0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что за двигатель трабант

Трабант

A long time ago, in a galaxy far, far away.
События и явления, описанные в этой статье, были давно, и помнит о них разве что пара-другая олдфагов. Но Анонимус не забывает!

Trabant (фаш. Sachsenring Trabant — «Заксенринг Трабант», кит. 特拉比 , ласк. Траби) — легендарное ведро, сделанное предприятием «Sachsenring Automobilwerke» в Deutsche Demokratische Republik, ныне являющееся предметом холивара между теми, кто считает его легендой, и теми, кто считает его ведром.

Золотая эра Траби

Дешевый и простой автомобиль «поставил ГДР на колеса». Он назван в честь запущенного СССР спутника (по-немецки «спутник» — Trabant).

Исторический момент: 25 лет назад, в полдень 30 апреля 1991 года, из заводских ворот народного предприятия VEB Sachsenringwerk в саксонском Цвиккау (Zwickau) выехал малолитражный автомобиль ярко-розового цвета с крупной надписью на капоте: Trabant — Legende auf Radern («Трабант — легенда на колесах»), Медленно миновав собравшихся на проводы работников завода — у многих на глазах слезы, — последний из всех выпущенных 3.051.485 трабантов отправился в свой первый и последний путь — в музей. Закончилась эра Траби — так осси, восточные немцы, называли свою малолитражку.

Партия сказала: надо!

А начиналась жизнь Траби после военного поражения Германии и ее раздела. В 1954 году Президиум Совета министров принял постановление о выпуске малолитражного четырехместного автомобиля массой не более 600 кг, расходом бензина менее 5,5 л/100 км и розничной ценой до 4.000 марок — почти столько же стоил мотоцикл с коляской. Обязательное требование: ввиду дефицита в стране листового стального проката кузов должен изготавливаться из пластического материала.

Пр названию предприятия VEB Sachsenringwerk автомобиль получил логотип — стилизованную букву S. Производственной базой стали бывшие заводы Horch и Audi. Через четыре года началось.серийное производство первой модели — Trabant 500 с двухтактным двухцилиндровым двигателем 18 л.с.. Отдельные его характеристики не укладывались в директивы: расход бензина составлял 6,8 л/100 км, а цену пришлось установить более высокую, но приемлемую для широких масс — 8.360 марок.

Прототип Трабанта заметно отличался от серийной машины

Первый серийный вариант — Trabant P50 (он же Trabant 500)

Рентген Trabant P50

Двигатель Трабанта

У первенца на приборной доске отсутствовал датчик количества топлива в баке, его уровень контролировался пластиковым щупом с делениями. У двигателя не было бензонасоса, и топливо поступало в карбюратор самотеком из бака, размещенного рядом с двигателем, что требовало исключительной аккуратности при заправке.

В то же время автомобиль имел прогрессивные по тому времени передний привод с поперечным расположением силового агрегата, переднюю и заднюю независимую подвеску, рулевое управление реечного типа. Часто пишут о цельном пластиковом кузове машины, но на самом деле выбрали комбинированный вариант: к сварному каркасу из стальных профилей крепились наружуные панели из дуропласта. Этот новый материал инженер Вольфганг Бартель (Wolfgang Barthel) изобрел специально для трабанта: прессованные плиты из синтетической смолы — продукта переработки отечественного бурого угля и хлопковых очёсов, отходов производства на текстильных фабриках. Снабжать очесами автомобилестроителей Цвиккау взялся СССР. Со временем появились новые модели — Universal, военная модификация — открытый автомобиль с упрощенным кузовом без боковых дверей, его гражданская версия — Trabant Tramp. С 1964 года серийной стала модель 601, выпускавшаяся до самого конца производства трабантов.

Классический Trabant 601

Trabant 601 с кузовом универсал

Военный Trabant 601 Kübel

Надежный вклад капитала

В 1980-х годах техническая отсталость трабанта по сравнению с автомобилями других стран стала настолько очевидной, что правительство ГДР было вынуждено издать очередное постановление. Так появилась новая модель Тrabant 1.1 с четырехтактным двигателем 40 л. с. от автомобиля VW Polo, изготавливаемым по купленной лицензии. Цена новинки — 19.865 марок ГДР — вызвала шквал возмущения населения, способствовала, как пишут некоторые авторы, усилению недовольства режимом и даже ускорила его падение.

Trabant 1.1 внешне отличался новой решёткой радиатора и бамперами

В ГДР трудящиеся считали покупку трабанта надежным вкладом капитала. Десятилетние очереди держали цены на высоте, и пятилетний трабант в хорошем состоянии на рынке подержанных автомобилей уходил по цене нового автомобиля. Поэтому в очередь на машину записывалось почти все взрослое население страны. К тому же владение автомобилем повышало общественный престиж владельца.

Трабанты шли на экспорт преимущественно в социалистические страны — Польшу, Венгрию, Чехословакию, а также в некоторые капиталистические — Нидерланды, Грецию, Англию и даже в ЮАР. Имела место попытка проникновения на автомобильный рынок ФРГ. Некий импортер из Гамбурга в 1960-х годах решил продавать трабант западным немцам и рекламировал «восточногерманское чудо» на оригинальном плакате: Temperamentvoll, Rasant, Ausdauernd, Bequem, An-prechend Na, Sie wissen schon, Trabant 601 («Темпераментный, стремительный, выносливый, удобный — итак, вы уже поняли, что это Trabant 601»). Число клюнувших на эту рекламу покупателей установить не удалось.

Читать еще:  Что значит тяговитый двигатель

На дорогах Советского Союза эта гэдээровская малолитражка почти не встречалась, ее знали лишь по фильму «Комедия давно минувших дней» (1980), в котором на трабанте ездят Трус и Бывалый (великолепная пара — Георгий Вицин и Евгений Моргунов).

Трабант стоит в одном ряду с такими автомобилями, как немецкии Volkswagen Beetle (обновленный «Жук»), американский Ford T, французский Citroen 2CV, итальянскии FIAT 600 и советский ВАЗ-2101. Все они, доступные семьям среднего достатка, «поставили на колеса» целые нации. А о трабанте так и говорили: гэдээровский Volkswagen (в значении «народный автомобиль»). По стране и за ее пределами ходили анекдоты про Траби, поводов хватало. Например, грохочущий двухтактный, как на мотоциклах, двигатель: «Чем отличается трабант от самолета-истребителя? — Истребитель сначала видят, потом слышат; трабант сперва слышат, потом видят». Вопрос на засыпку: «Почему у трабанта нет ремней безопасности? — Чтобы его не приняли за рюкзак!» Детский вопрос: «Почему у некоторых трабантов заднее стекло с обогревом? — А чтобы не мерзли руки при толкании!» По поводу частых неисправностей двигателей в пути: «Жаль, что у Траби всего одна выхлопная труба! Были бы две — вставь в них жерди и кати домой машину, как тачку». Почему так долго приходится ждать, когда подойдет очередь на приобретение Траби? Оказывается, из-за самого названия марки автомобиля Trabant 601 — «шестьсот человек записываются в очередь, а получает только один». И каких только прозвищ ни давали Трабанту: «двухтактный карлик» и «пластиковый порше», «гоночная коробка» и «четырехместный мотоцикл с общим шлемом». По обилию прозвищ и анекдотов с Траби мог соперничать разве что «горбатый запорожец»!

Символ свободы

После открытия в ноябре 1989 года границы между ФРГ и ГДР трабант стал символом свободы, обретенной осси. Многотысячный поток дуропластовых малолитражек покатил на запад — мечты наконец стали реальностью!

Неудивительно, что роль главного героя в первой киноленте, снятой совместно западными и восточными немецкими кинематографистами, досталась трабанту. Встреченный публикой с восторгом фильм Go Trabi Go повествует о забавных приключениях восточногерманской семьи, сразу же после немецкого объединения рванувшей на своем старом трабанте в отпуск по Италии. За кадром остался тот факт, что постановщикам фильма для съемок понадобилось ни много ни мало 13 таких автомобилей!

Осмеянный и многими забытый, трабант на радость верным поклонникам продемонстрировал свои незаурядные возможности в 1997 году в Швеции при проведении «Лосиного теста» (Elchtest) — проверки автомобиля на занос и опрокидывание при двойном резком повороте — влево и сразу же вправо. Такой маневр необходим, например, если из леса на дорогу вдруг выбежит лось. Трабант прошел тест без сучка, без задоринки, а другой участник — «Мерседес-Бенц» класса А — с позором провалил, опрокинувшись при скорости 60 км/ч.

Поклонники у Траби не переводятся до сих пор. Хотя по состоянию на 1 января 2015 года в Германии числились допущенными к эксплуатации всего 32 тысячи трабантов, в стране не ушел в забвение культ любимого автомобиля осси. В наши дни трабант — культовый автомобиль не только, в восточных землях Германии, но и в других странах, даже за океаном. Он стал символом «остальгии» — ностальгии осси по тем временам, когда им хорошо жилось в ГДР: ведь они были тогда такими молодыми! В некоторых городах (например, Берлине и Лейпциге) туристам предоставляется возможность совершить экскурсионную прогулку по городу в трабанте, чтобы некоторое время почувствовать себя настоящими осси.

Вложенные когда-то в долгожданную покупку с трудом сэкономленные гэдээровские марки могут окупиться сегодня за счет коллекционеров. Аукционные цены на трабанты в хорошем состоянии доходят до 5.000 евро и с каждым годом будут расти. Владельцы Траби, берегите свои автомобили!

источник: Евгений Байзер «Золотая эра Траби» «КОНТАКТ-ШАНС» 20/2016

[править] Суть

Трабанты готовятся к нобиганию

Вот таким он предстал ничего не подозревающему немецкому обывателю

Прототип был построен в 1954 году, а в 1957 году начался выпуск автомобилей новой марки, названной «Трабант» в честь запущенного в том же году Советским Союзом космического спутника (по-немецки «Trabant» — «спутник»). Эмблема была составлена из стилизованной буквы «S» («Sachsenring» — «Заксенринг»).

Читать еще:  Автосигнализация аллигатор запуск двигателя

Соль этого инженерного чуда состояла в том, что положительных сторон у него было столько же, сколько и отрицательных.

  • Двухвальная коробка с оригинальной для тех лет конструкцией, связанной с поперечным расположением силового агрегата. Уже тогда эта коробка выделялась такими преимуществами, как элементарность конструкции, небольшая масса и высокий КПД на промежуточных передачах. Посему впоследствии эта схема получила широчайшее распространение, и даже долгое время доминировала во всей автоиндустрии (за исключением автомобилей с полным приводом, разумеется).
  • Подвеска машины отличалась крайней простотой, но при этом имела достаточно совершенную кинематику. Передняя независимая подвеска представляла собой конструкцию со штампованными нижними А-образными рычагами и поперечной рессорой, играющей роль верхних рычагов. Задняя подвеска была также независимой, выполнена тоже на поперечной рессоре, но её трубчатые рычаги были диагональными, закреплёнными на кузове через толстые упругие резиновые шайбы вместо сайлентблоков — они работали на сжатие, а не на скручивание.
  • Рулевое управление было уже реечного типа, а посему выделялось своей лёгкостью и точностью.
  • 26 лошадиных сил. По тем временам это уже было слишком мало, большинство автомобилей-современников были оборудованы двигателями в два раза более мощными. Собственно говоря, можно считать главным недостатком машины, ведь передвигался он чуть быстрее гружённой бетономешалки. Говорить про то, что двухтактный двигатель дарил немало радости владельцу и окружающим, и вовсе не стоит: бензин надо было смешать с маслом либо в отдельной канистре, либо добавляя масло прямо в бензобак и помешав смесь раскачиванием кузова.
  • Остов кузова «Трабанта» был обычным, из стальных штамповок, а вот навесные декоративные панели были сделаны из так называемого «дуропласта» — материала на основе фенолформальдегидной смолы (фенопласта) с наполнителем из отходов (очёсов) хлопкового производства, что было сделано для экономии стального листа, бывшего в те годы в дефиците. Говнопласт был в какой-то мере аналогичен нашедшему в те же годы некоторое применение в автостроении других стран стеклопластику, но по сравнению с ним был намного более пригоден для массового производства: выклейка стеклопластиковых деталей была (и остаётся до настоящего времени) сложным, трудоёмким процессом, экономически выгодным лишь при небольших масштабах выпуска, а дуропластовые кузовные панели выполнялись простой штамповкой. Само собой, «Трабант» не отличался прочностью с таким корпусом — при столкновении с первым же почтовым ящиком машину надо было основательно ремонтировать, а при столкновении с трамваем и вовсе полностью менять. Ещё одна хохма: материал первых партий кузовов почему-то пришёлся по вкусу козам и овцам (говорят, что в качестве наполнителя поначалу добавляли то ли солому, то ли сенную труху), а потому в сельской местности «Трабанты» быстренько обжирались до голого металла мелкой рогатой скотинкой. Даже в фильме Кустурицы «Черная кошка, белый кот» свинья с аппетитом, аж хрюча, нямкает брошенный «Трабант».
  • «Трабант» не имел бензонасоса — топливо поступало в карбюратор самотёком, а бак располагался прямо под капотом, рядом с двигателем, что требовало исключительной аккуратности при заправке. Веселее всего было при аварии, когда горючка выливалась на раскалённый мотор.
  • Водительская дверь закрывалась только снаружи, а пассажирская только изнутри.

Ходит также городская легенда, что у «Траби» был привод только на одно колесо — причем рассказчики не могут вразумительно объяснить даже, на какое и почему.

Было изготовлено около трёх миллионов «Трабантов», что ставит его почти что в один ряд с таким символом массовой автомобилизации, как «Volkswagen Käfer», например. «Трабант» экспортировался как в социалистические страны (преимущественно, ЧССР, Польшу и Венгрию), так и в ряд стран капитализма — например, Грецию, Нидерланды, Бельгию, ЮАР и даже Великобританию. Тем не менее, многие страны-соседи отказывались принимать сабж, потому что у них уже были всякие «Форды» и «Опели», кои смотрелись выгоднее «Трабанта». Любопытно, что в СССР попадали лишь отдельные экземпляры автомобилей этой модели с двигателем от западногерманского Volkswagen Polo, но существенно осовременить технически дряхлую конструкцию это уже не могло. В самой ГДР спрос на «Трабанты» в течение всего выпуска модели существенно превышал количество автомобилей, поставлявшихся в сеть розничной торговли, как результат они не были доступны в свободной продаже, и покупателям приходилось ждать своей очереди годами, в отдельных случаях — до 15 лет и больше.

К сожалению или к счастью, после того как Союз самоликвидировался, Горбачёв разрушил все возможные стены, «Трабики» были резво выпилены с лица земли. Германцы резво пересели на «Пассаты», «Мерсы» и прочие «Опели».

Модификации автомобиля

Наряду с базовым двухдверным седаном выпускался универсал («Kombi», в ряде источников — «Universal»). Также, выпускались военная модификация — «кюбель» (открытый автомобиль с упрощённым кузовом без боковых дверей) и её гражданская версия — Trabant Tramp.

Читать еще:  Шевроле круз двигатель работает как дизель

Начиная с модели «601» предлагались комплектации — S и de Luxe, имевшие дополнительное оборудование — противотуманные фары и задние фонари, огни заднего хода, измеритель километража поездки, и так далее.

Помимо этого, существовали многочисленные экспериментальные образцы, не дошедшие до серийного производства.

Например, совместно со «Шкодой» был разработан хетчбэк с четырёхтактным двигателем. В 1979 году совместно со специалистами завода в Эйзенахе (выпускавшего «Вартбурги») была разработана обновлённая версия, внешне очень напоминавшая собственно «Вартбург». Также, проект обновлёния был разработан на самом «Заксенринге» в 1981-82 годах.

Ни один из этих вариантов модернизации в серийное производство не пошёл. Зато с 1988 года стали выпускать модификацию Trabant 1.1 с 1100-кубовым мотором от Volkswagen Polo, которая постепенно стала вытеснять вариант с двухтактным мотором. Изначально планировалось совместить модернизацию механики с обновлением, однако на практике этого не случилось.

Следует также отметить экспериментальные Trabant с роторными двигателями по типу системы Ванкеля, с которыми много экспериментировали во всём мире в 1960—1980-е годы, но до серийного производства дело дошло только в ФРГ (NSU), СССР (ВАЗ) и Японии (Mazda).

Были версии «Трабанта» с полуавтоматической коробкой передач

Да-да, это вовсе не опечатка. Часть машин, преимущественно предназначенных для инвалидов, оснащалась полуавтоматической трансмиссией Hycomat. Передачи в ней переключались водителем вручную, но сцепление срабатывало автоматически, управляемое электромеханическим блоком через специальную гидросистему.

Как вам такой поворот? До DSG оставалось полвека… Кстати, еще одна техническая особенность трансмиссии «Трабанта» — синхронизаторы на всех четырех передачах.

Все чисто и аккуратно. В центральной части моторного щитка торчит труба — это тоннель для рукоятки переключения коробки передач.

Он стоил дешевле «Запорожца» и продавался по всему миру

Перед вами не жертва «колхозинга», а вполне себе серийная модификация Tramp. Причем, сначала открытую версию «Трабанта» построили для военных, а потом модернизировали под гражданку и поставляли в теплые страны

Задуманный как народный автомобиль «Траби» был самой дешевой легковушкой в ГДР. Он стоил чуть дороже мотоцикла с коляской, причем с течением времени цена постепенно снижалась. В течение всего выпуска «Трабанта» объемы производства никак не поспевали за спросом, и покупателям приходилось ждать своей очереди годами, в отдельных случаях 13 лет и больше. Вы не поверите, но «Трабант» экспортировался в социалистические страны (ЧССР, ПНР, Венгрию) и даже поставлялся капиталистам в Грецию, Нидерланды, Бельгию, ЮАР и Великобританию. Суммарный тираж «Траби» с 1958 по 1991 годы перевалил за три миллиона экземпляров.

Оценка модели

МодельЧисло выпущенных машин
Trabant P7036 151
Trabant P50131 440
Trabant P60106 628
Trabant P6012 818 547
Trabant 1.139 474
всего 3 132 240

На период своего создания и в первые годы производства Trabant особо не выделялся на фоне других «малолитражек» тех лет с двухтактными двигателями, вроде западногерманских DKW и Borgward-Lloyd, шведских Saab 92 и Saab 93, или японского Subaru 360. Однако, по мере постепенного отказа в шестидесятые годы от шумных и «грязных» двухтактных моторов и общего совершенствования автомобилей, он быстро устаревал, и уже во второй половине этого десятилетия оказался явно ниже среднеевропейского уровня.

Поздние модели в восьмидесятые годы оснащались четырёхтактным двигателем от западногерманского Volkswagen Polo, но существенно осовременить технически дряхлую конструкцию это уже не могло.

Было изготовлено около трёх миллионов Trabant, что ставит его в один ряд с такими символами массовой автомобилизации, как Ford T (хотя их было выпущено впятеро больше), Volkswagen Käfer или MINI. Trabant экспортировался в социалистические страны (преимущественно, ЧССР, ПНР и Венгрию), так и в ряд стран капитализма — например, Грецию, Нидерланды, Бельгию, ЮАР и даже Великобританию. Любопытно, что в СССР попадали лишь отдельные экземпляры автомобилей этой модели.

Стоимость автомобиля и очереди

Задуманный в качестве «народного» автомобиля, предназначенного для решения задачи массовой автомобилизации, Trabant был самым дешёвым легковым автомобилем в ГДР — его розничная цена была установлена на уровне лишь немногим выше, чем на мотоцикл с коляской, причём с течением времени она постепенно снижалась. Эффект от такой ценовой политики, однако, оказался несколько неожиданным — в течение всего выпуска Trabant объёмы его производства не догоняли уровень спроса, в результате чего покупателям приходилось ждать своей очереди годами, в отдельных случаях — 13 лет и больше [1] .

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector