2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что значит гонка двигателя

Первые круги роторного двигателя в Le Mans

Гонка Le Mans уже давно стала легендой. Из трех крупнейших мировых «гонок на выживание», наряду с Дайтоной в Штатах (Rolex 24 at Daytona) и Спа в Бельгии (Spa 24 houres), пожалуй, именно французская является самой уважаемой.

Прогресс все время повышает требования к участникам. Немногим более чем за 40 лет, средняя скорость победителя выросла с 92 км/ч до 200. А преодолеваемой расстояние — с 2 200 км в 1923 до 5 000 уже в 1967.

Всегда, во все времена, на любой гонке идет жесточайшая конкуренция между автомобильными брендами. Ибо выиграть Le Mans для автомобильной марки — значит получить знак высочайшего качества.

Победить здесь с новым типом двигателя — значит вписать себя в историю.

Впервые в своей истории Мазда приехала в Le Mans в 1970. Однако ни в этом, ни в 1973 ее машины не преодолели и половины временной дистанции. Но японцы не унывали. Если получилось у Cosmo в Нюрбургринге, получится и у спортпрототипа в Le Mans, были уверены они. И уже через 5 лет модель 252i, собранная на шасси Savanna RX-7, увидела клетчатый флаг двадцать первой. Это было первое успешное завершение Le Mans компанией Мазда, к тому же с автомобилем, оснащенным передовым роторным двигателем.

Уже через два года Мазда финишировала на 14-месте.

1983 принес некоторые изменения в регламенте — появился Class 7 Junior — и одному из автомобилей Мазда удалось с ходу занять в нем первое место. В общем зачете модель 717С финишировала 12-ой.

402 метра истории: как дрэг-рейсинг стал профессиональным спортом

Соревновательный дух был присущ человеку во все времена и всегда являлся одним из основных двигателей развития практически всех сфер жизни общества. Поэтому после изобретения автомобиля, проведение первой автомобильной гонки было лишь вопросом времени. Недолгого времени.

Спортивные дисциплины в разных частях света отличаются примерно так же, как и сами автомобили. И если старушка Европа всегда тяготела к кольцевым дисциплинам и ралли, то Новый Свет со своими многолитровыми «монстрами» пошел своим путем, упростив суть соревнований до предела: прямой участок дороги без светофоров, пара водителей, пара автомобилей… Кто первым пересек финишную черту, тот и уезжает с деньгами, женщинами и непошатнувшейся самооценкой.

Что значит drag racing?

Английское слово drag дословно переводится как «тащить/тянуть», что очень слабо ассоциируется с гонками как таковыми. На данный момент не представляется возможным выяснить точную этимологию этого термина и хотя бы примерную дату его появления.

По одной версии, в основу легла фраза «Drag your car out of the garage and race me!» («Вытаскивай свою тачку из гаража, давай погоняемся»). Другая версия гласит, что на заре дрэг-рейсинга пригодных для проведения соревнований дорог было очень мало, и гонщик был вынужден «тащить» на трейлере свой автомобиль к месту старта.

Кроме того, в обиходе гонщиков середины прошлого столетия глагол to drag употреблялся в контексте более поздних переключений вверх для оптимальной реализации крутящего момента.

Как все начиналось

Дрэг-рейсинг зародился в Америке в 30-х годах на соляных озерах Калифорнии. Моторы становились мощнее, водители смелее, а максимальная скорость в 100 миль в час уже не была чем-то запредельным. Гонки по прямой, благодаря своей простоте и доступности, стремительно набирали популярность по всему континенту.

Окончание Второй мировой войны ознаменовало новый, небывалый по масштабам бум дрэг-рейсинга. Автомобильная промышленность Америки в послевоенное время переживала небывалый подъем, рынок наводнили новые модели, в то время как автомобили 30-х годов стремительно падали в цене, становясь доступными для жадной до скорости молодежи. Именно довоенная техника и мощные форсированные моторы, увидевшие свет в конце 40-х — начале 50-х стали той самой технической базой, которая легла в основу профессионального дрэг-рейсинга.

В конце 40-х годов дрэг-рейсинг развивался очень стремительно, по-прежнему оставаясь незаконной забавой молодых фанатов скорости. Заезды проводились в городах, на автострадах и заброшенных после войны аэродромах. В 1949 году на бывшей военной базе в калифорнийском городе Голета прошли первые официальные соревнования, которые большинство автоисториков и определяют как точку отсчета в истории гонок на четверть мили.

Профессиональный дрэг

1950 год стал переломным для дрэг-рейсинга по двум причинам: в массовую печать поступает роман Hot Rod (дословно «горячий жезл») авторства Henry Gregor Felson. Благодаря этой книге мир хот-роддинга приобретает некий романтический флер, а само движение становится полноценным молодежным бунтом со своей философией.

Тогда же, в 1950 году, на высохшем озере Мурок в пустыне Мохаве, Калифорния, человек по имени Си Джей Харт (C.J.Hart) строит первый в мире дрэг-стрип, предназначенный специально для заездов на 402 метра.

Изначально трэк Santa Ana не обладал должной инфраструктурой, техника для измерения результатов была несовершенна, безопасность была на примитивнейшем уровне: отсутствовали барьеры, разделяющие непосредственно стрип и зрителей, трибуны для которых еще не были построены.

Однако складывающейся ситуацией были довольны все. Фанаты скорости получили уникальную возможность для достижения новых результатов, болельщики — достойнейшее зрелище (к слову, и те и другие за вход на мероприятие платили по полдоллара), а муниципальные власти выдохнули с облегчением. Именно здесь зародился драг-рейсинг в его привычной для нас форме легальных соревнований с оборудованными треками, ремонтными боксами и толпами зрителей.

Первой целью Харта как организатора гонок было определиться с единой для всех заездов дистанцией. И он остановился на четверти мили, ссылаясь на существующие с прошлого века лошадиные бега на аналогичную дистанцию, а также на собственные представления о безопасности (на более длинной дистанции значительно выше скорости, а значит, и риск травм при ДТП).

Следующей его целью было сделать заезды максимально объективными, разделив все участвующие дрэгстеры на классы в зависимости от их технических характеристик (конструкции двигателя, года выпуска, типа кузова и т.д.). И за 9 лет (вплоть до 1959 года) существования Santa Ana Drags дрэг-рейсинг изменился коренным образом, снискав популярность по всей стране.

Если Си Джей Харт совершил в начале 50-х революцию в заездах по прямой, то Уолли Паркс (Wally Parks) определил вектор развития дрэг-рейсинга на многие десятилетия вперед. Семья Уолли переехала в Калифорнию в 20-х годах, а в середине 30-х Паркс уже участвовал в соревнованиях на соляных озерах, став в 1937-м одним из основателей RoadRunners Club.

Как развивался драг рейсинг

Родиной спорта признаются США, а именно штат Калифорния. В 1930-х гг. здесь уже проходили первые скоростные гонки по прямой, которые быстро снискали признание и распространились по всей Америке. После войны американское автомобилестроение бурно развивалось, выпуская все новые модели авто, и также стремительно распространялись автогонки. Они организовывались повсюду: на автострадах, заброшенных аэродромах и пр. В 1949 г. в г. Голета (Калифорния) состоялись первые официальные гонки, а спустя год дисциплина получила статус профессионального спорта. Это событие было связано с постройкой Си Джей Хартом в 1950 г. на озере Мурок самого первого в истории гоночного трека длиной 402 м, получившего название Santa Ana. В течение 9 лет на этом треке проходили соревнования, и именно здесь развивался профессиональный драг рейсинг в том виде, в котором существует и теперь.

В 1951 образовалась Национальная хот-род ассоциация, которая разработала правила проведения соревновательных заездов и техники безопасности, провела классификацию гоночной техники и с 1953 г. стала проводить гонки под свой эгидой.

По Европе драг рейсинг стал распространяться из Великобритании в 30-х гг. 20 в. Однако война затормозила развитие дисциплины, и возрождение произошло только в 1960-х гг. В 1959 г. образовался первый европейский клуб любителей парных скоростных гонок, организаторы которого посодействовали становлению драг рейсинга и его превращению в профессиональный и престижный спорт.

Автомобили для гонок строились на базе американских, и порой можно было встретить не вполне привычную технику, скажем, на трех колесах. Однако в 1963 г. был выпущен драгстер на метаноле с мощностью движка более 700 л.с., благодаря чему драг рейсинг сразу же выделился в отдельную дисциплину и была образована Британская Федерация драг рейсинга и любителей хот-родов.

Читать еще:  Бмв е34 троить двигатель

В России гонки появились намного позже — только с середины 1990-х гг. В первых заездах участвовали мотоциклы, потом ряды пополнились автомобилями. Драг рейсинг у нас получил название «уличных гонок» и буквально до последнего времени оставался нелегальным. Поэтому состязания проводились по ночам при отсутствии движения на дорогах, причем самым неприятным, что могло случиться, была встреча с сотрудником ГИБДД.

В 2002 г. в разных регионах нашей страны прошли демонстрационные заезды, в результате чего у спорта появилось огромное количество поклонников. Это обусловило образование в том же году Российской Федерации драг рейсинга.

Правила проведения гонок

Состязания проводятся между двумя участниками в каждом заезде. Это могут быть авто, мотоциклы или специальные гоночные драгстеры одного и того же класса. Для определения чемпиона в каждом классе используется олимпийская система, то есть победитель заезда переходит на следующий этап, а проигравший выбывает, и так далее, пока не останется только один, он же победитель.

Обычно гонки проходят на стадионе с трибунами, на которых располагаются зрители. Трасса оборудуется в соответствии с установленными правилами, а потому драг рейсинг безопасен для участников общего дорожного движения. Гоночную дистанцию именуют «полосой сопротивления». Традиционная ее протяженность — 402 м. Однако есть трассы длиной 201 м («8-я миля») и 4,8 м (для соревнований в премьер-классе).

На подготовку к старту у участника есть 40 мин., из которых 20 уходит на то, чтобы правильно и удобно разместиться в машине. На пилоте обязательно должен быть гоночный комбинезон, защитный шлем и специальный хомут на шее, а система безопасности представляет собой целых 5 ремней, застегивающихся «пауком».

У линии старта пилоты заводят свои авто, чтобы прогреть двигатель. После этого каждый проводит своеобразный ритуал, именуемый «отжигом»: отключает противобуксовочное устройство и нажимает на газ, улетая вперед метров на 20. Это делается для того, чтобы разогреть покрышки. После этого автомобиль возвращается на старт и ждет сигнала, чтобы начать гонку за победой. После старта драгстер за 0,7 с набирает скорость в 100 км/ч, через 3 с — 300 и это не предел. И все это сопровождается языками пламени, летящими из выхлопных труб.

Участника отстраняют от соревнований если он выполнит старт до сигнала (прежде, чем загорится зеленый свет). Дисквалификация обозначается включением красного света.

Снятие с соревнований может произойти вследствие нарушения и других правил, например:

  • При касании автомобилем осевой линии или стены.
  • При ударе по треку.
  • Если автомобилем не пройден технический осмотр.
  • Если скорость драгстера больше допустимой в данном классе.

Пилот, который первым пересек линию финиша, выигрывает заезд. Придя к финишу, машины могут отправиться в зону остановки, специально оборудованную для того, чтобы помыть авто и подготовиться к новому старту.

Техника в драг рейсинге

Количество классов в этом виде спорта просто огромно. Любая национальная организация вправе регламентировать проводимые состязания и классифицировать транспортные средства. Однако можно выделить несколько основных категорий автомобилей.

Самым первым и простым классом выступает юниорский. Транспортные средства в нем представляют собой маленькие копии реальных драгстеров. Они оснащены небольшими двигателями.

Следующий класс — стандартные авто, именуемые «Super Street». Они способны преодолеть дистанцию за 10 с. Внутри этого класса допускаются еще разделения, в основе которых лежит степень модификации транспорта.

Есть еще и королевский класс, представленный драгстерами Top Methanol и Top Fuel. У них огромные задние колеса и маленькие передние. Длинный кузов в форме клина, а выхлопные трубы извергают пламя. Эти монстры могут преодолеть дистанцию за 5-7 с., развивая у финиша скорость порядка 480 км/ч.

Все технические характеристики авто устанавливаются регламентом. Ограничения касаются массы, колес и аэродинамики. А вот двигатель может модифицироваться, как угодно, и не обязательно должен быть серийным. Его оснащают турбинами, увеличивают производительность топливной системы. Разрешается использовать закись азота. Благодаря всему этому даже обычные на вид машины имеют под капотом зверя мощностью до 900 л.с.

И все же определяющим критерием выступает надежность. Ресурс мотора рассчитывают так, чтобы при максимальной отдаче существовал баланс между мощностью двигателя и его надежностью.

Драг рейсинг предоставляет пилотам свободу технического творчества. Поэтому иногда от серийного автомобиля остается лишь кузов. При этом любое детище должно соответствовать установленным требованиям безопасности, в противном случае пилота не допустят к участию в гонке.

Шины для Формулы Один

Используется 5 допустимых комплектов покрышек — от сверх мягких до жестких. Не считая 2 типа дождевой резины — для сильного дождя и мелкого дождика. На каждый этап выбирается 2 обязательных типа покрышек — каждый пилот на них должен проехать хотя бы один круг.

Смена резины — обязательная, это называется пит-стоп. Лучшее время — от 2,0 секунды на замену колёс. Любая заминка может отбросить гонщика на несколько позиций назад. Поэтому механики постоянно проводят обучение, чтобы предотвратить ошибки. Например, секундная заминка на пит-стопе у лидера гонки, когда механики не смогли быстро прикрутить колесо, оборачивалась потерей очков для пилота или вторым местом вместо первого. Очень дорогая ошибка!

Модифицируйте машину, чтобы стать быстрее в Need for Speed™ Heat

В залитом неоновым светом гоночном раю Палм-Сити сейчас жарко: там собрались игроки, которые готовы заявить о себе миру. Вы уже приняли участие в парочке серьёзных гонок и ловко ушли от преследования, но хотите совершить рывок и выйти на новый уровень? Мы поможем вам полезными советами и рекомендациями.

Как менять двигатель в Need for Speed™ Heat

Двигатель — сердце вашей машины. Занятия спортом делают вас сильнее и выносливее. Так и замена двигателя на более мощный способна превратить даже стартовый автомобиль в монстра на дороге. Но для того, чтобы улучшить свою машину, вам понадобятся деньги. И репутация — самые крутые запчасти новичкам недоступны. Как их заработать? Днём участвуйте в легальных соревнованиях, чтобы пополнить свой счёт, а ночью устраивайте подпольные гонки и зарабатывайте репутацию, конечно!

Затем отправляйтесь в гараж и выберите свою машину. Вам нужен раздел «Динамические характеристики». Нажмите «Сменить движок», чтобы просмотреть доступные двигатели (треугольник на PlayStation®4, Y на Xbox One или клавиша C на ПК). Обратите внимание на символ двигателя, рядом с которым расположены числа, разделённые косой чертой, например, 640/875. Число 640 обозначает текущую мощность двигателя. Число 875 — потенциальную мощность.

Меняйте двигатели, нажав треугольник на PlayStation®4, Y на Xbox One или клавиша C на ПК.

Просматривая доступные двигатели, вы увидите, что чем дороже они становятся (хотя динамические характеристики машины улучшают даже начальные варианты), тем больше возможностей для улучшения у вас появляется. Вы можете купить и установить детали разного уровня, чтобы использовать потенциал двигателя по максимуму.

Как вы наверняка догадались, прокачивая динамические характеристики автомобиля, вы значительно улучшаете свои шансы в опасных погонях и напряженных гонках в Палм-Сити.

Как продать машину

Хотя мы все работаем над улучшением тех автомобилей, что у нас есть, каждому из нас иногда хочется сесть за руль совершенно новой машины. Ведь в игре так много потрясающих машин! Простой способ найти необходимые деньги на покупку (и быстро пополнить свой счёт) — продать одну из машин в вашей коллекции.

Перейдите в раздел «Показ» в гараже. Убедитесь, что вы просматриваете свою, а не общую с командой коллекцию машин. Для этого нажмите квадрат на PlayStation 4, X на Xbox One или клавишу X на ПК. Выберите машину, которую хотите продать, и нажмите на «Продать машину».

После этого на вашем счету появятся деньги. В инвентарь вернутся также детали, повышающие динамические характеристики машины: вы сможете использовать их снова для модификации другого автомобиля. Несколько важных моментов: вы не сможете продать стартовый автомобиль и не получите денег за продажу машин, которые входят в издание Deluxe или предварительный заказ.

Читать еще:  Давление форсунок двигатель wlt

Как подготовить машину к разным видам гонок

К разным видам гонок надо готовиться по-разному. Когда вы меняете запчасти для машины в гараже, то на диаграмме с осями «Гонка», «Дорога», «Бездорожье» и «Дрифт» можете увидеть, как меняются характеристики автомобиля.

Просматривая доступные двигатели, обратите внимание на значок двигателя, рядом с которым указана текущая и потенциальная мощность. Диаграмма показывает, как изменят управляемость машины выбранные модификации.

Шины, подвески и дифференциалы способны изменить управляемость машины на ту, что требуется для гонки. Подумайте, как вы хотите использовать машину, прежде чем сделать выбор. Постарайтесь сделать так, чтобы в вашей коллекции была хотя бы одна машина для каждого вида гонки. Все они рано или поздно понадобятся вам.

Уровень эффективности в Need for Speed™ Heat

Улучшая вашу машину, вы поднимаете её уровень эффективности. Это показатель, с помощью которого вы легко поймёте, готов ли автомобиль к определённой гонке. Когда вы откроете карту Палм-Сити и выберите событие, то увидите рекомендованный уровень и уровень эффективности вашей машины.

Кроме того, у некоторых гонок будет метка в виде восклицательного знака. Это значит, что вы можете принять участие в гонке с высоким уровнем эффективности, чтобы получить большую награду. Чтобы выбрать уровень, выберите гонку и нажмите вправо или влево на кнопке-крестовине на Xbox One или PlayStation 4 или 4 и 6 на цифровой клавиатуре на ПК.

Кроме того, просматривая гонки на карте, вы увидите ту же диаграмму, что показывается вам во время модификации машины в гараже. На ней можно увидеть, какой тип машины потребуется для этой гонки. Повысьте шансы на победу, выбрав самую подходящую к случаю машину! Вы ведь не хотите устроить гонку по бездорожью на машине, которая лучше всего в мире готовит пончики, верно?

Подпишитесь на новостную рассылку, чтобы получать последние новости о Need for Speed, закулисный контент, специальные предложения и многое другое (включая прочие новости EA, информацию о продуктах, событиях и акциях) по электронной почте.

Следите за нашими новостями в Твиттере , Instagram и Facebook и подписывайтесь на наш канал в YouTube .

© 2021 Electronic Arts Inc.

ПРОСМОТР ИГР ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ СЛУЖБА ПОДДЕРЖКИ EA ФОРУМЫ О НАС Карьера Россия United States United Kingdom Australia France Deutschland Italia 日本 Brasil España Polska 台灣 대한민국 Юридическая информация Обновления сетевых компонентов Пользовательское соглашение Правила соблюдения конфиденциальности информации и идентификации пользователя (ваша конфиденциальность)

Польза и отрицательные стороны «воздушного мешка» (слипстрим)

Воздушный мешок — область завихрённой зоны в которой уменьшается сопротивление воздуха образованная за быстро едущим автомобилем. Нахождение в воздушном мешке позволит развить большую скорость при той же самой мощности. Старайтесь пользоваться этим эффектом для обгонов на прямых отрезках.

«Перемещайтесь в «воздушном мешке» увеличивая скорость без дополнительного расхода мощности двигателя».

Этот прием называется — «слипстрим» (slipstream — дословно «скользкая струя). Чем больше, выше и быстрее машина идущая спереди тем больше «мешок». Пользуясь им в момент набора скорости Вы уменьшите риски столкновений с соперником и понизите нагрузки на двигатель машины.

С другой стороны, выходя из «мешка» важна осторожность: резкие перепады давления могут уменьшить устойчивость машины. Более того, на границе зоны перепада давления образуются очаги турбулентности попадая в которые, в особых случаях, возможна полная потеря управления.

«Выходя из «воздушного мешка» есть риск попасть в зону турбулентности».

Используя «слипстрим» крайне важен точный расчет времени начала обгонного маневра. Осуществив его слишком рано соперник, заняв место позади, предпримет попытку вернуть себе позицию до окончания прямого участка. В то же время, лучший момент начала обгона зачастую возникает на отрезке торможения перед поворотом, а торможение само по себе оказывает влияние на устойчивость.

Тюнинг на ходу

Если вам не нравится поведение машины на дороге, то попробуйте зайти в меню «Тюнинг на ходу» и поэкспериментировать с настройками. Обратите внимание на настройки дрифта. Здесь можно вернуться к «классическому» дрифту с помощью тормоза. Что касается остальных настроек, то можете выставить их по своему желанию. Чувствительность руля лучше ставить на максимум, тогда машина станет более отзывчивой и юркой. Контроль тяги помогает избежать заносов и не дает сильно буксовать на траве.

Это меню можно активировать, нажав два раза вправо на крестовине или клавишу 6 (она же стрелочка вправо) на цифровом блоке клавиатуры.

Гоночные автомобили в СССР и попытка попасть в Формулу-1.

Нельзя сказать, что автомобильная промышленность в СССР была на высоком уровне. Обычные гражданские машины уступали американским аналогам буквально во всем. Зато в стенах различных испытательных центров и в автомобильных клубах, основанных инженерами-энтузиастами, рождалось бесчисленное количество амбициозных идей и даже рабочих проектов.
На второй год существования Формулы-1 Советский Союз имел реальные шансы потягаться с командой Ferrari, а еще до высадки американцев на Луну в Москве шла работа над сверхзвуковым автомобилем.

Любовь к быстрой езде в России зародилась еще в конце 19-го века. 23 октября (по новому календарю) 1898 года в Санкт-Петербурге прошла первая «гонка моторов» (моторами тогда называли любые самоходные транспортные средства), в которой приняли участие семь машин. Для сравнения, на тот момент в городе было зарегистрировано всего около трех десятков «моторов». С парковкой тогда в Петербурге проблем точно не было. Победителем гонки стал Павел Беляев, который проехал трассу протяженностью 39 верст (почти 42 км) за 1 час 33 минуты и 36 секунд.
Павел Беляев стал победителем первой гонки в истории России. Прошла она еще во времена Российской Империи в 1898 году. Беляев выступал на 3-колесном чешском «моторе» Laurin & Klement (позже этот бренд переименовали в Skoda)

Следующим важным событием для развития автоспорта в стране стал Гран-при России 1913 года. Соревнования, полное название которых — Гран-при Санкт-Петербуржского автоклуба (СПАК), — состоялись 7 июня под Петербургом на 30-километровом участке. На старт вышло 18 машин, бóльшая часть которых сошла с дистанции, в том числе из-за сильного ливня. Участники выступали на европейских моделях Benz 29/60PS, Hispano-Suiza, Vauxhall и др. Единственной моделью российского происхождения был «Руссо-Балт C24/58», на котором гонщик Иванов установил абсолютный рекорд скорости для отечественных машин — 143,4 км/ч на расстоянии одной версты.
Гран-при Санкт-Петербуржского автоклуба (СПАК) состоялся 7 июня 1913 года под Петербургом. Практически все участники выступали на иномарках

Автогонки Гран-при проходили по всей Европе и до появления Формулы-1 (в 1950 году) были самыми престижными среди всех автомобильных соревнований. Когда Международная автомобильная федерация начала вплотную заниматься продвижением Королевских гонок, у любителей автоспорта на слуху были команды Alfa Romeo, Gordini, Maserati, Ferrari, Talbot и другие. К сожалению, советских игроков в этом списке не было. А ведь могли быть!
Весной 1952 года (т. е. спустя всего два года после «рождения» Формулы-1) в ангар Московского военного округа поступило два неизвестных тогда никому гоночных автомобиля. Сотрудникам предприятия было велено разместить на бортах машин желто-голубой флаг ВВС и надпись «Сокол». Данный ангар принадлежал мотоциклетной гоночной команде Военно-воздушных сил, которой покровительствовал младший сын Иосифа Сталина — Василий Сталин. Эти гоночные автомобили были построены на базе германского гоночного болида Auto Union. После окончания войны 18 машин данного концерна отправились в СССР в качестве репараций. По неофициальным данным, Василий Сталин лично вывез два экземпляра на самолете.

В Москву, кроме гоночных машин и документов Auto Union с чертежами болидов, отправилась целая команда специалистов. Они объединились с советскими инженерами и образовали НТБА (Научно-техническое бюро автомобилестроения), которое, в свою очередь, вошло в состав совместного советско-немецкого акционерного общества «Автовело». Этот альянс вплотную приблизил Союз к Формуле-1. Сами машины Auto Union, как и «скопированный», но уже советский болид «Сокол-650», по своим характеристикам относились к Формуле-2 (тогда она называлась Формула Б). Но шанс попасть на самые престижные гонки у СССР все же был. Дело в том, что сезон Формулы-1 1952 года из-за отказа от участия команды Alfa Romeo (понимали, что проиграют Ferrari) было принято проводить по стандартам Формулы Б, и у сталинских «Соколов» появилась реальная возможность стать на одну линию старта с Ferrari, Maserati и Gordini.

Читать еще:  Что значит механический двигатель

В апреле 1952 года, за месяц до старта этапа, два экземпляра «Сокол-650» были готовы к бою. Но Василий Сталин не был до конца уверен в возможностях гоночных машин. Он решил «обкатать» их на чемпионате Москвы, где из-за отсутствия специалистов по настройке двигателей «Соколы» оказались одними из последних. Этот случай стал роковым для участия команды НТБА в Формуле-1. Сталин потерял интерес к проекту, а затем и вовсе был снят отцом с должности за дисциплинарные нарушения. Два гоночных болида «осиротели» в ангаре ВВС и позже отправились в Германию, в музей Дрездена. В 1957 году «Соколы» использовались для съемок художественного фильма «Соперники за рулем», после чего они больше никогда не выезжали на дорогу.

В то время, пока советские военные специалисты вместе с немцами из Auto Union пытались достичь успеха в автоспорте, в Харькове амбициозный молодой инженер Владимир Константинович Никитин практически в одиночку проектировал автомобиль, которому было суждено стать самым быстрым в СССР. И хотя этот прототип никак не относился к автоспорту, сам Никитин участвовал в соревнованиях и был широко известен в кругах автогонщиков. Разрабатывая собственную сверхбыструю машину, Владимир Константинович использовал модернизированный двигатель от ГАЗ М20 и элементы подвески от ГАЗ М1. Ходовой прототип «Харьков-6» стал первым советским автомобилем, в котором было два верхних распределительных вала. Базовый карбюратор от мотора «Победы» был заменен двумя значительно более совершенными. Но самое главное — двигатель получил наддув!

Интересно, что после доработок объем мотора уменьшился с 2,5 до 2 литров, но отдача почти в четыре раза превышала мощность серийного ГАЗа (и более чем в два раза — мощность старого рабочего прототипа «Харьков-3»). В конце 1953 года Никитин разогнался на этом одноместном автомобиле до скорости 282 км/ч! Заезд проходил на трассе Симферополь — Джанкой, которую перекрыли для рекорда. На тот момент это была самая быстрая машина на территории СССР. Почти целое десятилетие никто в стране не мог побить это достижение.

Вернемся к гонкам. После неудачных попыток внедриться в мировую автоспортивную элиту, советские спортивные организации ФАС СССР, ЦАМК СССР и отдельные спортивные клубы стремились приблизиться к международному уровню, разрабатывая свои собственные соревнования. Ближе к 1960 годам были введены регламенты, схожие с настоящей Формулой-1. Специалисты «подсмотрели» также правила проведения гонок, спортивный календарь, виды соревнований и даже классификацию спортивных машин. И в СССР появилась «Национальная серия Формулы-1», характеристики автомобилей которой были подогнаны под мировые стандарты. В ФАС СССР считали, что подобные решения подтолкнут автопромышленность страны к созданию машин уровня Ferrari и Alfa Romeo. А там, глядишь, и до настоящей Формулы-1 недалеко.

Но местные производители, развивая линейку серийных машин для гражданских нужд, не спешили выпускать гоночные автомобили. И вместо мотиватора для целой отрасли промышленности советская Формула-1 превратилась в конкурс самоделок. Базой для болидов служили серийные модели, но энтузиасты сами дорабатывали машины и выпускали их поштучно. Первым чемпионом национальной серии стал Валерий Шахвердов на автомобиле ГА-22 (1960 год).

Скоростное достижение Владимира Никитина не оставляло в покое других советских инженеров, специализировавшихся на проектировании сверхбыстрых автомобилей. И в 1960—61 годах, когда небольшие компании энтузиастов трудились над почти любительскими болидами для «Национальной серии Формулы-1», в Московском городском автоклубе под руководством Ильи Тихомирова шла работа над новым прототипом под названием «Пионер». Этот газотурбинный (впервые в СССР!) автомобиль был построен на платформе «Харьков-Л1», но вместо обычного поршневого мотора здесь поселились две двухвальные газовые турбины мощностью по 50 л. с. Коробка передач у машины отсутствовала ввиду способности газотурбинной силовой установки изменять свой крутящий момент в значительно более широких пределах, чем у поршневого двигателя.

Первый экземпляр данного прототипа («Пионер-1») был использован в рекордных заездах 1961 года, но больших результатов не достиг. Примерно через год машину модернизировали и назвали «Пионер-2». Мощность каждой турбины выросла до 67 л. с. В 1963 году данный автомобиль разогнали до скорости 311,4 км/ч на дистанции 1 км со стартом с хода. Это был абсолютный всесоюзный рекорд скорости на суше. Официально в России до сих пор не побили это достижение.

Владимир Никитин принял вызов и в 1966 году начал работать над моделью ХАДИ-7, которая должна была побить рекорд Тихомирова. Но инженеру было отказано в фиксации достижения и поддержке испытаний. Дело в том, что в СССР не осталось мест, где можно было бы обеспечить высокий уровень безопасности для таких скоростей. По этой причине автомобильные ассоциации сконцентрировались на шоссейно-кольцевых соревнованиях, оставив рекордные заезды в стороне. Но Никитин не отступил. Весной 1968 года он затеял со своими студентами грандиозный проект строительства самого быстрого в мире автомобиля, который должен был развивать скорость 1200 км/ч! Конструктор понимал, что сможет добиться поддержки государства только в том случае, если «приправит» свой проект идеей общенационального масштаба. Опередить в чем-то американцев тогда хотел каждый советский школьник, и параллельно с «космической гонкой» разворачивалась рекордная гонка на земле.

В проекте по созданию машины, которая сможет развить более 1000 км/ч, приняли участие лучшие студенты Харьковского авиационного и Харьковского художественно-промышленного институтов. В 1969 году американцы высадились на Луну. А через год, когда проект Никитина ХАДИ-9 был только на бумаге, американец Гари Габелич на модели Blue Flame преодолел рубеж в 1000 км/ч. Представить рабочий прототип советские студенты смогли лишь к 1978 году. На ХАДИ-9 установили двигатель от МИГ-19, и Никитин начал испытания. В 1979-м из Америки пришла очередная новость о том, что пилот автомобиля Budweiser развил сверхзвуковую скорость. При этом инженеры и пилоты ХАДИ-9 уверяли, что их машина разгонится до 700—800 км/ч, но вряд ли сможет добраться до цифры в 1000 км/ч. А уж тем более превысить скорость звука (1235 км/ч).

История до сих пор умалчивает о том, какой же максимальной скорости удалось достичь на ХАДИ-9. Ходят слухи, что прототип разогнали максимум до 500 км/ч, но подтверждения этому нет. Никитина несколько раз приглашали в Штаты, чтобы посоревноваться с американцами на озере Бонневиль, где проходят гонки на скорость. Приглашающая сторона обещала полностью оплатить поездку, но команде Никитина было неудобно лететь в США на американские деньги, а у самих валюты не было. После ХАДИ-9 погоня за скоростью у советских инженеров практически прекратилась, поэтому официальным рекордом остается достижение Тихомирова.

Что касается Формулы-1, то она в СССР так и осталась «национальной». Соревнования проходили в различных городах. Летом 1970-го гонки состоялись в Минске. Но до настоящей серии самых престижных автогонок в мире в Союзе так и не дошли.
Июнь 1970 года. «Национальная серия Формулы-1» прошла в Минске

Если порыться в архивах, то можно найти некоторые интересные факты, связывающие СССР/Россию с Формулой-1. Так, в 1990 году в Москве презентовали итальянскую команду Life Racing Engines, а в 2005-м на Красной Площади прошел показ автомобиля Jordan-Toyota EJ15. 14 октября 2010 года был подписан контракт на проведение заездов в Сочи до 2020-го. В 2014 году состоялся первый этап Формулы-1 в России. Победителем стал Льюис Хэмилтон на Mercedes. Если не считать англо-российскую команду Marussia F1 Team (существовала в 2012—2014 годах), россияне так и не смогли принять участие в Королевских гонках.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector