Что такое двигатель на скутаре
Что такое двигатель на скутаре
Голосование |
Новости | ![]() | все новости |
Получили запчасти на весь сезон 2020!
В ассортименте нашего интернет-магазина теперь есть снегоход Dingo T110 . Данная модель отличается простотой сборки, удобством транспортировки, улучшенной проходимостью и плавностью хода на неровностях.
Статьи | ![]() | все статьи |
В этой статье отвлечемся немного от темы мототехники и перенесем свой взгляд на автомобили. Рассмотрим новинки, которые предсталяет компания Lifan.
Люди, считающие, что выбирать мотошлем стоит исходя лишь из собственных эстетических предпочтений или подчинившись авторитету продавца мотоэкипировки (как вариант — друзей-знакомых «специалистов»), регулярно портят статистику ГАИ.
Двигатели для скутеров: виды, устройство, особенности |
В настоящее время подавляющее большинство производителей предлагают своим покупателям двигатели двух разных видов:
- 2-х тактные;
- 4-х тактные.
Хотя конечно же сейчас появляются и более совершенные и экологичные модели с электрическими и гибридными двигателями, но они еще пока находятся в стадии становления и не получили широкого распространения для того, чтобы выделить их в отдельную категорию.
Каждая из этих двух категорий имеет свои положительные и отрицательные моменты в зависимости от сферы применения, именно поэтому скажем на крупногабаритных скутерах устанавливают преимущественно 4-х тактные двигатели, а на мокиках – 2-х тактные модели.
Для начала попробуем проиллюстрировать общую модель двигателя
На рисунке показаны:
- Картер.
- Коленчатый вал.
- Шатун.
- Цилиндр.
- Поршень.
- Головка цилиндра.
- Свеча зажигания.
Четырёхтактный двигатель
Рабочий цикл четырёхтактного двигателя состоит из четырёх основных этапов — тактов.
Поршень — металлический стакан, опоясанный пружинящими кольцами (поршневые кольца), вложенными в канавки на поршне. Поршневые кольца не пропускают газов, образующихся при сгорании топлива, в промежутке между поршнем и стенками цилиндра. Поршень снабжен металлическим стержнем — пальцем, соединение с шатуном. Шатун передаёт прямолинейное возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.
Впуск — четырёхтактный двигатель
В процессе впуска поршень четырёхтактного двигателя идёт из верхней мёртвой точки (ВМТ) в нижнюю мёртвую точку (НМТ). Одновременно кулачком распредвала открывается впускной клапан, — в цилиндр четырёхтактного двигателя затягивается свежая топливно-воздушная смесь.
Сжатие — четырёхтактный двигатель
Поршень четырёхтактного двигателя поднимается из НМТ в ВМТ, сжимая рабочую топливную смесь. Одновременно и значительно поднимается температура горючей смеси. Отношение рабочего объёма цилиндра в НМТ и объёма камеры сгорания в ВМТ называется степенью сжатия (не путать с компрессией). Степень сжатия — очень важный параметр, обычно, чем она больше, тем больше топливная экономичность двигателя. Но, для четырёхтактного двигателя с б́ольшей степенью сжатия требуется топливо с б́ольшим октановым числом, которое дороже.
Сгорание и расширение (рабочий ход поршня) — четырёхтактный двигатель
Незадолго до окончания такта сжатия горючая смесь воспламеняется искрой от свечи зажигания. Во время следования поршня из ВМТ в НМТ топливо сгорает, и под действием тепла сгоревшего топлива рабочая смесь расширяется, толкая поршень. Степень «недоворота» коленчатого вала двигателя до ВМТ при поджигании смеси именуется углом опережения зажигания. Опережение зажигания необходимо для того, чтобы давление газов достигло максимальной величины когда поршень будет находиться в ВМТ. Тогда использование энергии сгоревшего топлива будет максимальным. Скорость горения топлива практически не меняется, то есть занимает фиксированное время, следовательно чтобы достичь максимальной производительности двигателя нужно увеличивать угол опережения зажигания пропорционально уровню оборотов коленвала. В старых двигателях эта регулировка производилась механическим устройством (центробежным и вакуумным регулятором воздействующим на прерыватель). В более современных двигателях для регулировки угла используется электронное опережение зажигания.
Выпускная система — четырёхтактный двигатель
После НМТ такта рабочего хода поршня четырёхтактного двигателя открывается выпускной клапан, и поднимающийся поршень вытесняет отработанные газы из цилиндра двигателя. При достижении поршнем ВМТ выпускной клапан закрывается и четырёхтактный цикл начинается сначала. Необходимо также помнить, что следующий процесс (например, впуск), необязательно должен начинаться в тот момент, когда закончится предыдущий (например, выпуск). Такое положение, когда открыты сразу оба клапана (впускной и выпускной), называется перекрытием клапанов. Перекрытие клапанов необходимо для лучшего наполнения цилиндра/-ов горючей смесью, а также для лучшей очистки цилиндра/-ов четырёхтактного двигателя от отработанных газов.
Четырехтактный двигатель скутера:
1 — цилиндр с головкой
2 — крышка головки цилиндра
3 — карбюратор
4 — впускной патрубок
5 — электростартер.
Для ещё большей наглядности посмотрите видеоролик, наглядно показывающий работу четырёхтактного двигателя. На этом видео демонстрируется автомобильный четырёхцилиндровый шестнадцатиклапанный (то есть, в каждом цилиндре по два впускных и выпускных клапана, для лучшей продувки) двигатель, однако сути это не меняет.
Какой двигатель мощнее?
Есть мнение, что 2-х тактный мотор намного мощнее своего четырехтактного собрата. И это отчасти правда. Поскольку двухтактный двигатель хуже избавляется от отработанных газов и нуждается в дополнительной продувке, его мощность превосходит четырехтактный мотор всего в 1,5 раза.
Однако аппараты с 2-х тактным силовым агрегатом ощутимо уступают своим собраться в динамике. Это значит, что скутер с более слабым четырехтактным двигателем лучше показывает себя на старте, уверенно набирает скорость и хорошо держит обороты.
С другой стороны, двухтактные аппараты отлично показывают себя на пиковой мощности. Но это значительно увеличивает износ силового агрегата.
Конструктивные особенности мопеда и скутера
Мопед — это обычно двухколесное, реже трехколесное транспортное средство, которое предназначено для поездок на не очень далекие расстояния. Этот вид транспорта экономичен, поскольку бензин расходуется минимально. Объем двигателя составляет не больше 50 кубических сантиметров, максимальная скорость — 50 км/ч.
Отличительной особенностью мопеда является отсутствие в нем коробки передач. Регулировать скорость можно при помощи правой ручки руля. Совершая вращательные движения, тем самым можно или добавить газу, или снизить скорость. Там же имеется передний тормоз. Чтобы привести этот транспорт в движение, следует вращать его педали в обратную сторону.
Конструктивно скутер является родственником мотоцикла, однако первый легче по весу и имеет немного меньший диаметр колеса (от 8 до 14 дюймов). Коробка передач у этого вида транспорта — клиноременный вариатор. Объем двигателя составляет 50-250 кубических сантиметров. Соответственно, скутер может развивать большую скорость — 50-120 км/ч.
Задним тормозом нужно управлять при помощи рычага, который расположен на левой ручке руля. Управление скутером осуществляется только при помощи рук, т.е. ноги в этом процессе не принимают участия. Особенностью такого транспортного средства является специальная подставка для ног — «пол». Кроме того, в конструкции скутера предусмотрен кузов.
Что такое двигатель на скутаре
Скутеры: устройство, каталоги, обзоры, фото, право, продажа
Категория: Тесты и обзоры скутеров
Скутер — самое демократичное транспортное средство, на котором не надо крутить педали и прилагать какие-либо физические усилия. Однако, не лишним будет знать, что же представляет из себя скутер изнутри и как они действуют, и что с ними можно делать при желании.
Перед тем, как начать пользоваться той или иной вещью, совсем недостаточно просто ей пользоваться. Когда человек хочет стать автовладельцем, сначала он заканчивает автошколу, проходит курс подготовки, потом получает права, потом покупает машину. Некоторые нарушают эту последовательность, последствия бывают плачевными. Ведь в автошколе учат не только тому, кого надо пропустить на перекрестке первым, но и тому, как работает машина, как устроен двигатель, и, наконец, что делать, если он вдруг перестает работать.
Учитывая особенности скутеризма вообще, и отечественного в частности, думаем, не лишним будет заметить, что желание сесть и поехать не задумываясь о природе этой езды есть у каждого. Скутер — самое демократичное транспортное средство, на котором не надо крутить педали и прилагать какие-либо физические усилия. Однако, не лишним будет знать, что же представляет из себя скутер изнутри и как они действуют, и что с ними можно делать при желании.
Итак, для начала:
1) большая часть скутеров обладают двухтактным двигателем;
2) такие двигатели дешевле и проще по конструкции, поэтому скутеры тоже дешевые, особенно second hand;
3) двухтактные двигатели питаются смесью бензина и специального масла, поэтому бачок с маслом надо своевременно пополнять;
4) меньшая часть (в основном это макси-скутеры) имеют четырехтактный двигатель;
5) четырехтактные двигатели питаются чистым бензином, а масло используется для смазки двигателя изнутри; двигатели с раздельной системой смазки дороже и сложнее;
6) отличительная черта современных скутеров — «автоматическая» коробка передач; на самом деле она не автоматическая, передача вообще только одна — первая, она же последняя; о вариаторе — чуть ниже;
7) народный скутер имеет двигатель объемом 50 куб.см.; именно такой объем двигателя по Правилам Дорожного Движения позволяет использовать транспортное средство без водительских прав категории «А» и регистрации их в ГАИ; однако, даже «полтинник» способен развивать скорость до 90 км/ч!
Выхлопная система — по-русски «глушак»
Глушитель играет очень важную роль в производительности двухтактного двигателя. Дизайн и строение выхлопной системы имеют большое значение для мощности двигателя. По-сути, выхлопная система скутера — неотъемлемая часть двигателя, без которой последний потеряет большую часть своей силы. Отработанные газы через систему выпуска уходят в выхлопную трубу, где попадают в расширяющуюся камеру. Форма, размер и длина этой камеры критичны для эффективности системы.
Далее, газы через отверстие очень ограниченного диаметра попадают в глушитель. На этом отрезке пути газов образуется «затор», а правильнее — обратная тяга. Часть газов возвращается обратно в цилиндр, остальная часть через глушитель покидает скутер навсегда. Таким образом, в выхлопной трубе образуется избыточное давление, которое не мешает, а наоборот помогает толкать цилиндр и не дает смеси воздуха и бензина слишком быстро покидать двигатель. Без правильно построенной выхлопной трубы у вас возрастет потребление бензина, упадет мощность двигателя, снизится приемистость.
В двух словах, выхлопная система нам нужна:
1) для вывода отработанных газов из цилиндра;
2) для уменьшения уровня шума;
3) для обеспечения правильной циркуляции газов в двигателе.
Возможности для тюнинга тут практически безграничны. Самая главная — установка более совершенных спортивных выхлопных систем, которые обеспечивают большую производительность двигателя. Все они крайне сложны по строению. В народе тюнинговые трубы называются «саксофонами». Внешне они действительно похожи на этот музыкальный инструмент. При установке такой трубы вырастает шум. Это естественно, так как глушитель частично урезается, ведь он препядствует выходу отработанных газов.
Цилиндр
Цилиндр, головка цилиндра и поршень — наиболее важные составляющие двигателя. Работает двигатель очень просто: смесь бензина и воздуха, которую «готовит» карбюратор в камере сгорания поджигается искрой от свечи и взрывается, то есть сгарает очень быстро; при этом смесь расширяется и толкает поршень по цилиндру; поршень через колено вращает вал так, что когда поршень совершит полный путь снизу вверх и обратно, вал совершает полный оборот. Дизайн и строение поршня и цилиндра крайне критичны для работы двигателя вообще. Во-первых, вся система работает при крайне высоких температурах. Во-вторых, обороты двигателя могут достигать 10000 в минуту. То есть, 10000 раз в минуту поршень перемещается вверх и вниз по каналу цилиндра. Стенки цилиндра и сам поршень должны быть гладкими как зеркало. Смазку обеспечивает смесь бензина и масла. Масло частично сгорает, частично остается в цилиндре.
Стандартно, в скутеры устанавливается головка цилиндра, цилиндр и поршень из чермета — тяжелой, но дешевой стали. Тюнинговые наборы поршневой группы делаются из более легких, но и более дорогих материалов: цилиндры из алюминия, головки цилиндров с большей степенью сжатия из сплавов, и даже керамические поршни. Такие наборы обеспечивают и выдерживают большую степень сжатия, что повышает обороты двигателя, и позволяет «снимать» больше лошадиных сил с двигателя. Увеличивает максимальная скорость и динамика разгона. Также, существует большое количество наборов для апгрейда поршневой группы до больших объемов, чем 50 куб.см.
Карбюратор
Карбюратор контролирует двигатель. В карбюраторе происходит смешивание воздуха и бензина. Эта смесь затем поступает в двигатель, где и сгарает. От того, как карбюратор смешивает воздух с бензином, зависит и разгон скутера, и его работа на холостых оборотах, и даже торможение. Водитель управляет работой карбюратора через ручку газа, которая подсоединена к карбюратору кабелем.
Что же происходит внутри карбюратора?
Природа процесса очень простая: вакуум. Когда поршень в цилиндре движется вверхи или вниз, в цилиндре создается разрежение — вакуум. По законам физики, вакуум должен чем-то заполняться. А заполняет его имеет смесь бензина и воздуха. Но сначала, смесь превращается в газ. Этот эффект открыл ученый Дэниель Бернулли еще в восемнадцатом веке: если жидкость очень быстро разогнать, то ее плотность резко уменьшится. Так и происходит смешивание бензина с воздухом. Когда в цилиндре создается вакуум, из карбюратора через очень маленькие отверстия начинает высасываться бензини и воздух. На своем пути бензин проходит через систему клапанов и отверстий с мельчайшим сечением (жиклеров), поэтому в результате распыленный бензин легко перемешивается с воздухом. Вы «открываете» ручку газа — открывается клапан, который начинает пропускать большее количество смеси в цилиндры. Двигатель начинает вращаться быстрее. «Закрываете» — медленнее.
Пропорции смешивания воздуха и бензина называются «качеством смеси». Если бензина силшком много, смесь называется «богатой». Если воздуха чрезмерно много — «бедной». В зависимости от этого меняется не только динамика разгона, но и температурный контроль двигателя, а также количество выбрасываемых в атмосферу вредных веществ и продуктов горения. Кстати, продукты горения оседают и внутри двигателя — на изоляторе и контактах свечи, на стенках цилиндров и патрубков.
Скутерный карбюратор устроен гораздо проще, чем автомобильный или мотоциклетный. Но именно это и создает основную проблему: он должен быть всегда правильно настроен. Правильный диаметр главного жиклера, дозирующих игл, целостность и элластичность резиновых прокладок, чистота внутри камер и клапанов — головная боль каждого владельца моторизованной техники. Однако, если карбюратор исправен, такая процедура как чистка должна производиться не часто — где-то раз через 5000 километров пробега.
Итак, карбюратор служит для: 1) контроля скорости скутера; 2) контроля над расходом бензина; 3) контроля над приемистостью двигателя — динамики разгона.
Грамотная настройка карбюратора, особенно у пожилого скутера — сложная и точная работа. Тюнинг карбюратора — святая обязанность любого спортсмена! Если у вас есть желание преобразовать свой скутер в уличный болид, кроме замены трубы на «саксофон» вам надо тюнинговать и карбюратор. Либо ставить новый — спортивный, либо доводить до ума имеющийся.
Вариатор
Вариатор — это система регулирования оптимального соотношения вращения коленвала двигателя и колес. Если у автомобиля между двигателем и колесами установлена целая система шестеренок разного диаметра, то у скутера — всего два клиновидных вала и система грузиков. Между этими валами натянут очень прочный, но элластичный ремень («ремень вариатора»). Чем быстрее вращается коленвал двигателя, тем на больший диаметр перемещается ремень на клиновидном валу, который связан с коленвалом. Но посколько длина ремня ограничена, по колесному валу ремень «съезжает» на меньший диаметр. При возрастании нагрузки на колеса, и на колесный вал, ремень возвращается на больший радиус, наступает баланс. Все опять же строго по законам физики: коленвал двигателя передает колесам именно столько оборотов, сколько они смогут сделать при определенной нагрузке. Ремень вариатора изнашивает довольно медленно: его может легко хватить на 10000-12000 км пробега. Стоит он сущие копейки и меняется мастером за считанные минуты.
И, наконец, о законе
Собственно, это практически все что надо знать о скутере. Остается только одна вещь: закон и правила движения. Ведь незнание закона и правил не освобождает, как известно, от ответственности. Что говорят нам ПДД по поводу скутеров? Речь здесь идет о мопедах и мотоциклах. В нашем случае, скутер есть мопед с двигателем до 50 куб. см. и максимальной скоростью движения 40 км/ч. На данный момент они приравнены к велосипедам, то есть не относятся к разряду механических транспортных средств. Соответственно, все что больше 50 кубиков и ездит быстрее 40 км/ч — приравнивается к транспортным средствам. И если вопрос о скорости перемещения — открытый, то насчет кубиков в двигателе вариантов практически нет: нужны права категории «А» и номерной знак. Единственное, что спасает большенство скутеристов — это внешний вид аппаратов. Ведь многие более резвые 90-кубовые и 100-кубовые модели по габаритам, расцветкам и надписям на бортах не отличаются от «полтинников». Однако, скутерист, помни: инспектор не спит! Как получить права на скутер ?
Распределение мощности в 2Т и 4Т двигателях
2Т двигатель за два оборота коленчатого вала успевает два раза использовать энергию сгорания топлива. Многие считают, что он в два раза мощнее двигателя 4Т.
Но обратите внимание, в 2Т двигателе часть цилиндра занимают впускные и выпускные окна, значит количество горючего, которое потом сгорит, меньше в объеме, чем у двигателя 4Т, где цилиндр цельный.
В двигателе 2Т из-за простоты конструкции смазка коленчатого вала производится маслом, добавленным в бензин. Масло в рабочей смеси снижает выделяемую энергию (масло горит хуже). Из-за особенностей впуска-выпуска горючей смеси и выхлопных газов в двигателе 2Т больше горючей смеси «улетает в трубу», не сгорая.
В 4Т двигателе этот процесс за счет более сложного механизма впуска-выпуска минимален.
В результате — 2Т двигатели, действительно, в какой-то момент мощнее (но не в два раза), а более высокая мощность у них достигается в более узком рабочем диапазоне оборотов коленчатого вала (то есть на старте скутер с 2Т двигателем еле разгоняется, потом наступает так называемый “подхват”, скутер «выстреливает», но быстро «увядает») и для динамичной езды все время приходится поддерживать определенные обороты двигателя.
Следовательно, чем мощнее 2Т двигатель, тем уже диапазон оборотов, тоньше настройки и двигатель дороже. Насладиться в полной мере преимуществами 2Т двигателя могут лишь спортсмены (где важнее выжать все и сейчас), или обладатели бензопил и газонокосилок (которым чем проще и дешевле, тем лучше).
Даже несколько менее мощный 4Т двигатель обладает более благоприятной характеристикой чем 2Т — он «эластичен». Сразу с начала движения, он обеспечит скутеру хорошую тягу (плавно и уверенно, без «провалов» и «подхватов» наберет скорость) и уверенный набор скорости будет доступен во всем диапазоне оборотов коленчатого вала.
Недостаток мощности скажется только в верхнем рабочем диапазоне оборотов двигателя. А 2Т двигатель, как раз близко к этому режиму работы, и выдает максимальную мощность. Но долго ли прослужит техника, эксплуатируемая на пределе возможностей?
Если Вам хочется улучшить динамические характеристики Вашего скутера, можно установить комплект для увеличения рабочего объема двигателя до 70 куб.с.м. После переделки Ваш скутер не уступит 2Т модели и удовольствия от езды будет больше.
Двигатели 157QMJ
Помимо весьма популярной модели — двигателей 139QMB — корпорация «Хонлинг» занимается производством и других версий силовых агрегатов, одна из которых — 157QMJ. Её устанавливают на дорогостоящие модели скутеров известных брендов. По своим техническим параметрам и показателям функциональности и надёжности данная версия является полным аналогом 139QMB. Кроме того, конструкционные особенности модели сильно напоминают другие японские двигатели массового производства.
Преимуществом 157QMJ является повышенный эксплуатационный ресурс — порядка 25 тысяч километров. Двигатель может похвастаться мощной динамикой и высокой максимальной скоростью. Впрочем, есть у него и свой минус — слишком высокая цена в сравнении с предыдущими версиями моторов.