0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое типоразмер двигателя

Маркировка электродвигателей отечественных и импортных: расшифровка обозначений

В эпоху СССР наличие стандартной маркировки на любых электродвигателях, единой на территории государства, заметно облегчало работу электромонтеров.

Вся значимая информация выводилась на специальный шильдик. Согласно тем правилам асинхронные электродвигатели производства СССР обозначались А, А2, АО2, 4А, 4АМ.

Если моторы имели происхождение из стран союзного блока, имела схожий вид, разве 4А сменила обозначение на МО, а 4АМ обозначался как М.

Но после развала Союза единой службы, ответственной за стандартизацию таких мелочей не стало, что создает хлопоты современным мастерам в момент проведения сервисных работ.

Попробуем разобраться в вопросе.

Номинальная механическая мощность

Этот параметр электродвигателя записывается в паспортную табличку и измеряется в киловаттах. На фото характеристик электродвигателей показан внешний вид паспортной таблички (шильдика).

Номинальная механическая мощность относится к валу электродвигателя, и это понятие отличается от электрической мощности, рассчитываемой в зависимости от количества потребляемой электроэнергии.

Например, если на шильдике указана мощность 2200 ватт, это означает, что при оптимальной скорости работы устройство в секунду производит механическую работу, равную 2200 джоулей.

Обозначение электродвигателей различного конструктивного исполнения

В зависимости от способа монтажа или установки электродвигателя на машине, применяют следующие обозначения:

Структура условного обозначения электродвигателя.

  1. М101 – двигатель, устанавливаемый горизонтально и закрепляемый на лапах, которые приварены к станине или отлиты вместе с ней.
  2. М201 – двигатель горизонтальной установки, подвешиваемый на лапах, которые расположены вверху на станине.
  3. М301 – фланцевый двигатель, предназначенный для горизонтальной установки; на подшипниковом щите (со стороны конца вала) имеет кольцевой фланец с отверстиями для болтов и центрирующей заточкой.
  4. М302 – двигатель вертикальной установки (рабочим концом вала вниз); закрепляется при помощи фланца на подшипниковом щите со стороны рабочего конца вала (двигатель опирается на фланец).
  5. М303 – то же, что и М302, но для установки рабочим концом вала вверх; закрепляется при помощи фланца на подшипниковом щите со стороны рабочего конца вала (двигатель подвешивается на фланце).
  6. М102 – то же, что и М302, но с закреплением только на лапах.
  7. М103 – то же, что и М102, но устанавливается рабочим концом вала вверх.
  8. М202 – то же, что и М302, но с закреплением при помощи фланца на щите и лап на станине.
  9. М203 – то же, что и М202, но с установкой рабочего конца вала вверх.

Как маркируются и обозначаются низковольтные электродвигатели

Маркировка – это своего рода визитная карточка электродвигателя. Она несет в себе очень важные сведения об агрегате. Какие же? Ниже пойдет речь о принципах маркировки и обозначения низковольтных электрических двигателей, которые приняты у производителей такого оборудования. Благодаря им вы сможете узнать, какие именно базовые характеристики имеет та или иная машина.

Обязательные характеристики, которые входят в маркировку:

  • серия, включающая несколько знаков (АИР, АИВ, 4А, 5А ,6А, ВА и т.д.);
  • модификация;
  • ось вращения, высота в миллиметрах: 80, 112, 132, 160, 180, 200, 225, 250, 280, 315, 355 и т.д.;
  • установочный размер (S, М, L) по длине станины или длина сердечника (А, В);
  • количество пар полюсов 2р (2, 4, 6, 8, 10, 12 или 2/4, 8/6/4 и др.);
  • класс размещения согласно ГОСТ 15150; может быть УЗ, Т2 и пр.; также вариант климатического выполнения.
Читать еще:  Что означает рабочий объем двигателя

Кроме того, имеется информация о:

  • способе монтажа IM;
  • категории защищенности IP;
  • напряжении питающей сети: обычно 380 Вольт (220/380 Вольт и пр.);
  • частота и мощность, с которой вращается электрический двигатель;
  • прочие отличительные особенности от базовых моделей.

В обозначение входит несколько параметров назначения и модификации, которые являются отличительными особенностями.

1. Серия

Производство электродвигателей асинхронного типа происходит в виде стандартизированных рядов – серий, характеризующихся едиными конструктивными особенностями и парным комплексом величин (например, каждая отдельная высота оси вращения имеет конкретный показатель мощности). Сегодня выпускают серии электрических двигателей несинхронного типа 5А, 5АМ, 5АМХ, 7AVER, 5АИ, АИР, 7АИ, АДМ, АИРМ, АД, и пр., пришедшие на смену прошлым моделям АО, 4А, 4АМ. Что касается их габаритных величин, то они одинаковы. За счет такой особенности агрегаты этих серий отлично взаимозаменяемы в тех установках, где необходимо обеспечить надежность и высокую эффективность привода (редукторы, станки, насосы и т.д.). Главные отличительные особенности – это их технические параметры: коэффициент полезного действия, величину мощности и пр.

На фоне устаревших двигателей новая линейка имеет улучшенную защиту IP54 или IP55, тогда как раньше применялась IP44. Вдобавок, усовершенствованы технические характеристики двигателей.

2. Модификация

Серии включают двигатели базового назначения и двигатели, имеющие разные модификации. Среди последних особенно по популярности выделяются:

  • Агрегаты повышенного скольжения, которые используют для привода устройств с большим моментом инерции, способных работать при нагрузках пульсирующего типа, устройств с частыми пусками и реверсами или машин со сложными пусковыми условиями.
  • Агрегаты, имеющие повышенный пусковой момент – служат для привода устройств, обладающих высокими динамическими и статическими моментами на валу (мешалки, центрифуги и пр.).
  • Агрегаты встраиваемого типа, самовентилируемые, однофазные, имеющие фазный ротор и принудительное охлаждение и пр.
  • Агрегаты двухскоростного и многоскоростного типа.

3. Высота оси вращения

Это габарит двигателя, который показывает его поперечный размер. В агрегатах на лапах это отрезок от плоскости опоры до центра вала. В агрегатах с фланцем это диаметр — отрезок от края вала до его центра.
ГОСТ 13267 устанавливает следующие значения высоты: 50, 56, 63, 71, 80, 90, 100, 112, 132, 160, 180, 200, 225, 250, 280, 315, 355 миллиметров.

4. Установочный размер по длине станины

Такой размер показывает расстояние, соединяющее оси отверстий, в которые устанавливается и крепится двигатель. Условная длина обозначается как S, M, L, соответствующая конкретной высоте оси и величинам номинальной мощности, зависящей от частоты вращения. ГОСТ 51689-2000 определяет эти соотношения в 2 вариациях.
Первая из них действует в России и в некоторых странах СНГ и называется ГОСТом, а вторая – принята в Европейском союзе (CENELEC, DIN или IEC).

5. Количество полюсов

Количество пар полюсов 2р – это число полюсов, имеющихся в электрическом двигателе. Совокупность этой величины с частотой сетевого тока (обозначается f) равняется синхронной частоте вращения агрегата. Формула имеет следующий вид: nс=60 х f/2p.
Российские сети, имеющие частоту тока 50 Герц и синхронную частоту 3000 оборотов в минуту (2р=2), 1500 об/мин (2р=4), 1000 об/мин (2p=6), 750 об/мин (2p=8), 600 об/мин (2p=10), 500 об/мин (2p=12). ГОСТ 10683-73 устанавливает ряд синхронных частот вращения.

6. Климатическое исполнение и категория размещения

Производство оборудования может быть ориентировано на использование в разных климатических районах: в умеренном климате (У), в тропическом (Т), в умеренно холодном (УХЛ), в холодном климате (ХЛ) и пр.

Читать еще:  Что такое косметический ремонт двигателя

Что касается категории размещения, то данный параметр показывает возможность эксплуатации двигателя в помещении или уличных условиях.

Цифра 1 указывает на эксплуатацию в уличных условиях.
Цифра 2 – работа под навесом или там, где нет воздействия солнечных лучей и осадков.
Цифра 3 – работа в закрытых помещениях, где нет искусственной наладки климатических условий.
Цифра 4 – работа в закрытых помещениях, где имеется искусственная наладка климатических условий. Данные параметры устанавливаются ГОСТом 15150.

7. Монтажное исполнение

В соответствии с монтажом и исполнением вала выделяют разные конструкции двигателей. Эти варианты определяются ГОСТом 2479 и имеют следующий вид: IM1001(1081), IM2001(2081), IM3001(3081) и пр., где:

IM – маркировка, обозначающая монтажное исполнение и конструктивные особенности.
Первая цифра указывает на конструкцию агрегата:
1 – электродвигатель на лапах, имеющий подшипниковые щиты;
2 – на лапах, имеющий подшипниковые щиты и фланец на одном из этих щитов;
3 – без лап с подшипниковыми щитами и фланцем на одном из этих щитов.
2-ая и 3-я цифра указывает на вариант монтажного исполнения:

Конструктивное исполнение по способу монтажаОбозначениеДиапазон применения по габаритамКонструктивное исполнение по способу монтажаОбозначениеДиапазон применения по габаритамКонструктивное исполнение по способу монтажаОбозначениеДиапазон применения по габаритам
IM100180-315IM200180-315IM300180-180
(IMB3)(IMB35)(IMB5)
IM101180-250IM201180-250IM301180-250
(IMV5)(IMV15)(IMV1)
IM103180-250IM203180-250IM303180-250
(IMV6)(IMV36)(IMV3)
IM105180-250IM210180IM360180
(IMB6)(IMB34)(IMB14)
IM1061 80-250IM211180IM361180
(IMB7)(IMV18)
IM107180-250IM213180IM363180
(IMB8)(IMV19)

4-я цифра указывает на исполнение вала двигателя:
0 – без вала;
1 – один цилиндрический конец вала;
2 – два цилиндрических конца.
8. Степень защиты IP

Показатель, определяющий, насколько рабочие защищены от взаимодействия с частями агрегата, находящимися в движении, или элементами под напряжением. Кроме того, степень показывает, насколько защищен сам агрегат от проникновения в него капель воды и предметов извне.

Обозначение имеет 2 цифры и латинские буквы: IP54, IP55 и пр. Обозначения и характеристики регламентированы ГОСТом 14254.

Что означают цифры?

Первая цифра обозначает, насколько защищены работники и двигатель от проникновения частиц извне:
– нет защиты;
1 – агрегат защищен от проникновения предметов извне, размеры которых превышают 50 миллиметров, а также от попадания рук сотрудников;
2 – имеется защита от проникновения предметов извне, размеры которых превышают 12 миллиметров, а также от попадания пальцев сотрудников;
3 – имеется защита от проникновения предметов извне толщиной более 2,5 миллиметров ;
4 – имеется защита от попадания посторонних предметов, толщина которых превышает 1 миллиметр;
5 – имеется пылевая защита (конечно, небольшое количество пыли попадает внутрь агрегата, но оно не мешает работе);
6 – имеется полная защита от попадания в агрегат пыли.

Вторая цифра определяет степень защиты агрегата от проникновения влаги:
– нет защиты;
1 – имеется защита от воды, которая направлена вертикально к агрегату (сверху вниз);
2 – имеется защита от воды, направленной под углом до 15 градусов;
3 – имеется защита от воды, направленной под углом до 60 градусов;
4 – имеется защита от капель, направленных на двигатель в хаотичном порядке;
5 – имеется защита от струй: исключено попадание воды внутрь агрегата, даже если поливать его из шланга;
6 – имеется полная защита от воды.

Читать еще:  Что такое ie1 двигатель

Более подробная информация о маркировках электродвигателей присутствует в каталоге низковольтных агрегатов.

Физические размеры двигателей

В нижеприведённой таблице содержатся основные размеры шаговых двигателей в соответствии со стандартом NEMA

Размеры в таблице указаны в дюймах ( в скобках указаны размеры в миллиметрах)

Шильдик электродвигателя. Учимся читать шильдики. : 6 комментариев

  1. владимир03.04.2018 в 19:06

доступно и востребовано Респект!

  1. Потомственный мастер Денис Автор записи 22.04.2018 в 21:18

Спасибо за отзыв. Стараюсь!

Спасибо но не всё понятно.

  1. Потомственный мастер Денис Автор записи 28.05.2021 в 01:02

Григорий, значит либо нужно еще раз прочесть статью более внимательно, либо задать вопрос по поводу того, что именно непонятно, и я отредактирую статью.

«Номинальное рабочее напряжение двигателя «380/660 вольт». Это говорит, что двигатель может использоваться только в этих двух напряжениях.»
Это больше говорит о схеме подключения. Далее вы красными и зелеными квадратиками выделили, но надо было выделять звезду/треугольник ещё. В варианте статьи для новичков.
«Чем больше мощность двигателя, тем выше данный коэффициент.» Странный вывод.

  1. Потомственный мастер Денис Автор записи 01.09.2021 в 00:02

Позвольте, где я оказался неправ? Данная статья посвящена тому, как читать шильдик, а не как соединять обмотки. А квадратами выделены токи, которые соответствуют используемому напряжению, естественно, при правильном соединении обмоток, согласно используемому напряжению. По поводу Cos φ аналогично — где я неправ? Косинус фи это угол сдвига между питающим напряжением и током, который потребляет нагрузка. Этот параметр появляется только если есть реактивная нагрузка, которой является двигатель. Двигатель создает индуктивную нагрузку. Следовательно, чем мощнее двигатель, тем большей индуктивностью он обладает, тем больше увеличивается угол сдвига.

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • ЗОЖ и лечебное голодание (1)
  • онлайн калькуляторы (3)
  • Основы электротехники (6)
  • Отзывы и пожелания (1)
  • Прочее (3)
  • Ремонт в доме (3)
  • Ремонт своими руками (7)
  • Рубрики сайта (4)
  • Советы электрика (24)
  • Установка бытовой техники (11)
  • Установка и подключение (6)
  • Электробезопасность (4)
  • Электропроводка и ее соединения (7)
  • Это должен знать каждый (1)

Как со мной связаться

По телефонам:
89145792216 (доступен WhatsApp)
89140486361

Время работы
Понедельник—Суббота: 8:00–20:00
Воскресенье: выходной
Срочный вызов (в течение часа), если такая возможность имеется оплачивается по двойному тарифу.
Вызов вне рабочего времени от 1500 рублей.

Электромоторы нельзя подключать к выводам Arduino напрямую, так как они потребляют значительные токи, шаговые двигатели не являются исключением, поэтому их подключают через драйверы.

Большинство драйверов работают либо с биполярными двигателями, либо с униполярными.

  • Биполярный двигатель можно подключить только к драйверу биполярных двигателей.
  • 6-выводной двигатель можно подключить к любому драйверу. Если не использовать выводы центральных точек обмоток, то двигатель будет биполярным, а если эти выводы соединить и подключить к GND, то двигатель будет униполярным.
  • 8-выводной двигатель является наиболее гибким в плане подключения. Данный двигатель можно не только использовать как биполярный или униполярный, но и самим определять, как соединить электромагниты обмоток внутри двигателя, последовательно или параллельно.
  • Униполярный двигатель, при необходимости, можно подключить и к драйверу биполярного двигателя по простой схеме из нескольких диодов (лучше использовать диоды Шоттки), но такое подключение гарантирует корректность работы униполярного двигателя только в полношаговом режиме.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector