3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое подвестное на двигатели

Что такое подвесной мотор для лодки

Подвесной лодочный мотор — лодочный мотор, прикрепляемый к жёсткому транцу лодки.

Получили огромное распространение на маломерных судах во второй половине XX века. Основные преимущества по сравнению со стационарными: подвесной мотор не занимает полезный объём судна, легко демонтируется, что позволяет хранить дорогостоящий агрегат в надёжном месте.

Первоначально были распространены двухтактные моторы. Их преимущества — малый вес, высокая мощность. Но постепенно их недостатки, по мере совершенствования четырёхтактных моторов, приводят к сокращению количества двухтактных. Более лёгкий запуск, высокая экономичность, цена топлива, растущая по мере совершенствования технологий, удельная мощность, вот главные причины, которые вызывают повсеместный переход на четырёхтактную схему.

Растущие требования к экологичности, прямой запрет на использование двигателей внутреннего сгорания на некоторых водоёмах привели к развитию практически бесшумных подвесных электромоторов, питающихся от аккумуляторов или топливных элементов.

Старый добрый двухтактник

Эти моторы сейчас выпускают все производители. За исключением «Honda» (в ее линейке 2-тактников нет). У «Suzuki» два такта представлены мощность от 9,9 до 40 л. с. Самая большая линейка у «Yamaha» от 2 до 200 л. с. У «Tohatsu» до 90 л. с. И конечно «Mercury», с большим модельным рядом.

Двухтактные моторы с раздельной системой смазки

Это «Yamaha» от 20 до 250 л. с., а также «Mercury» и «Tohatsu». Литера «О» «Oil Injection System» в обозначении мотора. Раздельная система смазки, осуществляет контроль загруженности двигателя. При каждом конкретном режиме работы подается оптимальное количество масла. Эта опция избавляет от необходимости (на воде особенно неудобно) предварительно готовить смесь из бензина и масла.

Двухтактные — прямой впрыск

Эти двухтактные моторы с прямым впрыском (DI) «Direct Injection», используют сложные системы управления двигателем, т. е. бензин или дизельное топливо, подается через форсунку прямо в камеру сгорания. А это мощность, производительность, экономичность. Большая часть этого достигается за счет улучшения способа, с помощью которых топливо вводится в цилиндры. А в системах, к примеру, с технологиями «TLDI» и «OptiMax» бензин в камеру сгорания подается вместе с воздухом. В первую очередь это мощные «Mercury (OptiMax)» с линейкой от 90 до 250 л. с. «Tohatsu (TLDI)» с линейкой от 40 до 115 л. с. и «Evinrude (E-Tec)».

Коммерческий двухтактник

Это подвесные лодочные моторы для коммерческого использования специально разработаны, чтобы служить рабочими лошадками тому, кто зарабатывает этим на жизнь. Это «Yamaha» серии «Enduro» с линейкой 8, 40 и 115 л. с. И «Mercury (Sea Pro)» с линейкой от 15 до 60 л. с. Каждый подвесной мотор разработан таким образом, чтобы отвечать требованиям коммерческого использования. Плюс универсальность, пресная и соленая вода.

Короче говоря, то производители современных двухтактных лодочных моторов, предлагают множество как традиционных, так и специальных моделей.

Типы подвесных лодочных моторов

Подвесные лодочные моторы разделить на несколько типов. Классифицировать подвесные лодочные моторы можно по нескольким критериям, большинство из которых будет определяться рекомендациями изготовителя моторной лодки. В рамках данной классификации мы приведем наиболее распространенные типы подвесных лодочных моторов и опущены некоторые редкие и мало используемые типы.

Подвесные лодочные моторы по типу двигателя:

  • ПЛМ с электрическим двигателем – подвесной лодочный мотор, в котором в качестве силового агрегата используется электрический мотор, запитываемый от аккумулятора;
  • ПЛМ с бензиновым двигателем – подвесной лодочный мотор, использующий в качестве двигателя двухтактный или четырехтактный бензиновый мотор.

Подвесные лодочные моторы по типу движителя:

ПЛМ с гребным винтом;

  • ПЛМ с водометом.
  • Подвесные лодочные моторы по типу бензинового двигателя:

    • двухтактные ПЛМ;
    • четырехтактные ПЛМ.

    Подвесные лодочные моторы по длине дейдвуда:

    • S – короткий дейдвуд – 416 мм (короткая нога);
    • L – длинный дейдвуд – 521 мм (длинная нога);
    • Х (UL) – ультра длинный дейдвуд – 631 мм;
    • U (XX) – супер ультра длинный дейдвуд – 762 мм.

    Как правило, выбор длины дейдвуда зависит от высоты транца моторной лодки. Существуют моторные лодки, которые выпускаются с различными вариантами транца.

    Подвесные лодочные моторы по типу стартера:

    • ПЛМ с электрическим стартером;
    • ПЛМ с ручным стартером;
    • ПЛМ с ручным и с электрическим стартером.

    Подвесные лодочные моторы по направлению вращения гребного винта:

    ПЛМ с прямым направлением вращения гребного винта (по часовой стрелке);

  • ПЛМ с обратным (противоположным) направлением вращения гребного винта (против часовой стрелки).
  • Обратное направление вращения гребного винта используется при установке пары подвесных лодочных моторов. При работе, ПЛМ создает на мотолодке момент, который приподнимает правый борт судна. Этим обусловлено размещение рулевого именно с правой стороны кокпита, что компенсирует силу кручения корпуса лодки при поездке в пустой лодке.

    Подвесные лодочные моторы по типу управления:

    • ПЛМ с румпельным управлением;
    • ПЛМ с дистанционным управлением.

    ПЛМ, снабженные румпелем зачастую можно использовать и с дистанционным управлением.

    Подвесные лодочные моторы по типу механизма подъема из воды:

    • ПЛМ с ручным механизмом;
    • ПЛМ с гидравлическим механизмом;
    • ПЛМ с электрическим механизмом;
    • ПЛМ с электрическим механизмом и регулировкой угла наклона.

    Система выпуска

    К навесному оборудованию системы выпуска автомобиля ВАЗ относится коллектор, присоединенный к ГБЦ. Элемент необходим для вывода газов из цилиндров в выхлопную трубу. Устройство находится на головке блока цилиндров и обеспечивает продувание и наполнение камеры сгорания. К нему на выходе крепится труба выпуска. Прокладка, установленная между головкой блока и выпускной трубой, предотвращает поступление выхлопа под капот.

    Бывает цельный и трубчатый коллектор выпуска. В первом короткие каналы объединены в общую камеру, его делают из жаропрочного чугуна. Цельный коллектор низкоэффективный, но прост в изготовлении. Трубчатые коллекторы производят из нержавеющей стали.

    Подбор гребного винта для лодочного мотора.

    Для переключения передач недостаточно использовать только редуктор подвесного мотора. Если вы хотите использовать на полную мощность мотор лодки, необходимо внимательно подойти к выбору гребного винта, который позволит достигнуть:

    • оптимального выхода на глиссирование;

    • максимальных оборотов, которые возможны для данного типа мотора;

    • максимально возможной скорости или грузоподъемности (зависит от конкретной цели).

    Правильно подобранный винт, позволяет сэкономить топливо, снизить шум, создаваемый мотором, а также способствует увеличению его ресурса.

    Как правильно подобрать винт.

    Прежде всего, стоит определить, какая перед вами стоит задача – хотите ли вы увеличить скорость и улучшить выход в глиссер, или же вас интересует возможность большей грузоподъемности для лодки. Одновременно максимально увеличить все эти показатели за счет одного лишь винта не представляется возможным, однако вы можете выбрать такой винт, который позволит удачно сбалансировать все важные показатели. Можно подобрать один винт с оптимальными показателями или же купить несколько винтов и возить их с собой. Однако, как показывает практика, менять винты в процессе не всегда удобно. Существуют также винты, которые способны изменять свой шаг, в зависимости от требований. Но сегодня мы разберем другие варианты винтов, которые отличаются по своим показателям.

    Итак, какой винт лучше приобрести – из стали или из алюминия? Давайте разбираться.

    Преимущества винтов из стали.

    Стальные детали отличаются лучшим КПД, если сравнивать с алюминиевыми – это связано с тем, что стальные лопасти имеют меньшую толщину, а крыльчатка имеет более сложное строение. Винты из стали менее подвержены кавитации, что непосредственным образом сказывается на их скорости – в сравнении с алюминиевыми агрегатами, они развивают большую скорость (примерно на 5-7%).

    Стальной винт имеет высокий уровень прочности, поэтому он не стирается и не повреждается при контакте с песчаным дном. Винт не деформируется даже при ударе об дно, он не подвергается коррозийным процессам из-за длительного нахождения в воде.

    Недостатки винтов из стали.

    Основной минус – высокая стоимость. Винты из стали обойдутся вам несколько дороже, чем их алюминиевые аналоги. Также важный недостаток – при сильном ударе возможно повреждение и деформация редуктора, несмотря на то, что сам винт может остаться без повреждений.

    Преимущества алюминиевых винтов.

    Винты из алюминия стоят сравнительно недорого, особенно это касается неоригинальных деталей для моторов Suzuki, Yamaha, Honda и многих других. В случае повреждения винты из алюминия можно отремонтировать. Алюминиевый винт весь удар возьмет на себя, зато сохранит более важные и дорогостоящие части двигателя.

    Читать еще:  Чем красить двигатель машины

    Недостатки винтов из алюминия.

    По сравнению со сталью, алюминий – более мягкий материал, который при ударе о песчаное дно деформируется, на поверхности винта появляются выщерблены, что мешает набирать скорость и существенно уменьшает КПД. В результате столкновения с небольшими препятствиями лопасти винта могут погнуться.

    Лодочный мотор. Виды и работа. Особенности и как выбрать

    Лодочный мотор – это специальный двигатель, предназначенный для фиксации к транцу лодки для обеспечения быстрого движения без применения весел. Это подвесная конструкция, которая не занимает полезное пространство судна. Она используется на компактных лодках, предназначенных для прогулок, охоты или рыбной ловли. Мощность серийных моторов может достигать 350 л.с.

    Типы моторов по разновидности силового агрегата
    Лодочные двигатели отличаются между собой в зависимости от способа обеспечения движения. В качестве силового агрегата может использоваться несколько типов моторов:
    • Электрический.
    • Бензиновый двухтактный.
    • Бензиновый четырехтактный.
    • Дизельный.

    Электрические характеризуются небольшой мощностью и габаритами, что компенсирует значительный вес батареи для их питания. Обычно в продаже встречаются только устройства до 5 л.с. Они недорогие и компактные, к тому же могут легко сниматься для хранения в безопасном месте для предотвращения воровства. Это важно если лодка постоянно находится на причале. Электромоторы тихоходные агрегаты. Их обычно выбирают для движения на водоемах с особым экологическим статусом, на которых запрещено использовать агрегаты с опасными выбросами или повышенным шумом.

    Бензиновые двухтактные более распространены. Они являются самыми легкими устройствами, работающими на топливе. К сожалению, они более прожорливы и шумные. Для их заправки необходимо смешивать бензин с моторным маслом в пропорции рекомендуемой производителем. Такие устройства имеют ограниченный ресурс. У них значительная часть топлива сбрасывается в воду вместе с выхлопными газами, поскольку оно не успевает прогорать.

    Четырехтактный мотор, работающий на бензине, более совершенный. Он тихоходный и потребляет на 30% меньше горючего, но и весит больше. Для него не нужно специально подготавливать топливо, поскольку бензин и масло заливаются по отдельности. Такой вариант подойдет для установки на судна длиной больше 3-4 м.

    Дизельные наиболее экономичные в плане потребления топлива. Они тяжелее, и запускаются сложнее, особенно в зимнее время. При этом у них огромный ресурс и очень надежная конструкция. Мощность таких моторов на порядок выше, поэтому их часто устанавливают на прогулочные катера, когда на агрегат ложится большая нагрузка, сопровождаемая минимальными перерывами между поездками.

    Виды лодочных моторов в зависимости от способа движения
    Силовые агрегаты могут по-разному передавать создаваемое усилие на формирование движущей силы. Подвесной лодочный мотор может быть:
    • С винтом.
    • С турбиной.
    Преимущества и недостатки винтов

    Такие моторы имеют в своей конструкции гребной винт. Это самые распространенные устройства, которые хорошо подходят для движения на глубоководье. Они сравнительно недорогие и предусматривают более простое техническое обслуживание, которое зачастую можно провести самостоятельно без обращения в мастерскую. При этом такая конструкция имеет и недостатки. В первую очередь вращающийся винт может наматывать на себя водную растительность. Если она довольно жесткая, то двигатель останавливается. Также недостатком является высокая вероятность повреждения винта при движении на отмели. Он может деформироваться при ударе о камни.

    Параметры винтовых двигателей во многом зависят от конструкции самого винта. Чем больше лопастей, тем более маневренной и быстроходной будет лодка. При этом форма винта должна соответствовать мощности силового агрегата. Обычно винты вращаются в правую сторону. В том случае если лодка имеет два мотора, то второй должен совершать обороты влево. Это предотвратит снос в сторону во время движения.

    Турбинный лодочный мотор

    Мотор с турбиной еще называют водометным. Он также имеет винт, но тот укрыт в специальном канале, выполненном в виде трубки. Лопасти захватывают воду с передней части лодки и выбрасывают ее через более узкий проход, создавая тонкую струю. Повторяется принцип работы водомета. Такая конструкция не имеет открытых вращающихся частей. Благодаря этому она меньше страдает от длинных водорослей, а также не так подвержена механическим повреждениям при движении в условиях мелководья. Обычные суда с турбинным агрегатом способны двигаться даже на глубине 30 см. Это позволяет подходить на созданной тяге прямо к берегу, не используя весла.

    Важным преимуществом турбинных лодочных моторов является их тихоходность и низкая вибрация. Их часто выбирают охотники для установки на резиновые лодки, чтобы меньше распугивать дичь. Также двигатели с водометами применяют для развлекательных лодок, которые курсируют на оживленных пляжах. Они более безопасны для пловцов.

    Почему требуется настройка погружения винта или водомета

    Чтобы лодочный мотор работал как следует, необходимо правильно выставить глубину погружения его винта или турбинного механизма. Если поставить привод слишком высоко, то лодка не сможет развивать свою оптимальную скорость. Если перестараться и заглубить слишком сильно, то создастся повышенная нагрузка, что может сопровождаться вибрацией от мотора, передаваемой на корпус судна. Также если перестараться с глубиной, то повышается вероятность случайного повреждения винта или водомета в случае движения на высокой скорости по участку с выступающими камнями.

    Многие типы топливных лодочных моторов предусматривают систему выхлопа газов через винт, а не сверху. Для них чрезмерное заглубление приводит к созданию дополнительной нагрузки на агрегат. Ему сложнее вытолкнуть отработанные газы из камеры сгорания. В результате мотор больше греется и не может набрать свою полную мощность.

    У электрических двигателей предусматривается специальный механизм для регулировки глубины винта. У моторов на ДВС это осуществляется путем наклона самого агрегата. Для этого предусматривается специальный механизм, который дает возможность менять положение оси относительно горизонта.

    Выбор мотора под габариты лодки

    Покупая лодочный мотор, следует обратить внимание на рекомендации производителя. Он всегда указывает максимальные параметры судна, для которого может подойти данный агрегат. В первую очередь это касается длины лодки и ее веса. Вполне возможно установить более слабый двигатель, но при этом нужно понимать, что динамика движения понизится. При этом если поставить слишком мощное устройство, то использование такого водного средства небезопасно. Чтобы это компенсировать, необходимо нагрузить нос лодки, это уберет ее чрезмерный подъем при разгоне.

    Также важным критерием являются габариты транца лодки. Это задняя жесткая часть, предназначенная для фиксации двигателя. Информация о том, какой транец подходит под агрегат имеется в инструкции для мотора. Если данные показатели не будут совпадать, то не удастся настроить правильное заглубление винта. Зачастую параметры рекомендуемого транца указываются в название самого мотор.

    Для этого используются латинские буквы:
    • S – 38-45 см.
    • L – 50-57 см.
    • X – 60-64 см.
    • U – 65-68 см.
    Способы запуска двигателя

    Лодочный мотор может иметь различную систему запуска. В плане электрических устройств никаких проблем нет. Достаточно нажать кнопку и винт начинает вращаться. В случае с агрегатами на ДВС все гораздо сложнее. В них применяется несколько способов пуска:

    • Ручной.
    • Электрический.
    • Комбинированный.

    Моторы с ручным пуском самые распространенные, поскольку недорогие и обладают меньшим весом. В качестве стартера у них применяется шнурок, наподобие используемого в бензопилах и мотокосах. Сначала нужно прокачать топливо с помощью специального ручного насоса, после чего дернуть за шнурок. Это требует значительной физической силы. Хотя это и популярная конструкция, но она имеет и недостаток. Зачастую после рывка за шнур тот может потянуть в обратную сторону, вызвав болевые ощущения и растяжение связок руки. Особенно эта проблема актуальна для дизельных двигателей.

    Электронный пуск намного удобнее. Лодочные моторы более высокого класса имеют электростартер, который при нажатии кнопки или повороте ключа, в зависимости от модели, раскручивает коленвал и мотор запускается. Это действительно очень удобно, но за это придется доплатить и поплатиться весом устройства. Это большой недостаток, поскольку такие агрегаты стоят дорого, и оставлять их на лодке возле причала нежелательно. В связи с этим большинство рыбаков вынуждены снимать двигатель и переносить его для хранения в защищенное место. Также такие агрегаты имеют аккумуляторную батарею, которая необходима для пуска стартера.

    Читать еще:  Датчик высокого давления для дизельного двигателя

    Комбинированный лодочный мотор может запускаться как от стартера, так и вручную. Если аккумулятор сел, то это не проблема и всегда можно воспользоваться шнурком. Подавляющее большинство агрегатов являются именно комбинированными. Моторы чисто с электронным пуском более редкие.

    Генератор

    Практически любой лодочный мотор, который работает на топливе, имеет в своей конструкции генератор. Он вырабатывает электроэнергию, требуемую для подзарядки аккумулятора. Даже те устройства, которые запускаются вручную, могут иметь генератор, что необходимо для подключения внешних электрических приборов. В первую очередь это система навигации, рация, эхолот или другое оснащение. Генераторы вырабатывают постоянный ток напряжением 12В. При выборе двигателя необходимо ориентироваться по тому, какой способ подключение внешнего оборудования в нем предусматривается, чтобы избежать несовместимости.

    Выбираем судовой двигатель

    Всё о лодочных моторах – подвесных и стационарных, двухтактных и четырехтактных. Выбираем привод – вы узнаете много интересного о водомётах, колонках и валолиниях.

    Занимаясь вопросом, как выбрать лодку потенциальный судовладелец акцентирует своё внимание на размерениях судна, комплектации и дизайне. Между тем, выбор силового агрегата – ответственное мероприятие. От того, насколько он будет подходить к условиям эксплуатации, зависит качество отдыха судовладельца.

    1. Сколько тактов нужно для счастья

    Основной вопрос, интересующий покупателей подвесных моторов – какой тип двигателя предпочесть – двухтактный или четырёхтактный. А может двухтактный с автомиксом? Или может осмелиться взять TLDI / E-Tec? На эту тему сломано множество копий в форумных баталиях. При этом каждый остался при своём мнении.

    На самом деле, поиск идеала – бесполезное занятие. Каждый тип двигателя имеет свои преимущества и недостатки.

    Положительные моменты двухтактного мотора

    • Невысокая цена.
    • Меньшая масса в сравнении с 4Т.
    • Хорошие стартовые характеристики, по разгону он выигрывает у четырехтактного агрегата аналогичной мощности.
    • В случае утопления его быстро реанимировать – достаточно слить воду из цилиндров, картеров, карбюраторов и бензонасоса, после чего завести.
    • Специфический шум и запах выхлопа двухтактного мотора напоминает о первых выездах под мотором и сопутствующей романтике.

    Отрицательные стороны двухтактника

    • На 30% больший путевой расход. Помимо экономической составляющей, это уменьшает район плавания при одинаковом объёме топливных баков.
    • Необходимость покупать и мешать (в случае отсутствия автомикса) двухтактное масло
    • Шумность на малых и средних оборотах.
    • Любителям троллинга неприятен запах выхлопных газов и замасливание свечей на малом ходу.
    • Ликвидность на вторичном рынке оставляет желать лучшего.

    Таким образом, два такта смело можно предпочесть в следующих случаях:

    • Ограничены финансы на покупку мотора;
    • Район плавания не предполагает дальних поездок и доступна заправка на воде;
    • Требуется максимальная отдача мотора на старте;
    • Нужно руками переносить резервный мотор (например, перевешивать его с транца основной лодки на ПВХ) мощностью 8-30 л.с.;
    • Нет необходимости часами использовать мотор на холостых оборотах.

    Заметим, что автомикс сильно облегчил жизнь пользователям двухтактных моторов. Эта система надёжна, однако до сих пор встречаются любители, мучающие сервисменов вопросами «как заглушить микс». Видимо, это дальние родственники суровых мужиков, которые на всякий случай к первым инжекторным «Жигулям» и «Волгам» прилаживали старый добрый карбюратор.

    Немного затронем тему инжекторных 2Т моторов с наддувом низкого давления Tohatsu TLDI и его собрата по экзотике – Evinrude E-tec. Это классные высокотехнологичные моторы, которые вобрали в себя черты 2Т и 4Т моторов. При «подрыве с места», как у двухтактника, они достаточно экономичны и легки. Но стоят дороже четырехтактных моторов, а для общения с ними нужен дружественный сервис или диагностический ноутбук. Поэтому на водоёмах страны эти моторы практически не встречаются. Их мы оставим любителям последних технических достижений.

    Четырехтактные моторы

    Наиболее популярный класс двигателей маломерных судов. Характерные черты:

    • Высокая экономичность (на 30% меньший расход, чем у 2Т);
    • Высокий ресурс (свыше 5000 моточасов);
    • Богатая комплектация (стабилизированное питание, гидроподъём и система компьютерной диагностики – скорее норма);
    • Низкая шумность;
    • Минимальная токсичность отработавших газов.

    Стационарные моторы на 99% — четырехтактные. Оставшийся 1% принадлежит двухтактным гидроциклам.

    Отрицательные черты 4Т моторов – это высокая цена и вес (особенно у дизелей). Хотя по весовым показателям разница невелика:

    • Honda BF 20 DK2 SHU – 46кг, Tohatsu 18 – 41 кг, Tohatsu 25 – 51 кг.
    • Yamaha 60 FETOL – 105 кг, Yamaha F60 FETL – 114 кг;
    • Yamaha 250 GETOX – 240 кг, Yamaha F250 DETX – 260 кг;

    Четырехтактный мотор следует предпочесть в случае, если вы

    • Не слишком сильно ограничены в бюджете на покупку мотора;
    • Предпочитаете дальние поездки;
    • Любите наслаждаться тишиной и свежим воздухом на малом ходу;
    • Не имеете под рукой заправки и топливо приходится носить в канистрах;
    • Цените комфорт пользования;
    • Проводите обслуживание мотора в конце сезона и не любите подливать масло.

    Говоря о преимуществах 4Т мотора, стоит заметить, что в частных руках при умеренной эксплуатации он не окупится по отношению к двухтактному. Но мы же не по этим критериям выбираем технику. В противном случае вместо Тойоты можно было бы ездить на ВАЗе – а что, разница в цене тоже не окупится!

    2. Вместо сердца – пламенный мотор

    Конечно, чертовски приятно неспешно плыть по реке, наслаждаясь звуком плиц гребного колеса и подкидывая в топку парового котла поленья. Но современный мир далёк от такой романтики. Мы даже не поговорим о дизельных подвесных моторах конца прошлого века Yanmar 28 весом под 100 килограммов и роторных R220 / R450. Поэтому рассмотрим преимущества валового привода, подвесного мотора, водомёта и поворотно-откидной колонки.

    Подвесной лодочный мотор (outboard)

    Сокращённо – ПЛМ. Наиболее распространённый тип силового агрегата, сочетающий в себе двигатель (мотоголову) и движитель (дейдвуд с редуктором, или «ногу»). Преимущества этой компоновки очевидны.

    • Компактность – вся силовая установка в одном кожухе, свободный кокпит в лодке;
    • Возможность использования редуктора или водомётной насадки – «улитки»;
    • Богатый выбор гребных винтов;
    • Наличие основных запчастей в магазинах;
    • Подводная часть полностью поднимается над водой;
    • Возможность быстрой замены или ремонта силового агрегата;
    • При поломке стационара иногда проще переделать корпус под ПЛМ, чем ремонтировать штатный двигатель;
    • При необходимости быстрой продажи проще найти покупателей отдельно на мотор и корпус.

    Недостатки являются продолжением основного достоинства. Риск хищения подвесного мотора в сотни раз выше, чем стационара. Тем более, что ПЛМ востребованы на вторичном рынке, а особенности регистрации и маркировки (в виде таблички-наклейки) не способствуют строгому учёту этих дорогостоящих изделий.

    Стационарный двигатель (inboard)

    На маленьких лодках не получил распространения ввиду того, что занимает пространство кокпита. Вотчина стационара – от 19 футов, к 25 футам переходящая практически в монополию. Рынок стационарных моторов делят между собой подразделения «Вольво» и «Меркури». Если на относительно небольших лодках в основном встречаются бензиновые MerCruiser, то на катерах покрупнее чаще используют дизельные Volvo-Penta.

    Дизели MerCruiser QSD и бензиновые Volvo-Penta G хоть и встречаются на водоёмах страны, но в глазах судовладельцев бензиновые моторы ассоциируются с «МерКрузерами» (L), а дизельные – с легендарными Volvo Penta D.

    Каждый из них агрегатируется со своей колонкой – у «МерКрузера» это «Альфа» для начальной серии и «Браво» различных модификаций для других моторов. «Вольво-Пента» не стала придумывать собственного имени для своих колонок – они обозначаются буквенно-цифровыми индексами.

    Преимущества стационара – в меньшей шумности, большем объёме, лучшей развесовке, низком центре тяжести, меньшей привлекательности для воров.

    Недостатки встроенного мотора – «съедает» место в кокпите, во время стоянки ПОК не поднимается полностью из воды, при неисправностях вентиляции моторного отсека или невнимательности – пожароопасен.

    Агрегатируются двигатели с реверс-редуктором (на катерах с валовым приводом), поворотно-откидной колонкой (ПОК), или водомётом (ВД).

    При выборе стационара следует обратить внимание на тип системы охлаждения. Открытые (одноконтурные) системы проще, однако в солёной воде стоит отдать предпочтение двухконтурной. В системе с двумя контурами двигатель охлаждает антифриз, который отдаёт тепло забортной воде через водо-водяной холодильник. В этом случае солёная вода не контактирует с рубашкой охлаждения двигателя и не разъедает её.

    Читать еще:  Бубнящий звук при работе двигателя

    3. Какой движитель лучше

    Говоря о преимуществах двигателей, нельзя не коснуться того, что приводит в движение судно и находится между водой и двигателем. Три основные типа движителей мы перечислили в конце предыдущей главы. Каждый из них обладает преимуществом для определённых акваторий. Нетрадиционные виды привода останутся за кадром – нельзя объять необъятное.

    Реверс-редуктор – вал – гребной винт

    Этот простой привод наиболее распространен на крупных судах. Являясь самым старым способом передачи вращения от двигателя к гребному винту, он обладает своими достоинствами:

    • Простота в изготовлении и обслуживании. Единственное место, требующее внимания – подшипник Гудрича.
    • Большой выбор гребных винтов и относительная простота их изготовления.
    • Возможность использовать винты большого диаметра.
    • Малая вероятность возникновения кавитации.
    • Приемлемая эффективность.

    Недостатки валового привода

    • Требует много места в кокпите или под пайолами;
    • Сложность замены винтов;
    • Большая осадка судна, потребность в причальной стенке;
    • При разгерметизации «Гудрича» возможно затопление катера;
    • Уязвимость валолинии при встрече с подводными препятствиями;
    • Вал не параллелен ватерлинии, при движении лодка «роет носом».

    Практически всех недостатков лишены аэрируемые частично погруженные винты (ЧПВ), например, привод Арнесона. Но используются ЧПВ преимущественно на гоночных катерах ввиду сложности расчета и проблем с переменной ватерлинией при разной загрузке.

    Кстати, частично погруженный гребной винт малого диаметра используется и в моторах-болотоходах «Go Devil» для небольших охотничьих и рыболовных лодок.

    ПОК и ПЛМ

    Самые популярные виды приводов. Массово применяются на частных моторных лодках и катерах. Преимущества расположения дейдвуда с редуктором за кормой очевидны:

    • Мощность двигателя реализована максимально эффективно;
    • На ходу возможно регулировать дифферент судна;
    • Процесс замены гребного винта возможен с кормы;
    • Богатый выбор гребных винтов различной конфигурации и материалов;
    • Облегчает процесс снятия с мели в случае ошибок управления;
    • Движение по мелководью ограничено только осадкой подводной части лодки;
    • Во время стоянки можно полностью поднять редуктор ПЛМ из воды или осушить винт ПОК.

    Отрицательных сторон немного.

    При наматывании сетей повреждается сальник редуктора. Впрочем, производители частично решили эту проблему специальной формой дистанционной шайбы и установкой сдвоенного сальника.

    При наезде на мель либо топляк страдает гребной винт или корпус редуктора, который стоит немалых денег.

    Подвесные моторы и колонки используются повсеместно – в море, на озёрах, на реках при наличии соответствующей глубины. Если река с каменистым дном, изобилует перекатами, завалами и топляками, применяют другой движитель.

    Водомёт (JET)

    Его можно встретить на порожистых сибирских реках и нижневолжских раскатах, в Карелии и на пляже катающим лыжников и вейкбордистов. Больший расход топлива – плата за безопасность и проходимость.

    Обладая меньшей эффективностью, чем гребной винт, водомёт позволяет с лёгкостью преодолевать мелководные и каменистые участки. Возможность движения ограничивается только прочностью днища лодки. К этому прибавим отсутствие выступающих вращающихся частей – во время буксировки риск травмирования людей сведён к минимуму.

    Аналог винта – импеллер (шнек) – спрятан внутри корпуса водовода. Шаг импеллера требует тщательного согласования с мощностью мотора, зато не нуждается в корректировке в зависимости от загрузки катера.

    Водомёт боится травы (забивается решетка водозаборника – интейк) и мелких камней, которые могут попасть между импеллером и обечайкой.

    Помимо стационарных водомётов, популярны насадки к подвесным моторам – «улитки». Несмотря на внушительную цену, они дешевле стационарного комплекта.

    4. Какие марки предпочесть

    Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите на ближайший водоём. Обычно самую популярную марку видно сразу. В западной части России популярны Yamaha, Suzuki, Mercury, Honda. На Востоке пальму первенства делят «Ямаха» и «Сузуки».

    Перед тем, как купить мотор, пройдитесь по магазинам и узнайте о наличии наиболее популярных запчастей. Вам могут впоследствии понадобиться:

    • гайки и шайбы гребного вала;
    • гребные винты различного шага и диаметра;
    • крыльчатка охлаждения;
    • расходные материалы (если вы предпочитаете оригинал).

    Нелишне будет поинтересоваться, в течение какого времени доставят менее востребованные детали – гребной вал, прокладки головок блока цилиндров, термостат, бензонасос.

    Если на Ваш мотор нет нужной запчасти – присмотритесь к конкурентам. Не так много компаний, производящих навесное оборудование к лодочным моторам. И не исключено, что многие детали можно применять в различных системах (например, поставить водо-масляный холодильник от Mercruiser на Volvo-Penta.

    Стоит заметить, что многие лодочные моторы имеют своих «сухопутных» родственников. Например, Honda 50 похожа на мотор легковушки Fit, Suzuki 140-175 на моторы Vitara, стационарные дизели MerCruiser имеют корни Cummins, а «родственников» бензиновых моторов нужно искать среди моторов Oldsmobil, GM и «Форд».

    Про лодочные моторы, их разновидности, а также варианты привода можно писать практически бесконечно. Но сегодняшний материал и так получился чересчур объёмным, поэтому не смеем больше задерживать ваше внимание. Спасибо за то, что остаётесь с нами. Удачи на воде, ни топляка, ни ГИМСа!

    Рис. 9. Днищевые спонсоны помогают работе водомета на мелководье

    Маневренность лодок с подвесным водометом резко возрастает по сравнению с винтовым вариантом. Можно буквально развернуться на «пятке», вывернув руль до упора и дав газа. Особенность любого водомета: если вы сбросили газ и повернули руль, то лодка поворачивать не будет. Обязательно надо дать газа для создания вектора силы. Излишняя поворотливость лодки может даже замучить вас, если дистанционное управление с большим передаточным числом. Естественно, при румпельном управлении таких проблем нет.

    Враг водомета — воздух. При его попадании в водозаборник мотор резко повышает обороты и теряет тягу. Затем, когда вода снова попадает в водозаборник, следует рывок. Для уменьшения вероятности таких рывков надо правильно устанавливать подвесной водомет по высоте и убирать все мешающие нормальному потоку воды выступающие части киля у транца. Иногда применяют ограничивающие попадание воздуха с боков пластины, привариваемые или крепящиеся на шпильках к водозаборнику мотора. Основа правильной установки мотора — подбор такой высоты транца лодки, чтобы носок водозаборника установленного вертикально мотора как раз находился на линии продолжения киля лодки. Если при этом прорывы воздуха все же продолжаются, можно опустить мотор еще чуть ниже, хотя при этом возрастут брызгообразование и сопротивление подводной части мотора. Также полезно поставить на транце брызгоотбойник из толстой резины или мягкого пластика, слегка заходящий на носок водозаборника (рис. 10).

    Рис. 10. Щиток перед водозаборником снижает брызгообразование.

    В идеале очень удобны специальные транцевые крепления для подвесных моторов, позволяющие менять высоту установки мотора, даже не снимая его с лодки. Такие крепления разных модификаций, в том числе с дистанционным электроприводом, продаются сейчас по специализированным лодочным каталогам. В этом случае снимается проблема наращивания высоты транца и при желании всегда можно снять водомет, снова установить редуктор на прежнюю высоту и продолжать ходить с винтом.

    Есть и еще плюсы водометных подвесников — при подходе к берегу нет необходимости откидывать мотор. Не следует забывать лишь его вовремя глушить, чтобы зря не засасывать песок или гальку со дна. Для экстренного торможения достаточно, не сбрасывая газа, включить реверс — и лодка остановится, а потом начнет движение назад. Но вначале потренируйтесь на малом газу — такое торможение в некоторых случаях чревато заливанием лодки или через корму, или даже с носа, если он невысок. Но иногда такой прием может спасти вас от серьезных неприятностей. Только проверьте крепление мотора, так как при слабом креплении его может просто оторвать от транца.

    Итак, что же дает подвесной водомет? Возможность на базе вашей лодки и имеющегося (или планируемого) подвесного мотора резко увеличить проходимость, удобство эксплуатации и безопасность. Не надо тратить большие деньги — достаточно приобрести водометную насадку или комплектный водометный подвесной мотор.

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты