3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что значит картер двигателя

Картер предназначен для установки коленчатого вала и сопутствующих деталей двигателя. Его нижняя часть выполнена в виде поддона, изготовленного штамповкой из листовой стали. Так как картер подвергается механическим нагрузкам в нем применяются специальные поперечные ребра жесткости. В них присутствуют посадочные места для опорных подшипников коленвала и распредвала.

На поддон, крепление которого к картеру выполнено на болтах, возложено несколько функций:

  • защита кривошипно-шатунного механизма от загрязнений;
  • резервуар для сбора масла, которое не используется в данный момент;
  • осаждение мелких абразивных элементов, преимущественно металлического происхождения.

В картере двигателя имеются выходы для коленвала. Для предотвращения протекания масла используются резиновые либо войлочные сальники. Для большей герметизации системы в картере применяются канавки специальной конфигурации.

Для слива масла с картера используется специальное отверстие. Оно закрывается пробкой с резьбой. При холодном климате возможно вворачивание пробки с встроенным ТЭНом, предназначенным для предпускового прогрева масла двигателя.

Конструктивные особенности картера

Поддон картера двигателя изготовлен из легкого листового металла. Он выполняет не только защитную функцию, в нижний отсек стекает смазочная жидкость через многочисленные каналы.

Описание устройства картера двигателя:

  1. Крепление крышки поддона производится при помощи специальных болтов.
  2. Прокладка, размещенная между металлическими деталями, служит для предотвращения утечек смазочного материала через места соединения.
  3. Картер – литая деталь, с целью придания дополнительной жесткости, в ее конструкции предусмотрены ребра жесткости в виде отливов, которые используются для установки коленчатого вала.
  4. Для удержания в пространстве коленвала в конструкцию картера включены коренные крышки.
  5. Передняя и задняя крышки с сальниками установлены, чтобы предотвратить утечки моторной смазки.
  6. Наружная сторона картера двигателя имеет специальные отливы, на которые устанавливается навесное оборудование: генератор, стартер, компрессор, насосы системы охлаждения.
  7. Задняя часть картера соединяется с коробкой передач.
  8. Головка блока ГБЦ устанавливается сверху, фиксация производится при помощи крепежных шпилек, болтов.
  9. Важной деталью масляного картера двигателя является прокладка, которая служит для обеспечения герметичности соединения корпусных деталей.
  10. При помощи данной прокладки наружу не вытекают масляная и охлаждающая жидкости.

Объем картера двигателя находится в прямой зависимости от мощностных характеристик силового агрегата.

Захист картера

Піддон картера, розташований поблизу поверхні землі, легко пошкодити при ударі предметами, розташованими на шосе, або в результаті контакту з нерівностями на ґрунтовій дорозі та бездоріжжі. При цьому масло витече з двигуна, змащення підшипників розподільного вала і коленвала припиниться. Якщо в таких умовах продовжити рух, підшипники ковзання зносяться і заклинят. Щоб запобігти небажані наслідки, під двигуном встановлюється захист картера. Вона виготовляється з міцного металу або композитного матеріалу.

Читать еще:  Электрическая схема управления двигателем лада калина

Захист кріпиться до лонжеронам кузова і надійно захищає картер від каменів, бордюрів або лежачих поліцейських. Деякі моделі захисту мають отвори для доступу до пробки для зливу масла і лючки, через які можна поміняти масляний фільтр. Пластинчаста захист картера запобігає доступ зловмисників в підкапотний простір, знижуючи ймовірність викрадення автомобіля.

Отличие в двухтактном и четырехтактном двигателях

Стоит отметить различия в строении этих двигателей. Ведь где-то картер является частью, а не резервуаром.

Двухтактный – здесь это неотъемлемая часть корпуса и часть питания системы транспортного средства. В нем готовится основная порция топливной смеси, которая затем подается в цилиндры двигателя. Стоит отметить, что у такой системы масло может находиться в непосредственном контакте с топливом (в одном баке). Из-за чего выхлоп намного грязнее, свечи зажигания ходят меньше, наверное, все помнят синий дым многих мотоциклов. Типы таких моторов уже практически не производятся.

Четырехтактный – в строении этой системы картер несет только вспомогательную функцию, то есть он непосредственно является полостью для масла. Также масло практически не попадает в камеру сгорания, из-за чего выхлоп намного чище. Только в этой системе применяется катализатор.

Особенности картера двухтактного двигателя

Данный тип картера – это не просто корпус двигателя, это основная часть топливной системы транспортного средства. В данном случае картер отвечает за подготовку и своевременную подачу топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя. Таким образом, обеспечивается надежная смазка всех основных деталей двигателя.

Передняя часть картера двухтактного двигателя оснащается кривошипной камерой, которая принимает участие в газораспределительном процессе.

Для надежной герметизации камеры в левой части картера предусмотрен резиновый уплотнительный сальник, который предотвращает попадание масла в камеру.

В правой части картера расположен уплотнительный сальник, основным назначением которого является предотвращение попадания в камеру внешнего воздуха.

Картеры в трансмиссии

Можно выделить четыре типа картеров, используемых в трансмиссии современного автомобиля:

  • Картер коробки передач;
  • Картер сцепления;
  • Картер ведущего моста;
  • Картер раздаточной коробки.
Читать еще:  E46 технические характеристики двигателей

Каждый из указанных типов картеров имеет свои функции и конструктивные особенности.

Картер коробки передач и раздаточной коробки. Это корпус коробки переключения передач и раздаточной коробки (в автомобилях с полным приводом), который также обеспечивает смазку деталей. Сегодня наиболее распространены цельнолитые картеры из чугуна или алюминиевых сплавов, причем они делятся на два типа:

  • С крышкой в верхней части картера;
  • С крышкой в противоположном от сцепления торце картера.

Крышка в верхней части характерна для старых коробок передач грузовых и легковых автомобилей (ГАЗ-53А, ГАЗ-24 «Волга», «Москвич», автомобили КАМАЗ, МАЗ, ЗиЛ, «Урал», КрАЗ и т.д.), а крышка в торце — для современных КПП. Такие коробки (исключительно механические) и сейчас используются на большинстве отечественных и зарубежных грузовиках. Однако следует отметить, что в ряде грузовиков картер коробки составной — в его состав входят отдельные картеры сцепления, делителя и собственно коробки.

Картеры автоматических коробок передач имеют свои особенности. В частности, нередко картер АКПП объединен с картером гидротрансформатора, а также в нем предусмотрен масляный поддон. Наличие поддона обусловлено конструктивными особенностями «автоматов» — поддон открывает доступ к гидроблоку (блоку управления, клапанной сборке), который обычно установлен в нижней части коробки.

Картер сцепления. Это единственный «сухой» картер трансмиссии — при нормальной работе в нем не должно быть масла и посторонних жидкостей. Картер сцепления, как понятно из названия, служит корпусом для деталей сцепления, он располагается между двигателем и коробкой передач. В данном картере могут быть предусмотрены крышки для визуального осмотра и регулировки сцепления, однако такое решение используется не всегда.

В автомобилях с АКПП на месте картера сцепления расположен картер гидротрансформатора.

Картер ведущего моста. Это корпус главной передачи, межколесного и межосевого (в трехосных грузовиках) дифференциалов, колесных передач и колесных редукторов (если они есть). Сегодня существует два основных типа картеров мостов:

  • Разрезной (разъемный) картер — такой картер состоит из двух литых половин, соединенных в вертикальной плоскости (линия разъема может проходить по центру или немного в стороне), он характерен для старых автомобилей, хотя все еще находит на автомобилях УАЗ и многих отечественных среднетоннажных грузовиках;
  • Неразъемный картер — в таком картере корпус выполнен неразъемным, а с одной или с двух сторон (спереди или сзади, либо только снизу) закрывается штампованными крышками, он характерен для современных легковых и грузовых автомобилей.
Читать еще:  Время работы коллекторного двигателя

При этом возможны различные варианты картеров. Например, чулки (балки моста) могут быть как отдельными элементами, которые запрессовываются в сам картер, либо выполненными заодно с корпусом картера (такой тип карьера за характерную форму называют «банджо»).

Разъемные картеры и картеры с отдельными чулками обычно изготавливаются методом литья, а неразъемные картеры, объединенные с балками, штампуются из листового металла. Штампованные мосты обладают высокой прочностью и жесткостью, поэтому они чаще всего используются в грузовых автомобилях.

Важно отметить, что в мостах с отдельными колесными редукторами (у УАЗов, многих грузовых автомобилей и авто повышенной проходимости) картер моста фактически состоит из трех отдельных картеров — центрального картера главной передачи (и дифференциала) и двух картеров колесных редукторов.

Все картеры трансмиссии (за исключением картера сцепления) имеют ряд общих элементов:

  • Заливная горловина с пробкой (нередко пробка снабжена мерным щупом) — служит для заливки трансмиссионного масла при обслуживании;
  • Сливная пробка (обычно имеет встроенный магнит для сбора металлической стружки) — необходима для слива отработанного трансмиссионного масла);
  • Сапун — необходим для выравнивания давления в картере и атмосфере при нагреве агрегата, он предотвращает выдавливание масла через разъемные соединения кратера при чрезмерном росте давления.

В картере коробки передач также предусмотрены места для соединения с рычагом переключения передач и установку различных датчиков (в том числе датчика спидометра). И, конечно же, в каждом картере предусмотрены отверстия под вывод валов и установки уплотнительных элементов.

Плюсы и минусы сухого типа

Основной плюс такой системы смазки – это возможность бесперебойной подачи масла в нуждающиеся узлы мотора. При этом давление его будет постоянным при любых условиях. Масло будет лучше охлаждаться и не смешается с картерными газами. Размер поддона меньше, а это уменьшает габариты самого двигателя. Мотор можно устанавливать ниже. Аэродинамика на таких машинах значительно лучше. Коленвал при работе двигателя не испытывает сопротивления, и можно тем самым выиграть драгоценные лошадиные силы. Масло не разбрызгивается, за счет чего снижается его расход.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты