0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое двигатели психической жизни

Эмоциональная неустойчивость

Под эмоциональной неустойчивостью подразумевают проблемы психологического плана или личностные расстройства, для которых характерны перепады настроения, импульсивные поступки и слова, ослабленный контроль над собой.

Любому человеку свойственно проявление эмоций. Только происходит это у всех по разному — кто-то склонен к бурному проявлению чувств, кто-то — к более спокойному. Некоторые люди, придя домой после трудного рабочего дня, срываются на членах своей семьи — так они эмоционально разряжаются. Однако существует масса других способов избавления от негативных эмоций, которые прекрасно работают, и при этом не наносят вред собственной нервной системе, и не портят отношения с другими людьми.

Причины расстройства восприятия

Деперсонализация встречается у людей разного возраста и пола, но чаще всего она поражает молодых женщин. Как уже упоминалось, ее вызывает стрессовая ситуация. Сопротивляющаяся ей психика снижает сильную эмоциональную нагрузку человека, переключая его внимание на стороннее наблюдение. Таким образом индивидуум обращает свое сознание на себя, его органы чувств притупляются, но при этом логическое мышление остается прежним.

Процесс развития синдрома в организме выглядит так: под действием стресса начинает вырабатываться большой объем эндорфинов. В результате их масштабной хаотичной атаки на рецепторы отвечающая за эмоции лимбическая система не в силах справится с таким напором и вынуждена частично отключиться.

Но вышеописанный механизм могут запустить и другие факторы, физические:

  • инсульт;
  • гипертония;
  • опухоль мозга;
  • неврологическая болезнь;
  • травма головы;
  • эпилептический приступ;
  • нейрохирургическая операция;
  • тяжелая инфекционная болезнь в детстве;
  • родовая травма.

Весьма редко деперсонализация передается по наследству или является следствием негативных изменений в нервной системе.

Уже говорилось, что прием наркотиков или другая интоксикация организма тоже может вызвать расстройство восприятия, так как это провоцирует усиленную выработку «гормонов счастья» — эндорфинов. Поэтому в США изучением деперсонализации на государственном уровне занимается организация по вопросам наркотической зависимости населения.

Следует учесть, что при шизофрении раздвоение личности имеет другие причины и это является симптом серьезного расстройства психики, подход к которому особый и требующий сложного лечения.

Про крыс и сатори..

Я хочу вам рассказать об одном эксперименте, который провела над крысами группа ученых.

Согласно физиологии, в нашем мозге (в лимбической системе) существует зона, отвечающая за удовольствие. Так вот, в середине прошлого века ученые Деймс Олдс и Питер Милнер неплохо проработали идентичную «зону удовольствия» у грызунов, открыв тем самым центр удовольствия головного мозга. Они вскрыли им череп и засунули туда электрод, который должен был стимулировать данную зону каждый раз, когда будет нажата специальная кнопочка. И эту кнопочку, в целях эксперимента, ученые установили в клетку к животным.

Спустя некоторое время, одна из крыс случайно нажала кнопку и, тем самым замкнув цепь, неожиданно получила настоящий фейверк наслаждения. Вопреки мнению физиолога Павлова, который говорил, что для выработки условного рефлекса требуется не менее трех повторений – крысе хватило всего одного раза. Последующее время грызун не отходил от кнопки, раз за разом возвращая себя в состояние эйфории и восторга.

Он позабыл о еде, воде, и особях противоположного пола.

Его интересовала только «волшебная кнопка».

В конечном итоге, грызун умер от истощения.

Позже, опыт повторили на обезьянах. Эффект был тот же.

Когда я впервые достиг сатори, я столкнулся с похожим результатом. Мои чувства и переживания были настолько велики, а удовольствие безмерным, что я не мог ни о чем думать. Ведь я практически ощутил «прикосновение Бога» .

Пожалуй, это чувство будет хорошо известно наркоманам. Но вы можете представить это ощущение себе сами.

Конечно, вновь и вновь, я хотел вернуться только к этому состоянию, веруя в то, что именно это и есть истинный смысл человеческой жизни, а все остальное лишь ложные, надуманные истины. Я был готов наплевать на все мирское, в том числе, родных, близких и дорогих мне людей. Не говоря о навязанных желаниях и стремлениях.

При этом мой разум, мое сознание – само объяснило причину подсознательной тяги к новому ощущению. Причем довольно логично и убедительно.

Оно и понятно: зачем еще что-то, если ты достиг истинного смысла жизни? Постигнув то, к чему стремились сотни тысяч людей десятки лет своей жизни.

Однако, как видите, я вернулся к мирским заботам и сейчас пишу эту статью :).

Почему?

А все просто. Данный путь ведет к неизбежному явлению – психическому разрушению собственной личности .

Состояние удовлетворения замораживает нашу психическую и волевую активность. И чем сильнее удовлетворение, тем меньше человек хочет, меньше желает, меньше делает.

«Зачем к чему-то стремиться, если тебе УЖЕ ХОРОШО ?»

Создав иллюзию комфорта, мы перестаем действовать, перестаем достигать целей и воплощать мечты в реальность.

А после, обязательно ПРИВЫКАЕМ к жизни минимального действия.

Чем мы отличаемся от тех самых подопытных крыс? Иллюзией свободы выбора?

Наш мир состоит из таких вот кнопок, которые образуют рабочую систему. Никто не хочет, чтобы ты действовал, думал, творил и пытался жить так, как того сам хочешь. Нажимай кнопки и радуйся тому, что ты получаешь.

Так вот подумай:

Чего ты на самом деле хочешь ?

Причины и факторы риска

До сих пор нет определенного ответа на вопрос о том, что именно вызывает ПТСР. Но исследования позволили сделать несколько важных предположений.

На физиологическом уровне развитие ПТСР могут спровоцировать:

Повышенный уровень стрессовых гормонов

В случае опасности наш организм вырабатывает гормоны стресса, такие как адреналин, чтобы переключиться в активный режим и тем или иным образом уйти от угрозы (эту реакцию часто называют «бей или беги»). Жертвы ПТСР продолжают вырабатывать большое количество гормонов стресса, даже когда рядом никакой опасности больше нет. Это может быть причиной гипервозбуждения и эмоциональных изменений, а также может вызывать долгосрочные негативные последствия для здоровья, в том числе мигрени, боли, повышенный риск заболеваний сердца, легких и пищеварительной системы.

Изменения в работе головного мозга

Стресс, вызываемый травмой, может нанести ущерб гиппокампу — участку головного мозга, участвующему в механизмах формирования эмоций и памяти.

Нарушения в работе гиппокампа могут помешать правильной обработке воспоминаний и снов, поэтому вызываемое ими беспокойство не уменьшается со временем. Такие изменения могут объяснять повышенные уровни страха и тревоги, проблемы с памятью и воспоминаниями, от которых страдают жертвы ПТСР.

Факторы, способные повысить восприимчивость к ПТСР:

  1. Предыдущие травматические переживания. Стресс от травмы может иметь кумулятивный эффект, и новый травмирующий опыт может усугубить негативные последствия предыдущей травмы.
  2. Опыт насилия. Люди, перенесшие в прошлом физическое, эмоциональное или сексуальное насилие, как правило, более восприимчивы к посттравматическому стрессу.
  3. ПТСР или депрессия у близких.
  4. Опыт употребления психоактивных веществ.
  5. Недостаточность навыков совладания с травмирующими ситуациями.
  6. Отсутствие социальной поддержки. Благополучные социальные и семейные отношения помогают смягчить последствия стресса и травм. И наоборот, люди, которым не хватает поддерживающих отношений и среды, как правило, более уязвимы к стрессу и, следовательно, больше подвержены риску ПТСР. Пребывание в социальной среде, которая культивирует стыд, вину, стигматизацию или ненависть к себе, также способствует развитию посттравматического стресса.
  7. Высокий уровень стресса в обычной жизни.

Развитие ребенка на разных возрастных этапах

Период младенчества (первый год жизни)

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».

Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.

Читать еще:  Что такое контрактный двигатель иномарки

Безусловные рефлексы новорожденного

РаздражителиРефлексы
Действие яркого светаГлаза закрываются
Шлепок по переносицеГлаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребенкаГлаза закрываются
Поворот головы ребенка направоПодбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороныРуки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенкаПальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву ребенкаПальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пяткеБольшой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются
Укол булавкой подошвыКолено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего ребенка животом внизРебенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. У него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.

Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений» (Л. С. Выготской).

Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.

Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом, оживления», Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление, первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Младенчество

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза.

Физическое развитие младенца

Время появленияРазвитие моторики
1 месяцПоднимает подбородок
2 месяцаПоднимает грудь
3 месяцаТянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяцаСидит с поддержкой
5—6 месяцевХватает рукой предметы
7 месяцевСидит без поддержки
8 месяцевСадится без посторонней помощи
9 месяцевСтоит с поддержкой; ползает на животе
10 месяцевПолзает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцевСтоит без поддержки
12 месяцевХодит, держась одной рукой

Восприятие

После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.

Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.

К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.

Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.

Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.

Движение и действия

Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5—6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.

К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».

Восприятие и действие — та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте.

К концу 1 года ребенок включается в достаточно сложные действия игры.

Память

Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

После 8 месяцев появляется воспроизведение — восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.

После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается.

Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» — грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).

Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Читать еще:  Что такое раскеп двигателя

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Слово «нельзя» в кризисный период приобретает особую актуальность.

Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, называемая автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). У ребенка своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.

Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.

Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период — раннее детство, — уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым — центральном новообразовании данного возрастного периода.

Физические упражнения и состояние психики

Поделиться:

Высказывание римского поэта-сатирика Ювенала «В здоровом теле — здоровый дух» грубо вырвано из контекста. На самом деле поэт сказал: «Молись, чтобы в здоровом теле был здоровый дух» — и это серьезное предостережение.

Перекос в сторону развития телесных качеств не менее вреден, чем пассивный образ жизни. В идеале ум и тело должны действовать слаженно. Медицинская наука сегодня накопила достаточно информации о влиянии физических упражнений на функции головного мозга человека.

Влияние на память

Гиппокамп — часть мозга, отвечающая за память и способность к обучению, — наиболее позитивно реагирует на аэробные упражнения у людей всех возрастов. Немецкие исследователи установили, что умеренная ходьба и езда на велосипеде во время изучения иностранного языка способствуют закреплению словарного запаса. Однако если уровень нагрузки довести до интенсивного — не то что толку не будет, вы наоборот даже замедлите процесс запоминания из-за физического стресса. Для тех, кто не в курсе, интенсивная нагрузка — это когда вы не можете связно разговаривать при выполнении движений.

Концентрация и внимание

Недостаток концентрации учеников на уроках — бич современной школы, а синдром дефицита внимания — один из самых частых диагнозов, выставляемых школьными психологами. Немецкие ученые, похоже, решили эту проблему путем упражнений на развитие билатеральной (двусторонней) координации, которая улучшает нейронные связи мозжечка и фронтальной коры.

Читайте также:
Кардионагрузки делают людей умнее

Попросту говоря, 10 минут подбрасывания двух мячиков одновременно двумя руками во время урока позволили добиться гарантированного улучшения уровня концентрации. Кстати, этот метод особенно хорош при обучении математике. А вот датские педагоги предпочитают повышать концентрацию путем 20-минутных перерывов на обычную аэробику. Возможно, мячики будут поэффективнее, но кто захочет платить за разбитые окна?

Улучшение психического здоровья

Давно известно, что интенсивные физические упражнения повышают настроение даже у людей, которые ненавидят физкультуру. Ранее полагали, что эффект был вызван внутренними опиоидами — эндорфинами, уровень которых достоверно повышается в крови при тренировке. А оказалось, что в организме есть еще и эндоканнабиноидная система с психоактивными рецепторами. Эта система также активируется физической тренировкой, обеспечивает хорошее настроение и снимает боль. Так что ни к чему курить гашиш курить и попадать в поле внимания полиции — хорошая физическая тренировка явно предпочтительнее.

Любая физкультура хорошо помогает при депрессивных состояниях. В XIX веке философ Кьеркегор говаривал, что все психологические проблемы решаются при помощи 20-минутной энергичной прогулки.

Креативность

Еще Ницше утверждал, что ходьба пешком «дает крылья его творческому воображению». Современные ученые эмпирически подтвердили это утверждение, проведя исследование ходьбы даже не на природе, а на беговой дорожке. Особенно хорошо влияет ходьба на дивергентное мышление, которое необходимо для креативности.

Что интересно, конвергентное мышление (поиск единственно правильного решения) от подобной активности не улучшается. Так что если вам нужен один правильный ответ, а не новые идеи, вам скорее будет лучше присесть на пятую точку и не дергаться.

Замедление возрастного ухудшения умственных процессов

Реальность жизни такова, что пенсионный возраст сопровождается очевидным ухудшением большинства когнитивных функций. Но старость не приговор.

Спасение — в доступных аэробных упражнениях. Проще всего — прогулка по 40–50 минут трижды в неделю. Но не с черепашьей скоростью 3 км/ч, как советуют некоторые «специалисты» по фитнесу. Чтобы был какой-то эффект, нужно идти достаточно быстро. Придется вам попыхтеть и пропотеть как следует. Кровообращение должно активизироваться и добраться до вашего мозга, обеспечив расширение церебральной сосудистой сети. Кстати, появились свидетельства, что такие упражнения стимулируют рождение новых нейронов. Доктора вам врали, утверждая, что «нервные клетки не восстанавливаются»!

Пожилых людей стараются не допускать до штанги и гантелей. А зря. Те же самые неугомонные немцы-пенсионеры убедились, что две тренировки в неделю с тяжестями — это то, что нужно для улучшения неврологических функций. Особенно хорош жим ногами лежа, который задействует большие мышечные массивы и не создает опасности для позвоночника. Как сказал Л. Н. Толстой: «Мы молоды, пока молоды наши ноги!».

Заключительные рекомендации

Физические тренировки абсолютно обязательны для сохранения надлежащего уровня умственных функций. Давно рассчитаны оптимальные уровни нагрузки для каждой возрастной категории, и при желании вы найдете их в интернете. В частности, рекомендую тесты для американской армии US Army Fitness Test, особенно для женщин, тот раздел, который касается НЕСПОРТИВНОЙ ходьбы и упражнений для брюшного пресса. К примеру, если вы, прекрасные дамы, перешагнувшие за отметку 30 лет, смогли пройти 4 км за 38 минут, вы молодцы. Для тех, кому за 50, будет хорошим показателем 40 минут. Для пресса упражнение «лег-сел» — соответственно 60 и 45 раз. Еще не «солдат Джейн», но уж точно в хорошей форме и отличном настроении!

Шизофрении у детей. Признаки и примеры из практики

Поводом для обращения к врачу-психиатру обычно служат нарушения поведения, отказы от посещения школы, разные варианты нестандартного реагирования, к которым можно относить чрезмерную чувствительность к обычным житейским ситуациям, приводящую к выходу из социальной жизни. У детей наиболее частый вариант – проблемы в детских коллективах (детский сад, школа). Отказ от посещения школы – это не симптом шизофрении, но наиболее часто встречающаяся жалоба родителей.

Болезнь приводит к рассогласованности эмоционально-волевой, интеллектуально-мнестической и психомоторной сфер психики. Устойчивый, немотивированный или необычным образом мотивированный отказ от посещения школы или сада требует комплексной оценки квалифицированным специалистом.

Важной особенностью болезненного процесса у детей является его совпадение с периодом активного развития всего организма: психики, нервной и эндокринной систем. В ряде случаев диагноз шизофрения ставится спустя длительное время от начала наблюдения. В других случаях, когда ребенок болеет «по-взрослому» диагноз будет более очевиден.

Отказ от посещения школы может быть мотивирован чрезмерным желанием заниматься другой определённой деятельностью (сложные науки, рисование, написание литературных или музыкальных произведений). Однако следует понимать, что и это не может однозначно свидетельствовать о наличии шизофрении. Деятельность или бездеятельность сама по себе не является симптомом, она является отражением психических процессов. Беспокоиться следует в том случае, если «необычность» поведения ребёнка видна невооруженным взглядом.

Шизофрения у детей дошкольного возраста

У детей дошкольного возраста необходимо внимательно смотреть за развитием сферы эмоций – малыши создания живые, эмоциональные, ярко радующиеся и быстро расстраивающиеся. Чрезмерная серьёзность, безразличие, «бедность» эмоций, увлечённость определёнными своеобразными занятиями, зачастую несвойственными детскому возрасту, слабая эмоциональная привязанность к родителям и низкая потребность в контакте являются тревожными знаками риска развития шизофрении у детей.

Читать еще:  Что такое рто двигателя

Пример из наблюдений врача Мамцевой В.Н. Мальчик, 3 года. Не стремился к детям, обращал мало внимания на близких, не проявлял интереса к игрушкам, подолгу играл с обувью, переставлял ботинки, туфли, строил из них поезда, разговаривая при этом сам собой. Когда его пригласили на новогодний праздник, не обращал никакого внимания на красиво наряженную ёлку, игрушки и подарки. Очень обрадовался, увидев в коридоре ботинки и боты, стал играть с ними. Ребёнка с трудом удалось оторвать от этого занятия, чтобы увезти домой.

Следует также обращать внимание на резкие «откаты в развитии», утрату ранее приобретенных навыков (речь, опрятность, самообслуживание, немотивированные отказы от еды).

В игровой деятельности ребёнка дошкольного возраста большую роль играет воображение. В этот период происходит бурное развитие фантазии, способность к представлению чего-либо и возникновение совместной игры с детьми и взрослыми.

Следует внимательно относиться к любому чрезмерному «перекосу» фантазий – усилению, угасанию или искажению. Усиление может проявляться безграничным игровым перевоплощением во время которого ребёнок перестаёт выходить из фантазийного образа (например, образ животного). С другой стороны, могут иметь место разнообразные страхи, усиленные болезненным воображением. Для оценки принадлежности таких феноменов к шизофреническим расстройствам требуется длительное наблюдение.

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте следует следить за адаптацией в коллективе детей, агрессивным поведением и эмоциональным фоном. Описанные выше односторонние интересы с возрастом могут принимать всё более интеллектуализированный вид.

Пример из наблюдений врача Ковалёва В.В. Мальчик, 7 лет, проявлял особый интерес к календарям, часами рассматривая их и тщательно переписывая часы восхода и захода солнца и луны, а также долготу дня. В результате этих длительных занятий он мог безошибочно назвать указанные данные для любого дня года. Ребенок не проявлял интереса к играм других детей, говорил, что ему «с ними скучно». Скупо и неохотно, отвечал на вопросы врача, заметно оживлялся, когда разговор касался его увлечения, сообщая с различными подробностями сведения о восходе и заходе солнца и луны.

Подростки

В подростковом возрасте возможно оформление интересов в так называемую метафизическую (философическую) интоксикацию.

Пример из наблюдений врача Мамцевой В.Н. Мальчик младшего школьного возраста проявлял повышенный интерес к схемам и чертежам машин, переписывая их из технических журналов, проводил много времени в промышленных павильонах ВДНХ. В возрасте 13 лет стал думать о создании двигателя, работающего без горючего с высоким КПД. Был поглощен проектом такого двигателя, раздражался, когда его отвлекали.

Иным вариантам односторонней идеи является чрезмерная фиксированность на внешнем облике. Этот вариант чаще встречается у девочек в период полового созревания. Нередко имеет место болезненное стремление к худобе, достигаемое различными способами – ограничение в питании, чрезмерные физические нагрузки, вызывание рвоты после еды, приём слабительных средств, мочегонных и прочих средств влияющих на массу тела. Характерно, что в отличие от рационального желания изменить внешний облик, в данном случае нижняя граница веса или суточный калораж с течением времени опускается ниже, приводя к жизнеугрожающему истощению.

Пример из практики. Девочка подросток 15 лет, обратилась с жалобами на снижение веса, ограничение в еде, недовольство внешностью, отсутствие менструаций, отсутствие аппетита, повышенную сухость кожи, зябкость, склонность к запорам.

Интеллектуальное и речевое развитие соответствует возрастным нормам. Неохотно посещала детский сад (не нравился воспитатель), бывала рвота во время истерик, если пытались заставить. В школу пошла своевременно, посещала дополнительно кружки и секции, в коллективе адаптировалась, но близких подруг не было. В 13 летначало менструального цикла. Примерно с этого же времени, на фоне замечаний о внешности со стороны тренера, врачей, начались первые изменения в поведении. На тот момент рост 163 см., вес 65-67 кг. Начала «питаться правильно», избегала сладкое и мучное, сократила суточный рацион, усиленно занималась спортом. С течением времени ограничила суточный калораж, который в пиковые периоды эмоционального напряжения сокращался до 100-200 ккал/сутки. Изменилась эмоциональностала безрадостной, высказывала страхи за будущее, отрицательно реагировала на комплименты о внешности, периодически пропускала школу, стала неопрятной. Жаловалась, что стало трудно учится, не справлялась с нагрузкой в школе.

В беседе с врачом жаловалась на «плохие мыслизачем я живу, вдруг у меня ничего не получится», «как будто все знания стерли из головы». Противоречиво относилась к состояниюговорила о том, что испортила здоровье, но в то же время не могла есть, боялась набрать вес, часто заговаривала о выписке из стационара. Прошла курс лечения в стационаре, длительно наблюдалась амбулаторно.

По наблюдению через 5 летуспешно окончила школу, в ВУЗ поступать не стала, устроилась на работу в салон красоты.

Среди начальных проявлений подострых форм шизофрении у детей можно отметить разнообразные эмоциональные и поведенческие расстройства. Тяжелая депрессия или выраженные нарушения поведения, которые возникают внезапно у детей, не отличавшихся в развитии от сверстников, могут служить предвестником заболевания.

Шизофрения и страхи

Отдельно следует отметить страхи. Содержание страхов в подростковом возрасте бывает различным, приведём 2 клинических случая.

Мальчик, 13 лет. В развитии от сверстников не отличался. В возрасте 11-12 лет после просмотра передачи про микробов стал много размышлять о болезнях. В последний год крайне щепетильно относится к личной гигиене, по 3-4 раза в день принимает душ, часто моет руки, из-за чего кожа на руках трескается. Нередко заставляет родителей следовать его правилам личной гигиены, если они отказываются называет их «грязными», говорит, что их грязь может «прилипнуть к нему». Временами проявлял агрессию к дяде потому, что тот отказывался идти в душ. Стал хуже учиться, потому что в школе «грязные» дети и учителя, отказывался идти в школу. В течение года наблюдения стал высказываться, что «грязь»это «не совсем обычная грязь, а грязь душевная, которую могут передать мысленно». Старался не думать о «плохих вещах», создал систему ритуалов, которые защищали его от действия микробов. Из-за нарастания агрессивности был доставлен на осмотр к врачу-психиатру, направлен на госпитализацию.

Наблюдение в течение 5 лет, около 3-х лет непрерывно принимал лекарства, после 9-го класса поступил и окончил ветеринарный колледж, повторных госпитализаций не было. Остаётся не очень общительным и тревожным, взаимоотношения в семье наладились.

Мальчик, 13 лет. Развитие без особенностей. Рос ласковым, нежным, общительным, доброжелательным. В 12 лет внезапно стал следовать определённым ритуалам в быту и учёбенеобходимо было определённое количество раз поднести ложку ко рту перед тем как начать есть, не мог переступать сразу через порог, стал крайне медленно читать из-за соблюдения собственных правил чтения. Изменилась походка, стал менее эмоциональным, имел истощенный, болезненный вид. Как выяснилось в беседе, основной мотивировкой нарушений был доходящий до абсурда страх сообщить неправдоподобные сведения. За 2 года симптоматика видоизменилась. Несмотря на активное лечение, ритуалы то возникали, то пропадали, в пиковые моменты подросток не мог нормально разговаривать, т.к. необходимо было соблюдать правила при формулировании предложений. С течением времени, на фоне лечения состояние стабилизировалось. Окончил школу, поступил в ВУЗ, успешно занимается музыкой.

В описанных выше случаях, несмотря на тяжесть симптоматики на момент обращения, имели место положительные изменения в недалеком будущем. В момент начала болезненных проявлений в организме включатся различные формы психологической защиты. Именно они позволяют детям и взрослым справляться с симптомами на ранних этапах. Однако, следует понимать, что течение болезни имеет прогрессирующий характер, а защитные ресурсы организма не безграничны. Раннее получение специализированной психолого-психиатрической помощи способствует благоприятному прогнозу.

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что диагноз шизофрения – не приговор!

Абрамов Александр, врач-психиатр Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector