0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что самотеком смазывается в двигателе

Система смазки двигателя позволяет увеличить срок службы авто

Одной из важнейших систем автомобиля является система смазки двигателя. Между деталями двигателя, которые перемещаются в одной плоскости, возникает сила трения. Величина силы трения зависит от точности обработки поверхностей деталей, которые находятся в соприкосновении, скорости и давления относительного перемещения.

Трение приводит к нагреву деталей и их постепенному износу, помимо этого на преодоление силы трения затрачивается значительная часть мощности автомобиля. Снизить негативные последствия воздействия силы трения можно разными способами, но самым эффективным является смазка. Именно смазка, в качестве которой используется масло, разделяет поверхности в процессе их взаимодействия, заменяя соприкосновение поверхностей деталей трением слоев масла между собой.

Неисправности в системе смазки приводят к потере мощности двигателя, перегреву, усиленному износу и заклиниванию деталей, и как следствие – полное прекращение работы двигателя. Такое часто происходит с тюнигованными автомобилями ВАЗ 2106, если за ними не следить должным образом.

Назначение системы смазки двигателя

Ошибочное мнение – считать, что она предназначена только для смазывания подвижных элементов.

На самом деле, масло выполняет целый ряд вспомогательных функций:

  1. Охлаждение двигателя автомобиля только с помощью воздуха и антифриза недостаточно эффективно. Моторное масло отлично проводит тепло. Инженеры воспользовались этим для отвода температуры на внешние стенки корпуса двигателя, которые охлаждаются воздушным потоком от вентилятора. В некоторых моделях смазка даже протекает через специальный радиатор.
  2. Гидравлические способности масла также востребованы. Если в автоматической коробке передач это одна из основных задач, то в ДВС она относится к вспомогательным. Гидрокомпенсаторы клапанов газораспределительного механизма заполнены жидкой смазкой из картера. С ее помощью поддерживается требуемый зазор в системе ГРМ.
  3. Если автомобиль оснащен системой изменения фаз впуска, масло участвует в работе фазовращателей, снижая расход топлива и увеличивая мощность мотора.
  4. Кроме того, система смазки ДВС участвует в работе электронного блока управления двигателем. Замеры температуры жидкости влияют на процесс формирования топливно-воздушной смеси (составление пропорции бензина и воздуха).
  5. Поддержание рабочих зазоров в трущихся и вращающихся деталях, снижение износа. Значит, увеличение срока до капитального ремонта, предупреждение риска возникновения неисправности.
  6. И, наконец, за счет снижения трения, уменьшаются механические потери (повышается КПД двигателя). Как следствие – уменьшение расхода топлива.

Для чего еще предназначена система смазки?

С ее помощью очищаются внутренние полости мотора. Качественное масло с моющими присадками растворяет шлаковые отложения на стенках и шестернях. Затем система гонит грязную взвесь в масляный фильтр, и весь мусор остается в нем.

Читать еще:  Двигатели узам и их тюнинг

Подробно о назначении системы смазки двигателя в этом видео

Штатное расписание

У любого двигателя система смазки включает в себя:

  • масляную емкость (картер или отдельный бак);
  • маслоприемник, представляющий собой заборную горловину с фильтрующей сеткой для отделения крупных посторонних частиц;
  • смазочный насос;
  • сменный фильтр;
  • редукционный клапан (один или несколько);
  • датчик давления;
  • главную напорную магистраль и каналы, обычно интегрированные в детали силовой установки;
  • измерительный щуп для контроля уровня смазывающей жидкости.

Дополнительно в состав смазочного оборудования могут входить: температурный датчик, датчик уровня, смазывающие форсунки. Иногда двигатель имеет охладительный радиатор для масла. Емкость смазочной системы легкового авто зависит от типа силовой установки и ее габаритов. Обычно объем заливаемого масла составляет от 3,5 до 7,5 литров.

Система смазки и приготовление топлива

Работа двухтактного двигателя требует эффективной смазки движущихся узлов. Централизованная раздельная система смазки с масляным насосом, как у четырехтактных двигателей, здесь отсутствует, поэтому масло добавляется в бензин в соотношении 1:25 – 1:50. Полученный состав, находясь в поршневой и кривошипно-шатунной камере, смазывает подшипники шатуна, стенки цилиндра и поршневые кольца. При воспламенении воздушной смеси масло сгорает и удаляется вместе с выхлопными газами.

Моторное масло должно быть специальное — для двухтактного двигателя, обычно оно имеет маркировку 2Т на канистре. Использование обычного автомобильного масла недопустимо по ряду причин:

  • Масло для двухтактных двигателей обязано обладать хорошей растворимостью в бензине;
  • Обладает прекрасными смазывающими свойствами, улучшая работу двигателя и уменьшая трение;
  • Защита от коррозии трущихся деталей поршневой группы;
  • Двухтактное масло должно сгорать без остатка, не образовывая нагар и сажу. Высокая зольность обычного масла приводит к закоксовыванию поршневых колец.

Подачу смазки в двухтактный двигатель можно осуществить двумя способами. Первый и самый простой – смешивать с топливом в нужной пропорции. Второй – это раздельная система смазки двухтактного двигателя, когда состав из топлива и масла готовится непосредственно перед попаданием внутрь в специальном патрубке. В этом случае устанавливается отдельный бачок для масла, а его подача осуществляется с помощью специального плунжерного насоса.

Читать еще:  Возможные неисправности двигателей постоянного тока

Эта система получила широкое распространение на современных мотоциклах и скутерах. Кроме удобства использования (теперь не нужно доливать масло в бак на глаз каждую заправку), происходит серьезная экономия масла, потому что впрыск его зависит от оборотов двигателя. На холостых оборотах пропорция масла может составлять всего 1:200.

Типы ЦСС

Существуют ЦСС различных типов и конструкций. Два наиболее распространенных на мобильных машинах типа ЦСС – это «последовательные» и «параллельные».

ЦСС «последовательного» типа. В таких системах насос подает пластичный смазочный материал в распределитель, который направляет смазочный материал в последовательно расположенные дозаторы, отмеривающие заданное количество смазочного материала для каждого смазываемого узла. Из дозаторов смазка попадает в конечные точки через питающие трубопроводы. Особенность этой системы заключается в том, что при засорении какого-либо трубопровода или конечной пресс-масленки вся система не сможет работать. Оператору при этом поступит сигнал о неисправности в системе.

ЦСС «параллельного» типа. В системах «параллельного» типа насос подает пластичный смазочный материал через единую питающую магистраль во множество ответвлений, каждое из которых соединяется с пресс-масленкой. Пресс-масленки работают одновременно и независимо друг от друга. Каждая пресс-масленка обслуживает только одну точку смазки и может быть точно отрегулирована на подачу определенного количества смазочного материала. Особенность этой схемы заключается в том, что контролируется только давление в главной магистрали, и если в какое-либо из ответвлений или узлов смазочный материал не поступает, остальная часть системы будет функционировать нормально, и оператор не узнает о неисправности, а узел, в который смазка не поступает, может выйти из строя.

Промывка масляной системы двигателя – какой механизм смазки имеем?

Промывка двигателя перед заменой масла и сама смена этой химии необходимы. Здесь важно учитывать индивидуально «здоровье» автомобиля, частоту и манеру вождения. Факторы, влияющие на необходимость замены масла и промывки двигателя: это время года, качество топлива, условия использования. В качестве тяжелых условий можно назвать простой машины, продолжительную работу двигателя вхолостую, частые перегрузки.

Есть несколько видов системы смазки:

  • с подачей масла способом разбрызгивания;
  • с постоянной его подачей под давлением;
  • с комбинированным способом подачи.

Первая система очень проста по своему устройству. Смазку деталей при вращении двигателя осуществляют кривошипные головки шатунов со специальными черпаками. Но здесь имеется свой недостаток: на подъемах и спусках эта система неэффективна, потому что качество смазки зависит от того, каков уровень масла в картере, и от наклона его поддона. Именно по этой причине данная система не получила широкого распространения. Что касается второй системы, то здесь принцип следующий: подача масла происходит под давлением с помощью насоса. Однако эта система также не нашла особого применения из-за сложности изготовления и эксплуатации.

Читать еще:  Шкода октавия не заводится двигатель аее

Комбинированная система смазки деталей двигателя имеет более широкое применение. Название говорит само за себя: особо нагруженные детали смазываются за счет давления, а менее загруженные – разбрызгиванием.

Обслуживание и ремонт систем смазки двигателя

Регламент и техническое обслуживание устройств распределения моторного масла начинается с квалифицированной диагностики системы смазки двигателя. Характеристики масла постоянно контролируются: проверяется уровень в картере, цвет и прозрачность, наличие эмульсии или следов охлаждающей жидкости.

Вторым параметром даже более важным, является рабочее давление масла в системе смазки. В более ранних моделях автомобилей приборная панель всегда оснащалась манометром, напрямую сообщенным с масляной магистралью после регулятора давления. Позже механические индикаторы были заменены электронными системами.

В современных бюджетных машинах контроль над давлением и температурой полностью отдан под контроль ЭБУ. В ряде случаев резкое снижение давления масла заставляет электронику сигнализировать соответствующим транспарантом и выключать двигатель.

При обслуживании и ремонте обязательному контролю и проверке подлежат:

  • наличие загрязнений на сетке маслоприемника насоса, очистка от отложений на внутренней поверхности поддона, мешающих нормальному теплообмену и охлаждению смазки;
  • масляный насос проверяется на развиваемое давление и производительность, дополнительно промывается масляный редуктор, регулирующий давление в системе;
  • чистота циркуляционных масляных каналов в коленвале, опорах, шатунах, сливных отверстиях и трубопроводах;
  • плотность посадки и качество очистки масляным фильтром.

Для удаления загрязнений перед заменой масла, система смазки обязательно промывается с помощью специального промывочного масла. Эта смазка имеет большое содержание моющих присадок и веществ, активно разлагающих масляные пробки и грязь. После его заливки двигатель работает в течение 5-10 минут. После остановки мотора еще некоторое время дается на стекание всего объема в поддон. После слива промывочной смеси в обязательном порядке меняется масляный фильтр.

На видео можно посмотреть, как работает система смазки двигателя:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты