обнаружили, что подушка двигателя порвана, это значит, что надо ее поменять, не стоит пытаться ее как-то отремонтировать. Стоят подушки для мотора обычно недорого.
2. Каковы симптомы разрыва мышц?
Нарушение анатомической целостности мышечных волокон вызывает сильную боль и попытку принять вынужденное щадящее положение тела, при котором пораженные мышцы наименее растянуты. Нередко разрыв вызывает судороги, которые долго не удаётся снять. Если кожа в месте травмы не повреждена, начинается интенсивное внутреннее кровоизлияние, которое вызывает отёк, покраснение. Образовавшаяся гематома может проявиться через какое-то время в виде обширного синяка.
Двигательная активность в поражённой области становится невозможной из-за сильной боли при любых попытках пошевелиться. Если пучок мышц разорван полностью, определённые движения просто невозможны. При частичном разрыве функция сохраняется, но острый болевой синдром вынуждает пострадавшего оставаться в полном покое.
Диагностика при этой травме не представляет сложностей. Симптомы очевидны и ярко выражены. Может лишь возникнуть необходимость дифференцировать травму от более тяжёлых нарушений. Если необходимо исключить перелом, назначается рентгенологическое исследование.
Что делать при наличии таких симптомов?
Для многих мужчин актуален вопрос, когда порвал уздечку на головке – что делать? Изначально не нужно впадать в панику. Все действия должны быть предельно аккуратными и безопасными. Если присутствуют кровянистые выделения и кровоподтеки, нужно обработать поврежденную поверхность перекисью или другими имеющимися под рукой антисептическими препаратами (исключение составляет йодный раствор), чтобы свести к минимуму риски заражения. Для начала нужно пальцами зажать и прижать уздечку к пенису, чтобы остановить кровотечение. Делать манипуляцию нужно аккуратно, так как сильное передавливание и нажатие чревато негативными последствиями. Держать член в таком положении можно не более 10-минутного периода. Далее нужно наложить бинтовую повязку на месте надрыва, но не заматывать член полностью. Это может спровоцировать застой крови в сосудах. После этого можно выполнить гигиенические процедуры, но нельзя забывать об обязательном походе в лечебницу.
При отечности снять симптомы поможет компресс из марли, смоченный в прохладной кипяченой воде.
Локальные воспаления, провоцирующие раздражение дермы, можно снять при помощи марлевой повязки и водных гигиенических процедур.
Но в любом случае, потребуется комплексное лечение, назначенное специалистом.
Причиной таких повреждений являются механические перегрузки, которые, в свою очередь, возникают или вследствие нарушения процесса сгорания топлива, или из-за монтажной ошибки, или же в результате гидравлического удара.
1. Нарушение процесса сгорания топлива:
После инициирования зажигания запальной искрой в других частях камеры сгорания происходит самовоспламенение, что ведёт к примерно десятикратному повышению скорости горения топлива. Это, в свою очередь, вызывает скачкообразный рост давления до 300 бар на градус угла поворота коленчатого вала (нормальное значение — от 3 до 5 бар), а также колебания с частотами, приближающимися к ультразвуковым значениям, и перегрев по причине неравномерного процесса сгорания топлива. Следствием этих проявлений являются трещины и надломы перемычек поршневых колец и юбки поршня по направлению сверху вниз. Такой сбой работы двигателя также имеет название «детонационного сгорания топлива».
Причины детонационного сгорания топлива могут быть, кроме всего прочего, следующие:
Бензиновый двигатель:
- Неправильный момент зажигания (раннее зажигание).
- Слишком бедная воздушно-топливная смесь.
- Использование топлива со слишком низким октановым числом.
- Слишком горячий приточный воздух.
- Слишком высокая степень сжатия.
Дизельный двигатель:
Слишком большая задержка воспламенения ведёт в данном случае (также, как и в бензиновом двигателе) к неконтролируемому сгоранию топлива с экстремальными пиками давления, а также к механическим перегрузкам перемычек поршневых колец. Причины этого явления могут быть следующие:
- Давление сжатия слишком мало.
- Давление впрыска форсунок слишком мало.
- Неправильное использование средств облегчения запуска двигателя.
- Инжекторные форсунки негерметичны.
- Впрыск слишком большого количества топлива.
2. Монтажные ошибки:
- Если поршневые кольца устанавливаются без монтажной оправки, тогда они зачастую не полностью встают в канавку. При последующем «хлопке» поршня во время установки, кольца начинают частично выпирать из своей штатной позиции и заклинивать на передней стороне отверстия. Таким образом, возникает типичное разрушение перемычек поршневых колец снизу вверх.
- В случае с двухтактным двигателем направление разрушения уже иное — сверху вниз, поскольку поршень устанавливается с нижней стороны цилиндра.
3. Гидравлический удар:
Причиной данного дефекта является жидкость (вода или топливо), попавшая в камеру сгорания. Поскольку ни вода, ни топливо не подвержены сжатию, при гидравлическом ударе происходит резкое воздействие на поршень, поршневой палец, шатун, головку цилиндра, картер двигателя, подшипники и коленчатый вал (см. также статью «Гидравлический удар»). Слишком много жидкости может оказаться в камере сгорания по следующим причинам:
- Вода попадает в камеру сгорания через систему впуска (например, при проезде по поверхности, залитой водой).
- Вода оказывается в камере сгорания по причине дефектных прокладок.
- Вследствие неисправной инжекторной форсунки в камеру сгорания попадает слишком много топлива.
Дальше всё так же осторожно и не торопясь, продолжаем занятия, постепенно умеличивая силу и выносливость. Не забываем о том, почему произошёл отрыв! Никакой химии, ацких весов и нерациональных нагрузок. Занимаемся либо со своим весом либо с небольшими весами. К году от травмы всё полностью восстановится.
Ниже рассмотрим на живом примере почему лучше сразу пришить бицепс на место.
Итак, когда же лучше всё таки оперировать оторвавшийся бицепс? Ответ очень простой, чем раньше тем лучше. И это связано не только с ускорением реабилитации, но и с техническими сложностями, которыми чревата отсрочка операции. Ниже приведу сравнительный анализ 2 пациентов, одному бицепс пришивался на 4 день после травмы, а второму через 4 месяца, как говориться, почувствуйте разницу.
Итак, начнём с простого, свеженького бицепса.
Для сравнения сфотографировал обе руки, попрубуйте догадаться где произошёл отрыв бицепса? Правлильно, на фото слева. Помимо клинической картины для диагноза модет потребоваться выполнение МРТ или УЗИ исследования. УЗИ исследование легче переносится пациентом, так как не обязательно выпрямлять руку(что может быть больно, а также приводит к тому что сухожилие «убегает» из локтевой ямки на плечо), но на МРТ можно разглядеть и место прикрепления бицепса, и культю сухожилия, и даже артерии и нервы которыми изобилует локтевая ямка.
После подтверждения диагноза быстренько обследуем пациента и берём его в операционную. Если МРТ вы не делали то можно достать сухожилие бицепса и пришить его из одного доступа, если же руку на МРТ распрямили, то сухожилие убегает далеко от места прикрепления и найти его закрыто не всегда удаётся. Первым делом размечаем планируемый оперативный доступ, он поперечный, около 4 см длиной, на 2 см ниже локтевого сгиба.
После разреза кожи необходимо найти и отвести в сторону латеральный кожный нерв предплечья, иначе пациент будет не очень доволен результатом операции. Тупым образом, лучше при помощи пальца, находим место прикрепления бицепса. Для этого необходимо ротировать предплечье кнутри, при этом бугристость оказывается максимально близко к нашему хирургическому доступу. Затем пытаемся найти сухожилие бицепса при помощи зажима, если это не получается, делаем минидоступ 1-1,5 см в проекции сухожилия на плече, находим его там и уже потом проводим на предплечье.
В данном случае потребовалось делать дополнительный доступ, для того чтобы найти сухожилие на плече, так как при предоперационном обследовании пациенту провели МРТ. Во время выполнения МРТ руку приходиться выпрямить, при этом культя сухожилия, довольно толстая, проходит через узкий канал на уровне локтевого сустава, что обычно сопровождается значительной болью. После этого сухожилие оказывается уже на плече, и протащить его обратно через канал, предварительно не прошив нитью, становится технически либо слишком сложно, либо невозможно. Поэтому чем вслепую копаться зажимом на плече, травмируя мягкие ткани, лучше сразу сделать минидоступ в проекции сухожилия, и прошив его, спокойно провести в обратном направлении.
Следующим этапом нужно поставить 2 ретрактора Хомана на уровне шейки лучевой кости и ротировав предплечье так. Чтобы бугристость оказалась сверху, просверлить в ней отверстие для установки пуговицы.
Пуговица при помощи специального инструмента проводится через кость и разворачивается, после чего за счёт поочередной тяги за нити сухожилие плотно адаптируется к своему месту прикрепления.
Существуют вариации метода, когда в лучевой кости делается второе отверствие большего диаметра, в который культя сухожилия погружается и фиксируется интерферентным винтом, но данная методика во первых дороже, а во вторых 8 мм отверстие в не очень то широкой лучевой кости на мой взгляд сильно ослабляет кость и приводит к появлению риска её перелома на данном уровне.
После того как сухожилие адаптировано, обратным стежком прошиваем одну из нитей через сухожилие, и в положении сгибания 90 градусов, с постоянным натяжением, завязываем узлы. Всё, фиксация на этом окончена, остаётся красиво зашить раны.
В общем операция достаточно простая, не требующая каких то супер крутых хирургических навыков, быстрая и с прогнозируемым хорошим результатом. Пациента можно отпустить домой вечером уже в день операции. Уровень болевой симптоматики обычно достаточно умеренный.
А теперь перейдём к тому, что же делать, если пациент по каким то причинам не смог попасть к нам на операцию в первые 2 недели, или даже в первые несколько месяцев от травмы.
Мышца постепенно укорачивается и убегает аж до средней трети плеча. Естественно никакой функции в такой ситуации она не выполняет и сила сгибания снижается примерно на 50%. Дистальная часть сухожилия при этом лизируется, что вкупе с сильным укорочением мышцы делает невозможным фиксацию обратно к кости без использования сухожильной пластики.
В случае застарелого разрыва сразу идём на 2 доступа, причём проксимальный доступ надо делать большой, чтобы можно было аккуратно выделить из рубцов всё что осталось от собственного сухожилия и потом использовать этот материал в пластических целях.
В проксимальном доступе освобождая остатки сухожилия бицепса и собственно саму мышцу от рубцов желательно не повредить латеральный кожный нерв предплечья и по возможности срединный нерв.
Так как пришивать в данной ситуации собственно говоря нечего, сразу идём на сухожильную аутопластику, для этого можно использовать трансплантат из полусухожильной и нежной мышцы, или же взять сухожилие длинной малоберцовой мышцы, которое на мой взгляд больше похоже на собственное сухожилие бицепса. Пришиваем его к остаткам сухожилия по Пульвертафту.
Далее проводим сухожилие на предплечье и наступает сложный момент, когда нужно сопоставить длину сухожилия, степень натяжения и риски прорезывания нитей. Это нужно для того чтобы и сухожилие не оказалось слишком длинным, тогда мышца не будет тянуть, и чтобы не было слишком коротким, потому что тогда оно оторвётся.
Мобилизовав бицепс и потянув какое то время за сухожильный трансплантат, низводим насколько получается тело мышцы вниз и отмеряем какой длины нам нужно сухожилие. Лишнее отрезаем, и свободный конец сухожилия прошиваем.
Далее всё стандартно. Также как в случае со свежим разрывовм, сверлим канал. Притягиваем сухожилие к кости, моем, зашиваем.
Конечно в случае застарелых разрывов результаты не такие хорошие как при свежих. Тут и морбидность донорского места, и прорезаться швы могут с 2 сторон сухожилия, и натянуть мышцу так же как было невозможно, всё равно слабее получится. Но вернуть точку прикрепления мышцы на лучевую кость возможно, и это позволяет восстановить до 80-90 % силы, примерно в течение года от операции.
Резюмируя можно сказать, что отрыв сухожилия бицепса конечно же лучше пришивать сразу после травмы, результат консервативного лечения – потеря 50% силы сгибания и косметическое уродство, в застарелых случаях пришить можно, но сложно, и результат хуже. Поэтому с операцией лучше не затягивать.
Никифоров Дмитрий Александрович
Хирургия стопы и голеностопного сустава, коррекция деформаций конечностей, эндопротезирование суставов, артроскопическая хирургия, спортивная травма.