Что такое закипание двигателя
Конструктивно охлаждение современного двигателя реализовано не совсем идеально. Это ответ на вопрос, почему закипает машина. Система представляет собой комбинацию жидкостного и водяного типа. Несмотря на это, она имеет много недостатков. Основная проблема — обеспечение постоянного и действенного отвода тепла.
Обычно сложности начинаются в системе замкнутого круга. Это попадание воздуха внутрь, заторы антифриза, уменьшение количества ОЖ, накипь. Из-за этого магистрали начинают хуже работать, повреждаются отдельные элементы, образуется коррозия на внутренних поверхностях — всё это причины кипения.
Схема системы охлаждения двигателя
Воздушная система целиком зависит от работы вентилятора. Здесь тоже не исключены нарушения. Как правило, они бывают связаны с приводом, датчиками, электроцепями.
На самом деле двигатель закипает из-за множества причин. Начинающему водителю разобраться с ходу очень трудно. Принято различать две основные группы: сбои охлаждения и неполадки в самой силовой установке.
Рассмотрим каждый случай по отдельности.
- Заклинил термостат. Одна из распространённых проблем закипания. Элемент останавливается из-за изношенности в закрытом положении. Антифриз не проходит в радиатор, что и вызывает перегрев. Определяется неисправность термостата следующим образом: на прогретом двигателе следует потрогать руками любой патрубок. Если он холодный, то это подтвердит догадку.
- Засорён радиатор из-за частой езды на автомобиле по просёлочным дорогам. Мусор легко заметить на наружных стенках, но если он попадёт во внутренние ниши — придётся всё тщательно промывать. Так удастся избежать закипания машины.
- Неисправная помпа. Жидкость в этом случае нормально по системе не циркулирует. Довольно часто в таком случае водяной насос издаёт скрип, свист или стуки.
- Не работает вентилятор. Обычно такое происходит из-за поломки датчика температуры.
- Неисправный расширительный бачок. Как известно, на нём имеется особая крышка со встроенным клапаном. Её предназначение — отводить избыточное давление. Если происходит поломка, то в устройствах подачи антифриза сразу наблюдаются проблемы. Ввиду этого начинается закипание хладагента.
- Воздушные пробки. Образуются при неграмотной заправке системы тосолом или его недостаточным уровнем. Воздушная прослойка может создаваться в отдельных элементах и способствовать закипанию ОЖ.
Причины кипения — это также засорение магистралей, утечка, использование некачественной охлаждающей жидкости.
Перегрев вызывается ещё сбоями с мотором. Не редки и проблемы с коробкой передач, когда из-за износа механизмов КПП агрегат начинает работать под нагрузкой.
Что делать если закипел двигатель?
Инструкция «как действовать если закипел двигатель» поможет предотвратить или несколько уменьшить (в зависимости от ситуации) негативные последствия этой неисправности.
Инструкция подходит для большинства автомобилей с пробегом как с карбюраторными, так и с инжекторными двигателями, в ситуации, когда перегрев был единичный и непродолжительный по времени. Для переднеприводных и заднеприводных автомобилей ВАЗ, автомобиля Нива, Рено Логан «заехавших» на наш сайт подходит однозначно.
Что делать если закипел двигатель?
Нужно принудительно снизить температуру охлаждающей жидкости (ОЖ), чтобы потери от перегрева были минимальны.
Останавливаем автомобиль, но двигатель не глушим
Даем двигателю поработать на холостых оборотах некоторое время
Обычно хватает 10-15 минут.
Пытаемся снизить температуру охлаждающей жидкости
Для этого включаем «печку» на полную мощность и открываем капот. Вентилятор на радиаторе должен работать. Если не работает пробуем замкнуть его контакты.
Останавливаем двигатель
Даем двигателю остыть
Разбираемся в причинах перегрева
Если перегрев был кратковременный и температуру ОЖ удалось снизить, то можно продолжить движение после устранения неисправности. Если продолжительный и устранить неисправность на месте нельзя, то едем до места ремонта на буксире.
Как предотвратить закипание двигателя?
Рекомендация тут одна — периодически отслеживать состояние системы охлаждения двигателя автомобиля. Например, проводить проверку термостата при каждой возможности, чистить радиатор на радиаторе раз в два года или ставить защитную сетку на него, если стала хуже греть «печка» — удалить воздух из системы охлаждения, хотя бы раз в год промывать пробку расширительного бачка, периодически проверять работу вентилятора на радиаторе (прогревая двигатель на холостых и наблюдая за тем включится вентилятор или нет). При первых признаках появления какой-либо неисправности своевременно ее устранять.
Проверка термостата. Верхняя часть его начинает греться сразу после пуска двигателя, нижняя только после начала открытия термоклапана.
Пример проверки СО — «Проверка системы охлаждения двигателя k7j автомобиля Рено Логан».
При проведении ремонта системы охлаждения двигателя (например замене шлангов и трубок, замене помпы, термостата) нельзя применять герметик. Его частицы могут закупорить каналы системы охлаждения и тогда предстоит сложный ремонт.
Примечания и дополнения
Исправная система охлаждения двигателя автомобиля позволяет без особых проблем с перегревом передвигаться при повышенных температурах окружающей среды. Но, даже небольшая неисправность приведет к перегреву двигателя и закипанию ОЖ, например, в ситуации при движении в городском режиме с температурой за боротом выше +25.
Twokarburators VK — Еще информация по теме в нашей группе ВКонтакте, в Одноклассниках — Twokarburators OK и в Яндекс Дзен — Twokarburators DZ
Еще статьи по неисправностям системы охлаждения двигателя автомобиля
— Кипит антифриз (тосол) в расширительном бачке, причины
— Уходит антифриз (тосол), причины
— Замена охлаждающей жидкости ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Замена охлаждающей жидкости Рено Логан
— Двигатель автомобиля не прогревается, причины
— Не работает указатель температуры охлаждающей жидкости
— Заклинил термостат, признаки и причины неисправности
К чему может привести закипание жидкости в системе охлаждения двигателя
Итак, с признаками, причинами и особенностями закипания антифриза или тосола немного разобрались. Теперь давайте рассмотрим частые ошибки, которые допускают неопытные водители в случае закипания мотора.
Первое, если ОЖ закипела и пошел пар, тогда можно говорить о том, что в системе уменьшилось количество жидкости. Получается, даже после остывания мотора нормально охлаждаться двигатель не будет.
Если жидкость не долить, а просто остудить мотор, затем завести ДВС и продолжить езду, тогда оставшаяся в системе ОЖ быстро закипит повторно. С учетом того, что количество жидкости после выкипания уменьшено, нагрев в области камер сгорания и других теплонагруженных элементов сильно увеличится. Также похожая проблема может проявиться при неисправной помпе.
Параллельно с этим может происходить условное закипание моторного масла. Дело в том, что смазка рассчитана на нагрев до 150 градусов по Цельсию. Дальнейший нагрев приводит к потере смазочных, защитных и других свойств. Естественно, перегрев ДВС приводит к тому, что масло также будет перегреваться и кипеть.
В одних случаях устранение последствий перегрева решается путем ремонта и шлифовки головки блока цилиндров. Также иногда ремонтируются трещины в блоке или «голове» и т.п. В других ситуациях двигатель может полностью выйти из строя, то есть не подлежать восстановлению.
Важно понимать, что попытки добраться своим ходом на авто без антифриза или с малым его количеством могут сопровождаться очень серьезными последствиями. Главное, не допустить повреждений блока цилиндров, поршней, ГБЦ и т.д.
Как поступить если автомобиль перегрелся в пробке
При длительном движении авто на пониженной передаче, двигатель работает с повышенной мощностью, что само по себе ведет к перегреву. Добавьте сюда отсутствие встречного потока воздуха, необходимого для охлаждения радиатора.
Главное не паниковать. Кратковременный перегрев не страшен, а вот если видите, что машина не остывает, пора действовать.
Важно – без крайней необходимости не глушите двигатель. Именно – без крайней. Заглушенный, перегретый двигатель – почти 100% гарантия ремонта. Описывать происходящее в двигателе в таком случае довольно долго (проворачивание вкладышей вместе с коленвалом, при последующем пуске двигателя – меньшая, из возможных бед) , просто примите на веру.
Важно – не вздумайте поливать водой двигатель, или лить холодную воду в радиатор. Результат один – ремонт. Причем, можно так постараться, что без замены блока и головки цилиндров не обойтись. Еще одна «прелесть» холодной воды ¬– микротрещины внутри блока. Найти и устранить будет очень и очень сложно, если вообще возможно.
Авто перегрелось – постарайтесь съехать на обочину. Не получается – не паникуйте, и не обращайте внимания на окружающих – Вам важно сберечь двигатель.
Остановились на холостом ходу, включили печку отопления на полную, и ждете. Если через 5-10 минут ситуация не улучшается – глушите мотор.
Не лишним будет открыть капот, главное в панике не забыть установить авто на стояночный тормоз.
Единственной причиной заглушить двигатель сразу, являются клубы пара из-под капота. Скорее всего, лопнул патрубок охлаждения, и дальнейшая работа двигателя только ухудшит ситуацию.
Вот такой он, перегрев двигателя, если рассмотреть повнимательнее. Теперь Вы знаете – почему греется двигатель, и как с этим справится.
- Постарайтесь не доводить до момента, когда из-под капота повалит пар (сработает предохранительный клапан). Как только стрелка начнет переходить в красный сектор, найдите площадку на обочине, и не спеша двигайтесь к ней. Не стоит бросать авто посередине проезжей части — это не та неисправность, которая требует немедленной остановки.
- Не глушите двигатель. Поставьте машину на стояночный тормоз («ручник»). Включите отопитель («печку») на максимальный обогрев и полную скорость вентилятора (3-4 положение).
- Откройте капот — так вы увеличите обдув мотора снаружи. Посмотрите, все ли ремни на месте, вращаются ли вентиляторы охлаждения.
- Возьмите бутылку воды и поливайте на радиатор со стороны двигателя (спереди вам помешают теплообменники кондиционера, интеркулера и АКПП). Будьте осторожны — не попадите рукой под вращающиеся лопасти! Если экран не позволяет подобраться изнутри — постарайтесь сделать струю как можно сильнее, и лейте спереди.
- Когда мотор остынет, выключите зажигание, подождите 10-15 минут, и долейте в случае выкипания антифриз или дистиллированную воду (продается в запчастях, аптеках или хозтоварах). Запомните, сколько вошло, чтобы перед зимой добавить концентрат в соответствующей пропорции. Использовали обычную воду — придется впоследствии сменить всю охлаждающую жидкость.
Если из печки пошел холодный воздух, а температура не падает — глушите мотор. Так как при этих симптомах вероятно проворачивание крыльчатки помпы, пробой прокладки ГБЦ или обрыв ремня. В последнем случае может загореться контрольная лампа аккумулятора (отсутствие зарядки), т.к. на большинстве автомобилей водяной насос и генератор имеют общий привод.
По поводу отключения кондиционера существует два противоположных мнения. С одной стороны — компрессор даёт дополнительную нагрузку. С другой — нажатие кнопки включает дополнительный вентилятор, или увеличивает скорость вращения основного.
Как добраться до ремонта
В некоторых случаях работоспособность автомобиля при закипании удается восстановить. Наличие или отсутствие такой возможности определяется видом обнаруженной поломки.
При отказе термостата его корпус вскрывают, удаляют термоэлемент и собирают в обратном порядке. Эксплуатировать авто после такого ремонта можно бесконечно долго. Однако в холодное время года мотор не будет выходить на рабочую температуру, что неблагоприятно скажется на его ресурсе и расходе топлива. Кроме того, «отопитель» не сможет прогреть салон.
При отказе датчика температуры (не работает вентилятор) вентилятор можно запустить, если вытащить фишку из неисправного датчика. Агрегат начнет вращаться и будет делать это постоянно, даже после выключения зажигания. Долго ездить таким образом нельзя, однако добраться до ближайшей автомастерской вполне реально.
Воздушные пробки можно удалить, если перед доливкой ОЖ снять патрубок, подходящий к ресиверу системы питания. Когда воздух будет удален, из патрубка потечет антифриз (актуально для автомобилей производства ВАЗ). Аналогичным образом следует доливать антифриз при его недостатке.
Иногда кипящий автомобиль удается реанимировать, очистив радиатор от внешних загрязнений. Промывку детали с целью удаления внутренних пробок в дорожных условиях не проводят.
При наличии неисправностей, устранить которые в дороге не удается, следует продолжать движение с минимально возможной нагрузкой на двигатель, постоянно включенным вентилятором отопителя и охлаждения. Это же правило актуально, если не удалось установить, почему греется и кипит машина.
В случаях, когда даже облегченный режим движения не позволяет поддерживать приемлемую температуру, мотор следует заглушить и транспортировать авто на буксире или эвакуаторе.
Почему машины летом «кипят», и как подобного гарантированно избежать
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Многие водители сталкивались с такой типично «летней» проблемой, как закипевший автомобиль. Эта неприятность, которая может приключиться с каждым. Густой белый дым из-под капота могут свидетельствовать как о временной неудаче, так и о серьезной поломке. А ведь ликвидация ее последствий порой весьма затратна. Так из-за чего летом кипят машины и как этого избежать – смотрим далее в обзоре.
Что же такое перегрев
Двигатель автомобиля работает наиболее эффективно, когда он прогрет до рабочей температуры, для разных машин ее нормальная величина – от 85 до 110 градусов по Цельсию. Когда же температура «ползет» еще выше, повышается температура деталей двигателя и могут наступить катастрофические разрушения: прогорает днище поршня и выпускные клапаны, трескается головка цилиндров. От избытка теплоты поршневые кольца расширяются и выламывают перегородку на поршне, а сам поршень может расшириться и заклинить.
Как работает система охлаждения
В системе охлаждения много элементов. Все они образуют замкнутый объем, в котором циркулирует охлаждающая жидкость: тосол, антифриз или вода.
Жидкость приводится в движение водяным насосом (помпой), который имеет крыльчатку, несколько напоминающую вентилятор. Холодный тосол под давлением проходит через блок и головку цилиндров двигателя, где интенсивно подогревается. Далее по шлангам жидкость попадает в радиатор. Здесь тосол протекает по тоненьким трубочкам, которые охлаждаются потоком воздуха. Из радиатора охлажденный тосол по шлангам попадает обратно в помпу.
Почему двигатель перегревается
Специалисты называют несколько причин перегрева двигателя: негерметичность системы охлаждения, загрязненный радиатор, неисправный термостат или водяной насос.
Утечки жидкости из системы охлаждения сами по себе не могут вызвать перегрева мотора. Его вызывает попадание в систему воздуха. Вместе с потоком тосола он идет по системе, задерживаясь в верхних частях, где создает паровоздушные пробки. Из-за этого нарушается нормальная работа, жидкость прекращает нормально циркулировать, и мотор «кипит».
Засорение в системе охлаждения является еще одной причиной «закипания» мотора. Когда каналы заблокированы, и охлаждающая жидкость не может по ним проходить, двигатель перегревается. Также «виноватым» может оказаться заклинивший термостат. Это устройство, которое перераспределяет направление потока жидкости между разными ветками системы охлаждения.
Еще одно «слабое место» – водяной насос. В этом узле со временем изнашиваются подшипники и крыльчатка. Тогда падает давление жидкости, тосол перекачивается медленнее, и поэтому вся система работает менее эффективно.
Некоторые владельцы старых машин, желая сэкономить, вместо тосола используют обычную воду из-под крана. Помимо накипи на деталях, это способствует быстрейшему перегреву мотора. Если тосол начинает кипеть при температурах выше 120 градусов, то для воды этот показатель, как всем известно, составляет всего 100 градусов. Другими словами, экономные водители сами себя лишают 20 градусов «форы».
Моторное масло также играет большую роль в охлаждении двигателя. Оно смазывает поршень и стенки цилиндра, нагревается, и уносит часть теплоты с собой в картер. А некоторые автопроизводители даже устанавливают специальные масляные радиаторы.
Типичный ремонт, необходимый для устранения перегрева мотора:
– замена водяного насоса;
– ремонт или замена радиатора;
– замена тосола;
– замена термостата;
– долив или замена моторного масла;
– замена шлангов.
Как предотвратить перегрев
Автомобильные специалисты называют следующие способы борьбы с перегревом автомобиля:
– Время от времени очищать систему охлаждения. По крайней мере, каждый водитель может сам повытаскивать из радиаторной решетки листья и мертвых пауков.
– Устранять утечки охлаждающей жидкости, как только они появятся.
– Вовремя менять моторное масло.
– Стоя летом в пробке, нужно посматривать на указатель температуры охлаждающей жидкости.
– Если стрелка «подбирается» к красной зоне, лучше остановить машину и заглушить двигатель, чтобы избежать повреждений.
– Включить кондиционер на обогрев. Это поможет тосолу быстрее охладиться.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: