Что работает на паровом двигателе
Как работает паровоз на угле?
Многим людям паровозы на угле покажутся примитивными и устаревшими. Действительно, такой вид двигателя уступает более современным технологиям, но они до сих пор активно используются в некоторых странах. Принцип работы паровоза на угле не забывают благодаря его преимуществам — надежности и автономности. Эти автономные локомотивы приводятся в движение мощной паровой машиной. Впервые появились такие в 19 столетии, и это способствовало становлению экономики в целом ряде государств.
За прошедшие десятилетия паровозы стали более совершенными. Современные модели похожи на классические лишь отдаленно. Были изобретены модели без тендера, с турбинами и шестернями. В этой статье мы расскажем об устройстве паровоза, работе парового котла и топки. Мы приведем схему работы, изложим преимущества и недостатки паровозов на паровом двигателе.
Уже к середине 20 столетия начали появляться электровозы и тепловозы. Они более производительные и экономичные относительно тех, что работают на угле. Но от старого решения не отказались, его берегут как минимум в качестве альтернативного подхода.
Как работает парогенератор
Устроен парогенератор довольно просто — это отдельный компактный бойлер со своим ТЭНом. Когда парогенератор включается в работу, внутрь бойлера поступает порция воды, которая доводится ТЭНом до кипения. Образующийся пар выводится в барабан через форсунки, установленные, как правило, на краю люка.
Устройство локомотива
Паровоз с технической точки зрения — это паровой локомотив с паросильной установкой. В нее входят:
- паровой двигатель;
- паровой котел;
- топка;
- тендер.
Только органичное взаимодействие всех частей позволяет локомотиву двигаться и тащить за собой вагоны.
До 50-х годов прошлого столетия паровой двигатель считался лучшим и практичным устройством. За время своей эксплуатации он постоянно модернизировался, многократно изменялся внешне, но принцип его работы оставался неизменным.
Паровой двигатель
Пар, который образовывался в результате кипения воды в котле, давил на поршень. Следствием этого становилось движение механических частей. Его эффективность определяется соотношением показателей производимой работы к затраченным энергоресурсам.
Первые паровые машины имели КПД до 8%. Усовершенствование моделей (установка конденсаторов и расширителей проточной части) позволило поднять этот показатель до 25%.
Локомотив, работающий на пару, с отличие от других видов железнодорожного транспорта, без проблем работает в условиях высокогорья. В некоторых районах с пониженным атмосферным давлением паровозы используются до настоящего времени.
Паровой котел
Если паровая машина — это агрегат, в котором происходит преобразование пара в возвратно-поступательное движение поршня, то основное рабочее тело производится в паровом котле. Это главный компонент паровоза состоит из:
- топки;
- цилиндрической части с дымогарными или жаровыми трубами;
- дымовой коробки.
Парообразование осуществляется в цилиндрической части. Это происходит за счет прохождения по трубам тепловых потоков.
В дымовой коробке, кроме коллектора пароперегревателя, искродержательной сетки, парорабочих труб устанавливается дымовытяжное оборудование (конус), обеспечивающее подачу воздуха в топку.За счет этого создается искусственная тяга газов в котле. Паровой котел изготавливается из котельного листового железа. Элементы конструкции соединяются заклепками или сваркой.
Топка
Эта важная часть парового котла, состоит из двух основных частей: кожуха и огневой коробки. В нижней части топка ограничена колосниками. На них загружается твердое топливо. Решетчатая структура обеспечивает поступление потока воздуха, поддерживающего горение.Также снизу устанавливается топочная рама, изолирующая топку.
В пространство между кожухом и огневой коробкой заливается вода из тендера. Уровень ее ограничен параметрами топки. Рабочие характеристики оборудования зависят от его формы и размера. Топки подразделяются на
- узкие (располагающиеся между элементами рамы);
- уширенные (устанавливаются между колесами);
- широкие (размещаются поверх рамы и колес).
При выпуске последних моделей использовался широкий вариант.
Различаются топки по конфигурации кожуха и огневой коробки:
- верх у кожуха полукруглый, у огневой коробки — плоский;
- плоский у кожуха и коробки;
- радиальные: полукруг кожуха и круглая топка.
Наиболее эффективными считались модели с плоским кожухом и огневой коробкой. Несмотря на сложность изготовления, они умели увеличенное паровое пространство.
Тендер
Большую часть локомотива занимает тендер. Это прицепляемая отсек, в котором размещаются запасы воды, топлива и смазки. Последнее особенно важно для магистральных паровозов.
Распределение площади хранилища составляет 1/3 к 2/3. Меньшая часть предназначена для топлива, большая — для воды. Отсеки в тендерах для твердого топлива имели сужающуюся к низу форму, чтобы уголь естественным образом ссыпался в корыто углеподатчика. Емкости для воды имеют П-образную форму и размещаются вокруг угольного отделения.
Хранилища для воды разделяются перегородками с не совмещенными отверстиями, что снижает колебание большого (до 50 м3) объема жидкости. Заполнение тендера водой производилось во время остановок на станциях через расположенные на крыше люки.
Достоинства и недостатки
Паровое отопление — не самое популярное, но оно имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Причем плюсы довольно значительны:
- Высокая эффективность обогрева. Дело в том, что пар в системе не просто нагревает до какой-то температуры радиаторы и трубы. Из-за большой разницы температур он конденсируется. А при конденсации 1 литр пара отдает 2300 кДж тепла. Тогда как при остывании того же количества воды на 50°C отдается только 100 кДж. Потому для обогрева помещения требуется очень небольшое количество радиаторов. В некоторых случаях достаточно некоторого количества труб.
- Так как паровое отопление — система небольшая, она имеет малую инерционность. Нагреваться помещение начинает буквально через несколько минут после пуска котла.
Пар в радиаторах конденсируется, Стекает вниз, затем отводится через специальный трубопровод
Недостатки паровых систем отопления еще более впечатляющие:
- Высокая температура пара приводит к нагреву всех элементов системы до 100°C и выше. Это приводит к следующим последствиям:
- очень активной циркуляции воздуха в помещении, что некомфортно, а, порой, и вредно (при аллергии на пыль);
- воздух в помещении пересыхает;
- горячие элементы системы травмоопасны и их надо закрывать, причем и трубы тоже;
- не все строительные материалы нормально переносят длительный нагрев до таких температур, потому выбор отделочных материалов весьма ограничен (по сути, это только цементная штукатурка с последующей окраской термостойкими красками).
- Простое паровое отопление имеет очень ограниченные возможности по регулировке теплоотдачи. Есть только один способ изменять температуру — сделать несколько параллельных веток и включать их по мере необходимости. Второй способ — отключать котел при перегреве и включать после того, как помещение остынет. Этим процессом управляет автоматика, но такой способ далеко не самый комфортный, так как наблюдаются постоянные колебания температуры.
- Система шумная. При движении пар довольно сильно шумит. В производственных цехах это не очень мешает, а в частном доме может быть проблемой.
Как видите, паровое отопление — не лучший выбор, хотя и довольно недорогой в обустройстве.
Преимущества и недостатки
Нужна или нет технология очистки паром для домашнего применения? Проанализировав отзывы пользователей, можно выделить такие преимущества:
- Экономия. Используя паровую технологию, вы можете не применять моющие порошки и гели. Воды для запуска парогенератора используется гораздо меньше, чем при обычной стирке. Так как пар образовывается быстрее, чем греется вода для стирки, электричество также расходуется по минимуму.
- Легкий уход. Нужно привести в порядок залежавшиеся вещи? Спешите на встречу, и нет времени привести в порядок блузку? Используйте освежение паром. Горячая паровая обработка разгладит складки на вещах, устранит неприятный запах. А главное – вы экономите время на сушке. Вы достаете вещи чуть влажными, они быстро просыхают.
- Пар заменяет кипячение и предварительное замачивание. Проникая в волокна, пар способствует лучшему расщеплению пятен при стирке.
- Обрабатывать можно любое белье. Даже шерстяные и шелковые вещи. А для одежды со значком «ручной стирки» больше не нужна химчистка, паровая машина ее заменит.
- Ограниченный выбор. Стиралки с паровой функцией в нашей стране представлены марками ЭлДжи, Electrolux, Hotpoint Ariston, Bosch, Whirlpool.
- Цена. Стоимость таких машин начинается от 35 тысяч рублей. Понятно, что бюджетные варианты обладают только освежением паром. Поэтому не надейтесь, что сможете данной функцией заменить стирку. В более дорогих моделях от Вирпул паровая обработка удаляет пятна.
Стоит задуматься, будет ли востребована технология в вашей семье. Зачем переплачивать за функционал, который используется максимум два раза в год, а то и вовсе остается невостребованной. Ведь быстрые режимы стирки также позволяют эффективно привести белье в порядок.
Пар как источник энергии
Пар сыграл значительную роль в промышленной революции. Модернизация парового двигателя в начале XVIII века привела к таким огромным техническим прорывам, как изобретение паровоза и парохода, не говоря уже о паровой печи и паровом молоте. В последнем случае речь идет не о гидроударах в трубопроводе, а именно о паровом молоте, применяемом для изготовления поковок.
Однако, в настоящее время двигатели внутреннего сгорания и электричество часто заменяют пар как источник энергии. Но даже несмотря на это, пар по-прежнему широко используется на электростанциях и для других промышленных целей.
Парогенератор: мощная паровая машина
Парогенератор — это паровой котёл, который снабжён несколькими дополнительными устройствами. В его конструкцию входят один или несколько промежуточных пароперегревателей, которые увеличивают мощность его работы в десятки раз. Где используются мощные паровые машины?
Главное применение парогенераторы нашли в атомных электростанциях. Здесь с помощью пара энергия распада атома преобразуется в электричество. Опишем два способа подогрева воды и образования пара в реакторе:
- Вода омывает корпус реактора снаружи, при этом она нагревается сама и охлаждает реактор. Таким образом, образование пара происходит в отдельном контуре (вода нагревается о стенки реактора и передаёт тепло в испарительный контур). В такой конструкции используется парогенератор — он выполняет роль теплообменника.
- Трубы для нагрева воды проходят внутри реактора. При подаче труб в реактор он становится топочной камерой, а пар передаётся непосредственно в электрогенератор. Такая конструкция получила название кипящего реактора. Здесь парогенератор не нужен.
Парогенератор для атомной электростанции
Промышленные паровые агрегаты — мощные машины, которые обеспечивают людей электричеством. Бытовые агрегаты — также работают на службе человека. Паровые котлы позволяют обогревать дом и выполнять различную работу, а также дают львиную долю электрической энергии для металлургических заводов. Паровые котлы — основа промышленности.