Что такое двигатель легковой машины
Устройство автомобиля
Страница «УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ» расскажет вам о различных системах современных машин, о принципах их работы, конструктивных особенностях и технологических инновациях. Наши журналисты посещают крупнейшие заводы, чтобы самим увидеть и из первых уст узнать всё об устройстве машин. Мы рассказываем и о родословной современных автомобилей, и о нынешних технологиях в машиностроении, и о том, какие нововведения в устройстве авто ждут нас в будущем. Здесь вы найдете описания разных схем автомобилей, коробок передач, типов двигателей, видов подвесок, тормозов и сцеплений. Их плюсы, минусы и особенности эксплуатации. При этом мы стараемся делать все описания простыми и интересными читателям, без нагромождения технических терминов и непонятных схем.
показаны 1 — 1 0 из 7 6 материалов

Британцы доказали…
Технический семинар, организованный специалистами Jaguar Land Rover, позволил журналистам изучить дизельные двигатели новейшего семейства Ingenium, а также узнать о перспективах этих силовых агрегатов в связи с ужесточающимися экологическими требованиями
5 21 декабря 2019
Всегда перед глазами
Панель приборов – вот что водитель видит дольше, чем кузов своего автомобиля. Поэтому так важен ее дизайн, а с ним и информативность, доходчивость параметров движения, которые она демонстрирует
6 28 сентября 2019
Срочная служба – 2
Продолжаем начатый в предыдущем номере рассказ о том, как долго служат те или иные элементы автомобиля и когда их нужно менять
4 27 августа 2019
Тяжелая артиллерия легкого сегмента
На Горьковском автозаводе развернуто производство новых фургонов и микроавтобусов «ГАЗель Next 4.6» со сверхдлинной колесной базой. Благодаря этому нижегородская компания вошла в единственный сегмент рынка LCV, где до сих пор не были представлены российские производители
2 24 августа 2019
Верить ли спидометру?
Максимальная скорость и время разгона до 100 км/ч – на эти параметры обращают внимание большинство покупателей автомобилей. Но знают ли они, что обозначенные цифры практически всегда расходятся с реальностью?
Два против четырех
Преимущества трансмиссий 4х4 зимой, да и в другие времена года, очевидны. Но моноприводные автомобили, особенно оснащенные дополнительными устройствами повышения проходимости, тоже кое на что способны
7 24 марта 2019
Масляные горизонты
Весной этого года под Турином был официально открыт международный центр исследований и технологий Petronas, а уже летом мы наблюдали за работой крупнейшего в Европе завода по производству масел и научного центра
1 29 сентября 2018
Электрошокер
Mitsubishi Motors озвучила курс на электрификацию своей модельной линейки. Какими будут перспективные электрокары этой японской компании, мы узнали в Японии, общаясь непосредственно с ее руководителями и специалистами испытательного полигона в городе Окадзаки
3 30 апреля 2018
Погостив в будущем
Компания Audi является одним из мировых лидеров в области инноваций в автомобилестроении. Чтобы узнать о новейших разработках этой марки, мы посетили технический семинар в Германии, где смогли понять, на каких машинах мир будет ездить уже совсем скоро
5 02 сентября 2017
Как Емеля на печи
Казалось бы, автомобильный обогреватель, или попросту «печка» – эка невидаль! Присутствует на всех машинах, работает годами. Однако…
С чего состоит автомобиль
Безусловно, в устройство современной машины входит множество разнообразных узлов и деталей, но даже среди них можно выделить основные:
- трансмиссия,
- кузов,
- ходовая часть,
- двигатель,
- системы управления,
- электрооборудование.
Каждый из этих элементов выполняет важную роль, которую тяжело переоценить. Чтобы понять, насколько важна правильная работа каждой детали, рассмотрим их более подробно.
Кузов
Кузов — это несущая часть в устройстве автомобиля. Именно к ней крепятся все узлы и агрегаты. Сейчас автомобильные производители стараются сделать всё возможное, чтобы подобрать максимально прочный и лёгкий композитный спав, который послужит основой изделия.
Дело в том, обычный металл весит довольно много. Увеличение веса негативно сказывается на динамике, максимальной скорости и разгоне, да и управлять тяжелым автомобилем очень непросто. В результате сейчас всё чаще используют нестандартные подходы к созданию кузовов. К примеру, применяют в конструкции углеводородное волокно.
Пожалуй, самым ярким автомобилем, где применялась данная технология, был Lykan Hypersport. Вы могли видеть эту машину в фильме «Форсаж 7». Применение углеродного волокна для создания кузова позволило сильно облегчить автомобиль, значительно повысив все его характеристики. Кстати говоря, стоимость машины составляет больше трёх миллионов.
По факту кузов — это рама, которая держит всё устройство автомобиля вместе. В то же время она должна обладать достаточной жёсткостью, чтобы выдерживать по-настоящему большие нагрузки. На скорости более 200 километров в час от её прочности зависит жизнь водителя.
Кузов, применяемый в устройстве автомобиля не только должен быть лёгким и прочным, но и иметь правильные аэродинамические формы. От того насколько эффективно корпус машины будет рассекать потоки воздуха зависит скорость и управление.
Традиционно кузов, являющийся частью устройства автомобиля можно поделить на такие элементы:
- лонжероны,
- крыша,
- тормоза,
- навесные детали,
- моторный отсек,
- днище.
Для того чтобы добиться большей жёсткости к устройству днища автомобиля приваривают усилительные элементы. Они обеспечивают повышенную прочность и большую безопасность всей конструкции.
Каждый из этих элементов связан друг с другом. Так лонжероны представляют собой одну цельную конструкцию вместе с днищем. В некоторых случаях они привариваются к нему. Главная задача этих деталей в устройстве автомобиля заключается в создании опоры для подвески.
Если же говорить про навесные детали, то сразу вспоминаются крылья. Также нельзя обойти вниманием багажник, двери и капот. Они являются навесными деталями, но очень тесно связаны с кузовом автомобиля.
Подобные нюансы нужно учитывать, если вы хотите провести тюнинг своего железного коня. Мало того, именно к навесным деталям кузова прикрепляются детали модинга. Достаточно вспомнить тот же спойлер. Даже неоновые вставки монтируются по периметру днища.
Тюнинг корпуса даёт самый большой зрительный эффект. К тому же дополнительные элементы, вроде же бампера с низкой посадкой могут обеспечить конструкции гораздо лучшие аэродинамические качества.
Без ходовой никуда
Ходовая в устройстве автомобиля играет роль фундамента. Именно за счёт неё автомобиль может двигаться. К примеру, колёса, подвеска и мосты — это всё её элементы. Без них само движение было бы невозможным.
Система может иметь как переднюю независимую подвеску, так и заднюю зависимую. Сейчас в большинстве автомобилей используют именно первый вариант, так как он даёт наилучшую управляемость транспортного средства.
Главным отличием независимой подвески является то, что каждое колесо крепится отдельно. Мало того в устройстве автомобиля все колёса имеют собственные крепёжные системы.
Зависимая подвеска считается неким архаизмом в автомобильных кругах. Тем не менее некоторые компании в целях экономии и максимального упрощения устройства автомобиля до сих пор её используют. Тем не менее она обеспечивает высокую надёжность конструкции. Мало того, ухищрения некоторых производителей позволяют добиться по-настоящему выдающихся результатов при использовании этой устаревшей технологии.
Хочется вспомнить тот же немецкий концерн BMW. Эта компания уже на протяжении многих лет выпускает автомобили, в устройстве которых лежит именно задняя зависимая подвеска.
Тем не менее заднеприводные машины немецкого бренда славятся во всём мире. Мало того, многие водителя покупают данные автомобили с задним устройством подвески как раз из того удовольствия, которое получает водитель, сидя за рулём, этого монстра.
Обычно задняя подвеска представляет собой ведущий мост. В некоторых случаях машиностроители устанавливают жёсткую балку, и этого вполне достаточно, чтобы обеспечить оптимальную прочность конструкции.
Тормоза
Если на предыдущей детали располагался сам автомобиль и всё его устройство, то роль тормозной системы совершенно в другом. Надёжные тормоза позволяют предотвратить множество несчастных случаев и спасти миллионы человеческих жизней.
Многие автомобильные эксперты не считают нужным выделять данный элемент в устройство автомобиля. Они просто считают его частью ходовой. Тем не менее это в корне неправильно. Ведь важность тормозов в современном напряжённом трафике тяжело переоценить.
Сейчас чаще всего выделяют три элемента тормозной конструкции:
- Рабочая — позволяет управлять скоростью. Данная подсистема отвечает за постепенное уменьшение скорости вплоть до полной остановки автомобиля.
- Запасная — она нужна тогда, когда основная система в устройстве автомобиля отказывает. Обычно её делают полностью автономной.
- Стояночная — это ручной тормоз, который удерживает машину на одном месте, пока вас нет.
В современных тормозных системах используется множество дополнительных устройств, которые обеспечивают лучшую работу тормозов. Особое значение имеют разнообразные усилители и антиблокировочная системы. Эти элементы позволяют не только в несколько раз поднять эффективность системы, но и увеличить её комфортность для водителя.
Трансмиссия
Это устройство передаёт крутящий момент с вала на колёса. Конструкция состоит из следующих элементов:
- сцепления,
- шарниров,
- коробки передач,
- ведущего моста.
За счёт сцепления конструкторы в автомобиле устанавливают связь валов двигателя и коробки передач. В свою очередь КПП сильно снижает нагрузку на двигатель, увеличивая его ресурс и обеспечивая наиболее рациональный расход топлива.
Стоит признать, что за последние годы было придумано множество вариантов устройства коробки передач. Первой была МКПП. Она была изобретена вначале двадцатого века. Первая машина, на которой её установили, была всё та же легендарная модель американской компании «Форд» — Т.
С тех пор прошло около 40 лет, и в 50-х годах изобретают автоматическую коробку передач. Теперь не водитель решает, когда включить новую передачу, а гидравлическая система. Плюс такого устройства заключается в его простоте, а также плавности переключения.
Наконец, третьим витком эволюции устройства КПП становится робот. Данная коробка сочетает в себе все достоинства механики и автомата. Всё дело в том, что передачи переключает умная программа. Она до точности в несколько десятых миллисекунды определят нужно время и осуществляет переход. Как результат водитель получает огромную экономию топлива.
Двигатель
Пожалуй, это самая важная часть автомобиля — его сердце. От мощности данного устройства зависят в наибольшей степени скорость и динамика машины. Суть принципа работы этой детали крайне проста. Двигатель превращает тепловую энергию в электрическую за счёт сгорания топлива.
Электрооборудование и системы управления
Дело в том, что с каждым годом эти комплексы устройств автомобиля становятся всё больше связаны друг с другом. Умные системы управляют напряжением в проводке, работой аккумулятора и потреблением электроэнергии. Подобный подход превращает машины в думающие устройства, которые решают где водителю лучше всего парковаться и следят за едущими вблизи автомобилями.
Особенности бензиновых двигателей
Современные автомашины комплектуются в основном двумя вариантами силовых агрегатов на дизельном топливе и бензине. В некоторых странах существуют автомобили, работающие на растительном топливе, спирте, водороде, природном газе, но моторы на таком топливе располагают традиционным рабочим циклом и практически идентичным устройством.
Оба типа силовых агрегатов обладают достоинствами и недостатками. К преимуществам бензиновых моторов следует отнести:
[tchecklist]
- простую конструкцию;
- широкое распространение;
- хороший запуск двигателя практически в любых погодных условиях;
- низкую стоимость производства;
- доступное и недорогое обслуживание;
- наличие разнообразного количества модификаций.
[/tchecklist]
Главными недостатками считаются:
[tchecklist]
- применение сложной системы воспламенения (зажигания) топлива;
- повышенная пожароопасность;
- большая стоимость бензина.
[/tchecklist]
Как определить, к какой группе относится легковой автомобиль
При покупке легкового авто для организации перед бухгалтером стоит непростая задача: выбрать номер амортизационной группы. Как его определить? Он зависит от типа, класса (для пассажирских авто), общей грузовой подъемности и предназначения (перевозка инвалидов, коммунальных спецсредств, эвакуаторов и т. д.) транспорта.
Какие автомобили относятся к легковым, а какие – нет, можно выяснить в техпаспорте. В этом документе указаны основные характеристики транспорта и без него машину просто не допустят к движению.
Чаще бухгалтеры относят автомобиль к какому-либо типу исходя из его категории, указываемой в четвертой графе техпаспорта (ПТС). Если там написано «В» – бухгалтер вписывает машину как легковую, «С» – как грузовую, «D» – как пассажирский автобус. Однако в действительности, несмотря на распространенное заблуждение, машина относится к конкретному типу не по четвертой графе техпаспорта.
К примеру, грузовое авто относят к категории «В» при весе менее 3,5 т, однако стоит немного превысить этот порог – и его занесут уже в категорию «С».
Автобусы относят к категории «В» (для транспортировки 1–8 пассажиров) и «Д» (для перевозок больше 8 человек за раз).
Для определения, к какому типу относится автотранспорт, необходимо смотреть в третью графу техпаспорта под названием «Наименование, тип ТС». Там указывают конструктивные отличия машины.
Чаще всего именно эта графа позволяет точно понять, как записать транспортное средство: отнести его к легковым или грузовым автомобилям либо к автобусам для пассажирских перевозок.
Также, помимо типа, в третьей графе указывается информация о целевом назначении транспорта: грузовые/пассажирские перевозки, инкассаторский, цементовоз, кран, санитарный или «универсал».
Если же из этого раздела затруднительно выяснить, к какому типу отнести машину, следует предпринять шаг, описанный ниже.
У каждого транспортного средства во второй графе ПТС вписано условное название (марка).
Для машин отечественного автопрома практикуется маркировка по отраслевой нормали (ОН) 025 270-66. Она определяет, какие автомобили относятся к легковым, и представляет собой документ под названием «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями».
Согласно этой системе каждая выпускаемая с отечественного завода модель получает свое буквенно-цифровое наименование. Буквы в сокращении представляют собой аббревиатуру названия предприятия-изготовителя, а цифры указывают на принадлежность машины к определенному типу, классу, говорят о номере транспорта, его модификации и типе исполнения.
К какому типу относится модель, говорит вторая цифра в наименовании. Цифра «1» обозначает легковушки, «2» – автобусы, «3» – грузовые авто с бортами либо пикапы, «4» – седельные тягачи, к «5» относятся всем известные самосвалы.
Цистерны прячутся за цифрой «6», а фургоны обозначаются числом «7» в коде. Спецавтотранспорт имеет свою цифру – «9».
Однако имеют место ситуации, когда ни третья графа, ни информация из второй графы не позволяют выяснить типовую принадлежность конкретного автомобиля. Его сложно отнести к какой-то одной категории. Так бывает с иностранными моделями, у которых наименование (марка) формируются по другому алгоритму и не имеет цифрового кода.
Тогда единственный способ выяснить, к какому типу отнести авто – это подать запрос в соответствующие органы (таможню, ГИБДД) или направить его выпустившей компании, которая имеет право на выдачу техпаспорта. Это бюджетный способ.
Можно выяснить интересующую информацию о том, к какому типу относится машина, и другим, платным способом, обратившись в НИИ, занимающийся автомобильным, автомоторным транспортом.
Однако уточнение типа машины лишь первый шаг на пути определения периода полезной эксплуатации авто. Существует ряд других факторов, которые также влияют на выбор амортизационной группы.
Содержание
По назначению автомобили делят на транспортные, специальные и гоночные. Транспортные автомобили предназначены для перевозки грузов и пассажиров. Специальные автомобили имеют постоянно смонтированное оборудование или установки и применяются для различных целей (пожарные и коммунальные автомобили, автолавки, автокраны и т. п.). Гоночные автомобили предназначаются для спортивных соревнований, в том числе для установления рекордов скорости (рекордно-гоночные автомобили). [1]
Транспортные автомобили в свою очередь делятся на легковые, грузовые и автобусы. [1]
По проходимости автомобили разделяются на дорожные, внедорожные и автомобили повышенной и высокой проходимости. [1]
Основным видом внедорожных автомобилей являются колёсные полноприводные (то есть те, которые имеют привод ко всем колёсам). Кроме колёсных, выделяют также следующие автомобили высокой проходимости: колёсно-гусеничные со сменными гусеничными движителями или колёсами; полугусеничные, имеющие одновременно гусеничные движители и колёса; снегоходы с движителями в виде широких гусениц или шнеков; автомобили на пневмокатках; Амфибии — колёсные автомобили с водонепроницаемым кузовом и дополнительным движителем в виде гребного винта; автомобили на воздушной подушке, приводимые в движение тяговым воздушным винтом или реакцией направляемой назад струи воздуха от компрессора; шагающие автомобили, передвигающиеся с помощью перемещающихся лыж. [1]
Коротко про двигатель
Если говорить кратко про общее устройство современного автомобиля, то его сердцем справедливо называют именно двигатель.
Быстро и просто познакомиться с устройством мотора невозможно. Он состоит из огромного числа элементов и систем.
Новичку следует знать, что главным назначением двигателя выступает преобразование тепловой энергии от сгорания топлива в механическую. Последняя передаётся ведущим колёсам с помощью трансмиссии, описанной выше.
На современных автомобилях устанавливаются различные моторы. Среди них можно выделить такие:
- дизельные;
- бензиновые;
- турбированные (дизельные и бензиновые);
- гибридные;
- электрические.
Турбированные двигатели дополнительно предусматривают в своём составе систему принудительного нагнетания воздуха в ДВС. Это способствует повышению эффективности сжигания горючего. При меньшем объёме мотора удаётся добиться большей мощности.
Именно турбомоторы являются основным направлением деятельности современных автопроизводителей. Ранее подавляющее большинство двигателей были атмосферными. Сейчас число атмосферных ДВС заметно сокращается. Даже на недорогие бюджетные модели предлагаются двигатели с турбиной.
Преимущество турбонагнетателя в ДВС неоспоримо. Это повышение мощности и снижение расхода топлива, если сравнивать с аналогичным атмосферным ДВС. Но применение турбины существенно усложняет и без того сложное устройство двигателя, повышается стоимость ремонта, увеличиваются затраты на ремонт и обслуживание. Стандартный ресурс турбины составляет около 250 тысяч км. После этого узел приходится менять.
Атмосферные ДВС более долговечные, но из них тяжелее извлечь максимальный потенциал. Потому атмосферные моторы менее экономичные и обладают меньшей мощностью в сравнении с турбомоторами с аналогичным объёмом.
Отдельно рассматриваются электрические и гибридные двигатели. В первом случае машина работает полностью на электрической тяге. Здесь конструкция в сравнении с классическим ДВС совершенно иная. Зато они экологичные, не нуждаются в топливе, могут заряжаться порой даже от обычной бытовой розетки. Многие предрекают эру электрокаров в ближайшие несколько десятков лет. Учитывая общемировые тенденции и стоимость нефтепродуктов, такой вариант развития событий исключать нельзя.
Гибридные моторы имеют разное устройство. Но если говорить про современные модели авто, то здесь гибрид позволяет переключаться с электротяги на обычный ДВС, и наоборот, в зависимости от режима, либо использовать потенциал сразу двух двигателей.
«Всемирный» автомобиль
«Жестянка Лиззи» благодаря конвейерной сборке оказалась машиной недорогой и доступной многим американцам. И не только американцам. Автомобили марки «Форд» охотно привозили и в другие страны мира. Их цена сначала составляла всего 900 долларов. Потом снизилась до 850, позже до 450 и, наконец, до 250 долларов!
Сбылась мечта Генри Форда. Теперь каждый рабочий его завода мог купить то, что выпускал. Через два года после начала выпуска модели «Т» в США был построен завод «Форд» в Англии, а еще через пять лет — в Германии. Таким образом «Форд-Т» стал первым «всемирным» автомобилем.
Как и у большинства современных автомобилей, у «Форда-Т» было три педали. Но выполняли они совершенно другие задачи! Не каждый современный водитель мог бы с ними разобраться. При нажатии на левую педаль включалась первая передача, а при ее отпускании — вторая. Центральная педаль включала задний ход, а правая была ножным тормозом. Вместо современной педали газа имелась специальная рукоятка под рулем.
Бензинового насоса тогда еще не придумали, топливо подавалось из бака самотеком. А сам бензобак располагался в задней части автомобиля. И чтобы топливо не прекращало поступать в мотор, при необходимости ехать в гору водителям рекомендовалось двигаться… задним ходом. Максимальная скорость машины составляла 80 км/ч. Очень неплохо по тем временам!
Девизом Генри Форда были слова: «Производите автомобили там, где их будут покупать». Сейчас по всему миру работает больше сотни заводов, которые выпускают автомобили «Форд» и детали к ним.
К концу 1920-х гг. машины «Форд-Т» составляли половину всех автомобилей на планете. Но к тому времени машина уже явно устарела.
В 1927 г. модель «Т» сменил на конвейере не менее знаменитый «Форд-А», который разгонялся до 105 км/ч и, к радости покупателей, мог быть выкрашен в любой цвет. Эти машины также выпускались на всех заводах Форда по всему миру. Выпускался он и в нашей стране под названием ГАЗ-А.