Что означает термин торможение двигателем
Торможение двигателем на разных типах КПП
Главной задачей каждого водителя является обеспечение безопасности на дороге во время передвижения, собственной и пассажиров. Кроме того, важно не представлять угрозу и другим участникам движения, что особенно актуально при возникновении неисправностей или при неблагоприятных внешних факторах. Вождение в сложных дорожных условиях повышает риски возникновения аварийных ситуаций, и справиться с управлением порой не может даже водитель с немалым опытом за плечами. Совершенствование навыков никогда не будет лишним даже для бывалого автомобилиста, а для автовладельцев, только получивших права, тем более. Практикуя торможение двигателем, можно удачно выйти из многих непростых ситуаций, возникающих на дороге, а доведение техники до автоматизма поможет водителю всегда грамотно применить приём, обеспечив безопасность, даже в самых серьёзных случаях. Владение техникой манёвра очень может пригодиться на скользкой дороге в неблагоприятных погодных условиях, в горной местности, при отказе тормозной системы и прочих экстренных обстоятельствах и позволит избежать плачевных последствий.
Способы торможения двигателем.
Что это такое?
Если коротко, то, торможение двигателем — это действие, возникающее в момент, когда двигатель сопротивляется нагрузке, стремящейся увеличить обороты вращения коленчатого вала. Ну, а если попробовать объяснить этот процесс более детально, то торможение двигателем возникает, когда водитель отпускает педаль акселератора (при включенном сцеплении), то есть подача топлива к мотору сводится если не к нулю, то к минимуму, а сам силовой агрегат превращается уже не в отдающий энергию, а в принимающий ее от трансмиссии, работающей по инерции. В этот момент и возникает то самое сопротивление, замедляющее вращение коленвала и, соответственно, снижающее скорость автомобиля.
Важно также понимать, что заметный эффект от торможения двигателем есть не всегда, а лишь в определенных условиях. Чтобы понять этот процесс, нужно вспомнить достаточно простые вещи. Нажав на педаль акселератора, водитель увеличивает обороты коленчатого вала, а отпуская ее, заставляет двигатель уменьшать их. Трансмиссия же служит для регулирования силы, которую двигатель передает на колеса автомобиля. На пониженных передачах эта сила велика, но скорость с которой движется автомобиль, маленькая. На повышенных передачах автомобиль движется быстрее, но увеличивать скорость движения двигателю сложнее, ведь он не может прилагать те же усилия, что и на пониженной передаче. Соответственно, на пониженной передаче динамика движения более заметна. Автомобиль быстрее ускоряется и быстрее замедляется.
Одно из главных преимуществ торможения двигателем заключается в том, что оно повышает устойчивость автомобиля к заносу, поскольку колеса не блокируются тормозными колодками, как при торможении с помощью рабочей тормозной системы. По этой причине торможение двигателем является одним из важных контраварийных приемов вождения. Хотя, есть ему применение и в спокойных ситуациях. Например, когда горит красный сигнал светофора и впереди достаточно пространства, чтобы подкатиться к нему, не прибегая к активной помощи педали тормоза. Незаменимым торможение двигателем будет также на скользкой/мокрой дороге и на длительных спусках. В первом случае это, опять же, не даст колесам заблокироваться, а во втором — убережет тормозную систему от перегрева и выхода из строя.
О чем важно помнить?
Однако есть здесь и свои нюансы, которые необходимо помнить. Так, например, при торможении двигателем у вас не будут работать фонари стоп-сигналов, т.к. они завязаны на педаль тормоза. Поэтому другие участники дорожного движения могут не заметить вашего торможения, что создает потенциально опасную ситуацию возникновения аварии.
Торможение двигателем на механике
— отпустить педаль газа;
— выжать сцепление;
— после снижения скорости включить вторую передачу;
— после дальнейшего снижения скорости переключается первая передача.
Если двигаться со значительной скоростью (на пятой или шестой передаче), то переключаться необходимо на третью, но не четвертую (поскольку такое замедление будет достаточно слабым). Это общие рекомендации, но все зависит от конкретных условий движения и дорожной обстановки.
Например, если быстро переключиться на вторую или первую передачу, то резкое торможение может заблокировать колеса, и возможен занос автомобиля. Плюс при этом создается повышенная нагрузка на двигатель, что также может привести к повышенному износу и даже поломке отдельных его элементов. Поэтому здесь важно соблюдать пару правил:
— Никогда не включайте сразу первую передачу.
— При переключении на нижнюю передачу нельзя резко отпускать сцепление.
Торможение двигателем на автомате
Торможение двигателем с автоматической коробкой передач имеет свои особенности и всецело зависит от конструкции «автомата». Поэтому важно для начала прочитать эксплуатационную документацию вашего автомобиля на эту тему.
Еще стоит запомнить, что если на автомобиле имеется ABS, то в большинстве случаев при экстренной ситуации все же лучше давить на тормоз, а не терять время на торможение двигателем, которое все равно не даст того замедления. А это ведь в конечном итоге драгоценные метры, которые могут предотвратить ДТП, спасти автомобиль, свое здоровье и возможно даже жизнь.
А как насчет АКПП и вариатора?
С автоматами и вариаторами все гораздо сложнее, все что вы можете сделать — это просто отпустить педаль тормоза. При этом колеса также будут испытывать определенную нагрузку, способствующую замедлению, однако не так сильно как в случае с МКПП. Однако умная электроника, предотвращая повреждение двигателя и коробки, будет любыми путями избегать несовпадения крутящего момента колес и двигателя, постоянно корректируя работу коробки и мотора. В некоторых автоматах такая возможность вообще исключена, как только «мозги» понимают, что осуществляется попытка торможения мотором, происходит автоматическое недопущение этого явления. Это сделано для предотвращения выхода из строя дорогих и сложных механизмов АКПП, а также ДВС.
Есть правда и исключения. Например, некоторые автоматические экземпляры трансмиссии оснащены режимом, позволяющим выполнить торможение мотором, для этого селектор следует установить в положение «L». В этом режиме можно эффективно тормозить двигателем, а также двигаться с одной выбранной скоростью, например, на бездорожье.
Среди вышеперечисленных плюсов есть и минусы такого способа торможения:
- Повышенная нагрузка на детали трансмиссии;
- Высокая нагрузка на отдельные детали мотора;
- Риск возникновения ДТП по причине не включенных «стопов»;
- Возможен «масложор», хотя это наблюдается не на всех моторах.
Как правильно тормозить двигателем и зачем это нужно?
У каждого автомобиля есть надежная тормозная система. Гидравлика, диски, суппорты и колодки могут выдерживать колоссальные нагрузки, но опытные водители продолжают тормозить двигателем. Почему?
Торможение двигателем — это особый алгоритм замедления с помощью сил трения внутри силового агрегата и трансмиссии. Его применяют по трем причинам: чтобы не перегревать колодки, обеспечить равномерность замедления и воспрепятствовать блокировке колес на скользкой поверхности. Наилучшим образом этот прием осуществляется с ручной механической коробкой передач. Автоматические трансмиссии с гидротрансформатором почти не умеют тормозить мотором или выполняют замедление крайне неэффективно. Поэтому механические коробки так популярных в горных районах Европы и в регионах с экстремальными зимними температурами.
Представим такой случай, дороги покрылись тонким слоем льда, и автомобиль тормозит крайне неэффективно. Водитель может не рассчитать усилие на педали, и тогда колодки слишком резво схватывают диск. Колесо перестает вращаться и блокируется. Автомобиль скользит, как на санках. Ведущие колеса теряют связь с дорогой, и управляемость резко ухудшается. Поэтому для сохранения стабильности машины на прямой траектории инженеры применяют электронные антиблокировочные системы (ABS). Они автоматически разжимают колодки и не дают колесам блокироваться.
Но гораздо лучше не доводить дело до стрекотания ABS. Лучше всего замедляться на скользком покрытии с помощью мотора и трансмиссии. Можно включить третью или вторую передачу, плавно отпустить сцепление и ждать, пока автомобиль сбросит лишнюю скорость, помогая ему легким продавливанием педали тормоза. При таком алгоритме колеса снижают угловую скорость не только из-за сопротивления поверхности, но и благодаря силам трения внутри механики, отчего проскальзывания на льду не происходит. Кроме того, колеса не блокируются, и автомобиль хорошо слушается руля.
Торможение двигателем полезно и в гористой местности, чтобы не перегревать понапрасну колодки. К примеру, дорога идет вниз перевала, петляя по склонам, как серпантин. Автомобиль можно удерживать тормозами, но тогда они перегреваются и сильно изнашиваются. Если же ехать под горку быстро с и резкими торможениями перед поворотами, то колодки могут и вовсе раскалиться и потерять эффективность. В салоне запахнет горелым. Если остановиться на обочине для проверки колес, то будет слышно потрескивание пережженных колодок. В общем, на помощь опять приходит ручная коробка. Перебирая вторую и третью передачи можно скатываться вниз по серпантину, не боясь перегреть тормоза.
Механическая трансмиссия при этом не испытывает запредельных нагрузок и легко справляется с задачей. Главное, чтобы в двигателе и в коробке находилось свежее масло, обеспечивающее хорошую смазку.
Автор: Владимир Гаврилов
Торможение двигателем плюсы и минусы
Основное назначение замедления транспортного средства данным способом состоит в уменьшении вероятности заноса при спуске. При использовании штатных тормозов происходит блокирование колес, управление автомобилем выходит из-под контроля. Метод торможения двигателем помогает снизить риск возникновения аварийных ситуаций. Здесь колеса машины не блокируются, тормозные колодки не перегреваются.
Условия, при которых необходимо торможение двигателем:
- Передвижение транспортных средств на затяжных спусках.
- На скользких мокрых дорожных покрытиях.
- На серпантинах горных дорог.
Многие опытные автомобилисты применяют этот метод для экономии горючего. Если ситуация позволяет, отпускается педаль подачи газа, и машина продолжает катиться по дороге в заданном режиме. При этом не истираются покрышки колес и колодки тормозные. Водители отмечают существенную экономию, за счет прекращения расхода топлива при отпущенной педали подачи газа в современных автомобилях, с установленными инжекторными моторами механическими коробками передач.
При поломке тормозов, метод торможения двигателем поможет снизить скорость движения транспортного средства до безопасного значения, особенно при спуске на склоне. После замедления автомобиля можно постепенно остановиться с минимальной угрозой здоровью, жизни водителя и пассажиров.
Главный недостаток торможения двигателем – отсутствие горящих огней «стоп-сигнал», расположенных сзади автомобиля, т. к. они не включаются без нажатия на тормоз. Водители, едущие сзади, не всегда заметят замедление машины, движущейся впереди, что увеличивает вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия, аварии.
Интересно: В сравнении с бензиновыми моторами, у дизелей коэффициент сжатия повышен в 1,5 раза. За счет этого, торможение двигателем, у дизелей, происходит намного эффективнее.
В плюсы можно записать следующие моменты:
- Торможение двигателем является не только дополнительным альтернативным, но и достаточно эффективным контраварийным способом торможения.
Данный вариант торможения может стать последним и единственным способом остановить автомобиль при отказе тормозов.
Плавное и равномерное торможение двигателем повышает курсовую устойчивость и управляемость автомобиля при торможении на скользкой дороге при высокой скорости.
При торможении мотором снимается нагрузка с тормозной системы, дисков и тормозных колодок, что увеличивает срок их службы и предохраняет их от заклинивания при сильном нагревании.
- При торможении только двигателем не горят задние стоп-сигналы, предупреждающие задних водителей о торможении.
Происходит увеличение механической нагрузки на двигатель и трансмиссию.
Увеличивается расход моторного масла.
Заключение
Несомненно, тормозить двигателем должен уметь каждый водитель. Однако если у водителя недостаточно навыков для правильного применения этого приема вождения, то использовать торможение силовым агрегатом следует только в экстремальной ситуации, когда отказала основная тормозная система и нет других способов остановить автомобиль.
Для приобретения опыта и навыков в данном вопросе рекомендуется немного потренироваться на безопасных участках дороги, с мало интенсивным движением и хорошим покрытием. А со временем можно будет перейти и к тренировкам в более сложных условиях: крутые затяжные спуски, скользкое дорожное покрытие, подъезды к перекресткам и т. д.
Видео о торможении двигателем: