0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое расточка двигателя и гильз

Изготовление требуемой гильзы (Alusil, отливка из серого чугуна)

В настоящее время широкое применение для гильз цилиндров двигателей автомобилей получил серый чугун. Он в достаточной степени соответствует требованиям к данной детали.

Соотношение основных и легирующих элементов для различных цилиндров приводятся в широком количественном интервале. Серый чугун, применяемый для гильз цилиндров, по химическому составу можно условно разделить на четыре основные группы (табл.). Условность классификации заключается в том, что нельзя точно определить границы для каждой группы чугунов по содержанию элементов. Основное их отличие состоит в особенностях микроструктуры чугуна.

Растачивание блока: зачем нужно?

В основном к расточке блока цилиндров владельцы транспортных средств прибегают из-за желания увеличить мощностные показатели силового агрегата. В процессе эксплуатации чрезмерным нагрузкам подвергаются именно цилиндры и поршни двигателя. Поршень постоянно трется о стенки цилиндра с большой скоростью. И хотя изготавливают их из высокопрочных металлов, все равно со временем они истираются или приводят к деформации цилиндра. Изменение формы цилиндра ухудшает прилегание поршневых колец и как следствие в процессе детонации отработанные газы и горючая смесь могут попадать в картер. Это нарушение способствует снижению мощности двигателя и возникновению повышенного расхода моторного масла. Характерным признаком изменения с круглой на овальную форму цилиндров считается появление сизого дыма из выхлопной системы. Так же ситуация будет развиваться и при залегании компрессионных колец. Расточка блоков цилиндра может проводится с реанимации двигателя либо с целью тюнинга автомобиля. В первом случае все довольно просто. Для выполнения расточки выполняют следующее:

  • На станке избавляются от овальной формы цилиндров;
  • Устанавливают новые поршни большего размера.

Если же расточка проводится с целью увеличения мощности транспортного средства, все процедуры проводятся аналогичным образом. Однако изначально здесь цилиндры имеют правильную форму, поэтому владелец авто выбирает сам степень растачивания.

Замеры

Покупаем новый поршень, на ремонтный размер выше(обычно на 1 единицу) и посмотрим как и куда он у нас залезет (если не залезает, значит все еще впереди ).

Пихаем разными сторонами, чтобы понять — где и что мешает. Если цилиндр работал в рисковых режимах — значит у него огромная выработка. Мой работал со слишком ранним зажиганием, немножко прибедненной смесью, что придавало довольно большие обороты.

Зеркало цилиндра — отличное, но вот выработка:

То что вы видите на гильзе цилиндра, это грязь . То есть смазка, когда-то бывшая. После снятия я его зачем-то законсервировал. Сам не знаю зачем.

Померив по поршню (он если у меня входит внутрь, но клинит прям посередине) я понял — что точит надо совсем немного. Если поршень совсем не лезет — тогда да, смотрим сколько нужно стачивать. Обычно в таких ситуациях точат 0,1-0,15 мм. Я же точил 0,01-0,07. Желательно подобрать в магазине такой поршень, чтобы еле-еле не входил. Тогда лучше получится расточка тем, что можно подобрать поршень еще больше и расточить еще раз. На картинках просто выработанный цилиндр, отслуживший вроде свой ресурс на данном ремонте.

Вы так долго этого ждали, приступим к процессу.

Требования к ремонтным гильзам

Наша продукция

Если Вы решили заменить гильзу цилиндра, для начала Вам нужно приобрести (купить) новые гильзы. У нас к изготавливаемой продукции применяются высокие требования, особенно требования к ремонтным гильзам. Мы гладко шлифуем наружную поверхность; следим чтобы точность конусности и эллипсности была максимально точной с погрешностью 0,02 мм не более, а толщина стенок 0,01 мм не более. Геометрические формы (размеры) гильз выбираются таким образом, чтобы допуск на следующую расточку равнялся 0,5 мм, не более, а размер стенок цилиндра после запрессовки и обработки должен быть 1,5 мм, не менее. В случаи, когда в стенке цилиндра есть дефект, это может быть либо трещина либо пробоина (подробнее о дефектах гильз блока цилиндров), то толщину стенки увеличивают до 2,6-3,0 мм. Не менее важно соблюсти натяг, при установке гильзы. В чугунные блоки вставляется гильза натягом 0,06 мм +- 0,01 мм. Чтобы по ремонтировать алюминиевый блок, зачастую используют алюминиевые гильзы. Но практика показала, что в алюминиевые блоки можно вставлять гильзы из различных сплавов чугуна, при этом они выхаживают не меньше чем при обычном алюминиевом гильзовании. Просто при этом нужно не упустить важную вещь. Нужно обеспечить натяг гильзы к верхнему пределу, так как алюминий под воздействием высоких температур расширяется значительно больше чугуна, поэтому гильза при таких условиях работы не имеет права потерять натяг.

Читать еще:  Zaz sens от чего двигатель

Особое внимание уделите к гнезду гильз. Растачивать гнездо нужно так, чтобы ось коленчатого вала была перпендикулярной расточке. Не забывайте что эллипсность и конусность не должна быть больше 0,02 мм.

Гильзование блока цилиндров — это один из видов капитального ремонта двигателя. Поэтому к этой процедуре нужно подойти очень серьезно, так как при её грамотном выполнении Ваш двигатель прослужит еще очень долго и, немаловажно, Вы сэкономите большую сумму денег.

Как установить новую гильзу

Если у Вас все готово к установке и соблюдены все размеры то теперь можно устанавливать блока и гильзы. При установке советуем придерживаться разности температур деталей. Понимаем, это не так просто, но и не сильно сложно. Вам понадобится жидкий азот, если его нет, подойдет углекислый газ. Эти вещества хорошо подходят для охлаждения. Также найдите специальную печь для нагрева блока. Следите чтобы температура не превышала приблизительно 165°С, доказано, что при температуре выше 165°С, блок цилиндров начинает деформироваться. Естественно температура может колебаться в пределах 20°С в зависимости от сплава, который использовался при изготовлении блока. При малых натягах, размером 0,06 мм не более разрешается устанавливать гильзы без высоких температур, путем прессования.

Но хочу заметить, что этот способ не подходит для вставки алюминиевых гильз в блок цилиндров из того же материала что и гильзы из-за схватывания и задира поверхностей. Установить гильзу в таком случае, без создания большой разности температур, невозможно.

Дополнительно знайте, что

Гильзование – это сложная процедура. Поэтому случается так, что при этом процесс, иногда, даже самые опытные ремонтники допускают ошибки. Здесь нужно учитывать все мелочи. Приведу свой личный пример из практики ремонта:

В моем, относительно новом автомобиле, с цилиндром двигателя произошла неприятная ситуация. При вскрытии увидел обрыв шатуна, несмотря на то, что другие цилиндры совсем не получили никакой поломки и были практически новыми. Пришлось гильзовать. В итоге выяснилось, что смежные цилиндры стали иметь эллипсность 0,05 мм, что превышает допустимый предел 0,02 мм. Пришлось заменять гильзы. Оказывается, это все произошло из-за установленной слишком толстой гильзы с натягом, превышающим предельно допустимое значение (0,06 мм +- 0,01 мм). На этом все, спасибо, что читали данную статью и возможно Вам будет интересно узнать о наших седлах клапанов любых размеров.

Как гильзуется блок цилиндров

Для гильзования блока цилиндров Chevrolet Epica мастеру потребуются услуги опытного фрезеровщика. Ведь качественно расточить цилиндры можно только на хорошем высокоточном оборудовании. При гильзовании БЦ фрезерный станок должен гарантировать точность обработки до 0,01 (мм). Ловить сотые миллиметра на фрезере – это ювелирная работа, которая по плечу лишь настоящим профи токарного дела .

Двигатель X25D1 использует блок цилиндров на основе алюминиевого сплава. Рабочие поверхности цилиндров данного БЦ имеют специальное покрытие, которое называют «Silumal». Несмотря на алюминиевую основу такие поверхности не уступают по прочности каленой стали. Как понятно, в свободной продаже специальных гильз для ремонта алюминиевых блоков на сегодняшний день нет .

Мастерам приходится выходить из ситуации, используя доступные материалы, стальные или чугунные трубы. При установке гильз из тяжелого металла в легкий алюминиевый БЦ возникает проблема совместимости материалов. Дело в том, что у стали/чугуна и алюминия заметно разнятся коэффициенты температурного расширения. Если плотно запрессовать чугунную (стальную) гильзу в алюминиевый блок, то какие-то из цилиндров могут попросту лопнуть . Случится беда, если это произойдет на высокой скорости, да еще и в потоке машин!

При использовании стальных или чугунных гильз в алюминиевом блоке цилиндров Шевроле Эпика следует запрессовывать гильзы с небольшим натягом. Для посадки чугунной гильзы обычно делают натяг на уровне 0,03-0,05 (мм). Натяг стальной гильзы должен составлять 0,05-0,07 (мм).

Больший натяг делать нельзя, так как порвет цилиндры. Нельзя делать и меньший натяг, так как гильза начнет люфтить.

Именно по этой причине так важно проводить фрезерные работы на высокоточном оборудовании. Для этой работы обязателен и опытный фрезеровщик. Качественно загильзовать блок цилиндров в домашнем гараже – нереально!

Читать еще:  Газоновский двигатель v8 из чего

Как произвести капитальную обработку

Представим теперь, что у автолюбителя имеются тот или иной станок и определенные навыки. Тогда в какой последовательности осуществляется расточка двигателя своими руками, например, у ВАЗ 2106?

Разберемся в этом далее. А для работы нужно приготовить некоторые инструменты и принадлежности:

  • большой набор ключей;
  • много головок и воротков;
  • молотки разной тяжести;
  • втулки;
  • микрометрический инструмент;
  • станки, о типе которых еще поговорим.

Также узнайте как поменять контактную группу замка зажигания и про замену сальника переднего коленвала уаза.

Делается все так.

  1. Прежде нужно извлечь ДВС из автомобиля, а это задача не из легких. Справиться с ней можно, просто отсоединяя и убирая все, что мешает, а также сливая масло и ОЖ. Затем мотор откручивается от подушек и достается с помощью лебедки.
  2. С агрегата снимают головку блока, масляный поддон, а также боковые крышки.
  3. Теперь снизу мотора видно коленчатый вал, а сверху – поршни. Вот эти главные органы нужно извлечь на данном этапе. Для начала откручивают крепления всех крышек шеек коленчатого вала.
  4. Затем извлекают эти крышки.
  5. Чтобы достать поршни с шатунами, просто выталкивают их, например, деревяшкой от молотка.
  6. Затем достают коренные подшипники и, наконец, коленчатый вал.
  7. Снимают вкладыши – это подшипники скольжения шеек коленвала.
  8. С поршней же извлекают кольца и пальцы.
  9. Теперь, когда все разобрано, производят замеры и оценивают, что пойдет под обработку на станке. Если износ цилиндра более 0,15 мм, необходима расточка блока двигателя ВАЗ 2106, то же касается ВАЗ 2107. Причем у всех блоков существуют стандартные ремонтные размеры. При первом ремонте цилиндр ВАЗ имеет предел по диаметру 79,01 мм, а вот при пятом уже 79,05 мм. Но это последний размер, в который можно обработать цилиндры ВАЗ. Многих автовладельцев потом интересует, сколько пройдет двигатель после последней расточки? Что ж, по сути, после каждой «капиталки» мотор может отходить 100 тыс. км. Здесь аналогично – 100 тыс. км. Для ВАЗ существует еще возможность обработки цилиндров под гильзы. Но поскольку «гильзование» обойдется дороже обычной обработки, то уж лучше купить новый мотор.
  10. Затем оценивают изношенность коленвала. Однако без нее никак. Поэтому данная ось автомобиля тоже отправляется на доработку. У нее также есть несколько допусков под ремонтные размеры. Шаг каждого допуска шейки 0,25 мм. Под обработанные цилиндры и коленвал подбираются новые поршни и вкладыши, а также прочие комплекты.
  11. Станок, используемый для расточки цилиндров двигателей, – координатно-расточной, более дешевый вариант – вертикально-расточной. Для обработки коленвала употребляется кругло-шлифовальный станок. Если все-таки у автолюбителя нет станка и необходимой квалификации, что довольно часто встречается, то ему лучше отдать блок вместе с коленвалом профессионалам, многие из которых сделают все за один день. Вопрос лишь, какова цена на расточку двигателя.
  12. После станочной отделки поверхностей агрегат собирается с новыми комплектами по обратному пути.
  13. Например, надеваются новые кольца на поршни и сразу оцениваются зазоры в канавках по паспортным данным. Запрессовываются пальцы в поршни, пальцы также имеют разные группы размеров. Вставляются новые вкладыши шеек коленчатого вала.
  14. По окончании осуществляется обратная установка поршневого агрегата на автомобиль, заливка всех жидкостей, наконец, проверка работы.

Надо сказать, что расточка и ремонт двигателя у ВАЗ 2101 осуществляется точно так же.

Еще несколько нюансов

Обговорим еще несколько нюансов. Во-первых, мы уже рассказали, что после разборки оценивают состояние поверхностей цилиндров и коленчатого вала. Однако порой, помимо этого, выясняется, что имеет место износ опорных гнезд распредвала. Конечно, это достаточно редкое явление, но все-таки…

Есть технология и для решения такой проблемы. Например, у моторов ЗМЗ делают так. Посадочные места блока обрабатывают на координатно-расточном станке. Затем запрессовывают втулки для распредвала. После этого их растачивают на том же станке. Но для данной операции необходимо приспособление для расточки запрессованных втулок распредвала двигателей ЗМЗ – ведь надо соблюсти соосность!

Во-вторых, после разборки ДВС необходимо также изучить головку блока. У некоторых автомобилей, например, Фольксваген, встречается такая проблема, как разбитые посадочные места насос-форсунок (подающих топливо) на головке блока. Итог – попадание воздуха.

Читать еще:  Что такое vvi система двигателей

Данная болезнь решается расточкой посадочных мест топливных насос-форсунок головки двигателя. Её лучше тоже доверить специалисту. Также здесь не обойтись без координатно-расточного станка.

В-третьих, во многих современных автомобилях не предусмотрена никакая расточная операция! Существует только один размер поршней! Таково веление времени. Дело даже не в том, чтобы люди чаще покупали новые машины. Просто чугун стали делать такой, что его износ – маловероятная перспектива.

Однако ведь встречаются просто задиры, заклинивания двигателя, тогда без обработки никак. Что же делать? Производители на эти случаи продают шот-блоки – та часть мотора, где только поршни плюс коленвал. Остальное ставится свое.

На блоках и шот-блоках встречается еще напыление типа керамического. Например, у двигателей Мерседес 272. Наличие такого напыления шот-блока делает расточку двигателя Мерседес 272 крайне затрудненной. Если на каком-то военном заводе удастся выполнить операцию, то можно установить гильзу без напыления со стандартным поршнем. Вот такие нюансы.

Цена доработки агрегата

Приступая к заключительной части статьи, поговорим о стоимости столь ответственной операции. Мы узнали, сколько стоит по крупным городам России, например, расточка двигателя ВАЗ 2109. При этом выяснилось, что, скажем, в Курске цена, на расточку двигателей не выше, чем в некоторых других регионах. А расточка двигателя, скажем, в Брянске обойдется процентов на десять дешевле, чем в Москве.


Остальные цены приведены в таблице. Это приближенные цены на расточку коленвала и блока, характерные вообще для ВАЗ с передним приводом, без учета снятия двигателя.

ГородСтоимость
Москва2600 руб.
С-Петербург2500 руб.
Екатеринбург2300 руб.
Самара2400 руб.
Тюмень2500 руб.

Но, как бы там ни было, собранная в статье информация призвана помочь многим автолюбителям правильно расставить акценты при капитальной переборке двигателя своего автомобиля.

Процесс расточки цилиндра

Процесс расточки цилиндра относительно несложный. Однако, он займет очень много времени монотонной работы.

Кроме оправки также понадобится хорошая влагостойкая наждачная бумага крупной фракции, а также пару листов наждачной бумаги мелкого зерна для набивки зеркала. Когда все инструменты есть в наличие, то можно приступать непосредственно к процессу расточки цилиндра. Для этого необходимо вставить наждачную бумагу крупной фракции в паз, после чего обернуть ей оправку. Наждачную бумагу следует также хорошо пропитать маслом и можно вставлять в цилиндр.

Следует следить за тем, чтобы оправка с наждачкой правильно входили в цилиндр, иначе есть риск расточить его не под ремонтный размер. Для этого нужно осуществить проверку. После того, как оправка обмотана наждачной бумагой, следует ее поместить в цилиндр, если она слишком свободно входит, то под наждачку нужно подложить бумагу, и снова попробовать. Необходимо добиться того, чтобы оправка с наждачкой в цилиндр входили туговато, с помощью вращения. Когда все сделано, можно начинать вращать инструмент для растачивания внутри цилиндра.

При этом следует каждый раз наждачную бумагу смазывать маслом – это предотвратит ее частое забивание. Как только появилось чувство, что наждачка внутри цилиндра вращается легко, нужно снова под нее подложить бумагу и продолжить процесс. По ходу расточки цилиндра, следует периодически пробовать вставлять в него ремонтный поршень. Когда поршень будет входить в цилиндр туго, можно менять наждачную бумагу на более мелкую, и начинать набивать зеркало.

Следует следить за тем, чтобы во время расточки цилиндра мотоцикла поршень не болтался, но и его движение было не затруднено.

Ведь мотоциклы имеют воздушное охлаждение и цилиндр нагревается очень сильно, поэтому плотная его расточка может привести к тому, что поршень будет клинить при нагреве, и обкатка мотоцикла принесет одни мучения.

Прежде, чем начать растачивать цилиндр мотоцикла самостоятельно, следует помнить о том, что лучше всего это дело сделает специалист на специальном расточном станке.

В данном случае, цилиндр будет расточен идеально. А вот вручную идеальной расточки можно и не добиться, в результате чего просто потеряется драгоценное время на пустую работу, которую все равно придется переделывать. Поэтому, лучше всего, отдать цилиндр на расточку в мастерскую.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector