Что означает двигатель перегрели
Перегрев двигателя: причины, последствия, рекомендации
Краткое содержание и ссылки по теме
- Что делать, если вы вдруг заметили горящую сигнальную лампочку перегрева двигателя?
- Первую помощь своему «железному другу» должен уметь оказать каждый автомобилист
- Памятка водителю при перегреве двигателя:
- Причины перегрева двигателя:
- Чем грозит: возможные последствия перегрева двигателя
Перегрев двигателя может случиться не только летом, все зависит от конкретной неисправности в системе охлаждения. А потому, «закипеть» движок может и в самый лютый мороз. Тем не менее, в летний период наиболее часто дают о себе знать накопившиеся проблемы силового агрегата, многие из которых и становятся причиной перегрева.
Что делать, если вы вдруг заметили горящую сигнальную лампочку перегрева двигателя?
Дальнейшие ваши действия зависят от степени перегрева. Если во время поездки все показатели были в норме, а в какой-то момент стрелка датчика температуры оказалась в красной зоне, все не так плохо. Речь, скорее всего, идет о небольшом перегреве. В данном случае следует сразу включить печку салона на полные обороты (кондиционер, естественно, отключить и открыть окна) и подыскать подходящее место для остановки.
Сразу глушить двигатель не рекомендуется, дайте ему немного поработать в таком режиме, а для лучшего охлаждения откройте капот. Если проблема связана с неэффективным охлаждением радиатора температура начнет опускаться. После ее нормализации мотор можно заглушить. Если же перечисленные действия никак не отразились на стрелке температуры, следует выключить двигатель, дабы не усугублять негативные последствия дальше.
Наиболее вероятен первый вариант развития событий, что связано с потерей эффективности охлаждающей системы автомобиля, при полной работоспособности ее основных элементов. Во втором случае, причина перегрева может быть связана с отказом одного из узлов системы охлаждения и тут потребуется помощь квалифицированного специалиста. Поэтому мы рассмотрим те проблемы, которые можно полностью или частично устранить самостоятельно.
Первую помощь своему «железному другу» должен уметь оказать каждый автомобилист
Заглушив мотор, неопытный автомобилист обычно пытается тут же долить охлаждающую жидкость (ОЖ) – этого делать не следует! Нужно помнить, что в охлаждающей системе современных ДВС создается некоторое давление во время их работы, что препятствует закипанию ОЖ до 120 и более градусов. Давление тем больше, чем выше температура двигателя и создается естественным расширением охлаждающей жидкости при нагревании, тем более, если жидкость все-таки закипела.
Как следствие, если сразу отвернуть пробку расширительного бачка, горячая жидкость может ударить фонтаном и обжечь автомобилиста. Кроме того, если жидкости в моторе действительно очень мало, например, вследствие утечки, холодная жидкость и раскаленный металл двигателя – очень опасное сочетание. Последствия могут быть весьма печальные: микротрещины в головке блока, либо ее коробление. В дальнейшем, скорее всего, понадобится замена головки блока, или ее серьезный ремонт. Старые авто имели больший запас прочности этой детали, а потому, прощали подобное обращение.
Самое разумное в этой ситуации — попробовать определить причину перегрева, осмотрев двигатель и радиатор визуально. Вполне вероятно, что где-то появилась утечка охлаждающей жидкости – прохудился один из шлангов, либо потек водяной насос, а возможно, пробит радиатор. Внешний осмотр поможет определиться с проблемой. Следует также проверить состояние и уровень масла в двигателе. Если в масло попала ОЖ, масло превратиться в непригодную суспензию, похожую на пену, и дальнейшее движение своим ходом будет уже не возможно.
В том случае, если все, на первый взгляд, в норме, следует искать причину в потере эффективности охлаждения радиатора автомобиля. Тут, в первую очередь, следует обратить внимание на работоспособность вентилятора охлаждения двигателя. Когда вы открывали капот, при работающем автомобиле, сразу после остановки, вы не могли его не услышать. Звук работающего вентилятора слишком заметен. В противном случае – причина найдена.
В несвоевременном включении вентилятора охлаждения обычно виноват датчик включения. Если вентилятор запитать напрямую, для его постоянной работы, можно доехать до СТО. Без вентилятора также можно доехать до места ремонта, но придется задействовать систему отопления салона и делать длительные остановки для охлаждения двигателя.
В случае если вентилятор исправно работает, но радиатор не справляется с охлаждением силового агрегата – причина в самом радиаторе. По всей вероятности, он нуждается в чистке, как внешней, так и внутренней. Пух, грязь, масло и прочий дорожный мусор постепенно забивает соты радиатора и их нужно очищать. Другая проблема – со временем, в самой системе охлаждения двигателя накапливаются накипь, шлаки и другие образования, которые необходимо оттуда вымыть. В дороге этого не сделать, но до места ремонта дотянуть можно, опять же, используя в качестве помощника систему отопления.
Памятка водителю при перегреве двигателя:
- Немедленно включить печку на полную мощность
- Остановиться на обочине, не создав для других участников движения затруднений или аварийных ситуаций
- Не глуша мотор, открыть капот и убедиться в том, что вентилятор работает, ремни целы и нормально работают
- После этого заглушить двигатель и пощупать рукой радиатор сверху вниз. Если он нагрелся неравномерно или вообще холодный, значит либо забитые соты или же не работает термостат, если нагрев есть, но небольшой, значит однозначно проблемы с помпой
- После этого даем двигателю остыть. И лишь после этого открыв крышку радиатора, проверяем уровень охлаждающей жидкости. Если он недостаточен, то доливаем до нормы
Бывают и совсем банальные причины перегрева – владелец забыл убрать картонку, которой прикрыл радиатор еще зимой. Основные причины перегрева двигателя мы просто перечислим, а разбираться с не рассмотренными нами должны специалисты.
Причины перегрева двигателя:
- забитый радиатор;
- неисправный термостат;
- неисправный датчик температуры охлаждающей жидкости (датчик перегрева);
- неисправный вентилятор (электрический или с гидромуфтой);
- растянулся или порвался ремень водяного насоса;
- неисправен водяной насос, либо имеет низкую производительность;
- низкий уровень охлаждающей жидкости;
- неправильная регулировка угла опережения зажигания;
- высокая степень нагарообразования в камере сгорания;
Чем грозит: возможные последствия перегрева двигателя
Как мы уже упоминали выше, последствием перегрева может стать выход из строя головки блока цилиндров. Кроме того, если перегрев мотора был замечен поздно, может пострадать поршневая группа, шатунные вкладыши и так далее. В особых случаях, когда перегрев был замечен совсем поздно, восстановить мотор будет дороже, чем приобрести новый.
На нашем сайте можно сравнить цены на услуги для владельцев авто:
Двигатель кипит при исправной системе охлаждения
Бывают случаи, когда двигатель не перегревается, все детали и узлы системы охлаждения исправны, но двигатель «кипит», о чем свидетельствует характерное бурление охлаждающей жидкости в бачке. Происходит это из-за поврежденной прокладки головки блока цилиндров или по любой другой причине, связанной с потерей герметичности головки. Один из проявляющих факторов — это прорыв газов в рубашку охлаждения, и возникновения эффекта кипения даже у холодного мотора. Определить такую неисправность можно по одному из следующих сопровождающих признаков у стоящего автомобиля:
- охлаждающая жидкость попадает в масло, что приводит к его загустению в поддоне (видно по щупу);
- масло попадает в рубашку охлаждения, и создает пленку на поверхности жидкости в расширительном бачке;
- из расширительного бачка явственно слышен запах горючего.
При движении авто охлаждающая жидкость может попадать в камеру сгорания, что сказывается на цвете выхлопных газов (появляется белый пар). Но в любом случае лучше не продолжать движение, так как возможно критическое повышение давления в системе — вплоть до разрыва шлангов или потери герметичности радиатора.
На что обратить внимание?
1. Первые признаки перегрева автомобиля – стрелка температуры антифриза на приборной переместилась в красную зону, это значит достижение уровня 120 градусов. Или загорелся специальный датчик, сопровождаемый звуковым сигналом.
2. Симптом перегрева машины: резко упала мощность и тяга авто.
3. Слишком громкая работа ДВС, металлические звуки, звон и др.
4. При проверке состояния охлаждающей жидкости обнаружены хлопья и потемнения на стенках расширительного бачка.
5. Из-под капота вырывается пар, закипел антифриз.
6. Если появился налет белого цвета на свечах, сами свечи будут повреждены – это признаки сильного перегрева двигателя автомобиля.
7. Если на улице теплая погода, вы стоите в пробке или едете очень медленно, но при этом чувствуете, что вентилятор радиатора не выключается совсем.
8. При проверке масла ДВС обнаруживается смена цвета на серо-рыжеватый, появление пены.
9. Протечки антифриза, ГСМ, трещин и деформации ДВС.
10. Стрелка под ногами водителя сильно нагревается.
Как определить перегрев двигателя
Самый простой и популярный способ контроля перегрева это стрелки температуры ОЖ или лампочка-индикатор на панели приборов. Если вовремя заметить неполадку, можно избежать серьёзных последствий. Если ДВС работал перегретый несколько минут, скорее всего последствий не будет вообще никаких.
Когда это случается на ходу, сложно пропустить «намёки» авто об этом.
Признаки перегрева двигателя в пути:
- Резко поднялась температура антифриза;
- Двигатель работает громко, но мощность падает;
- Отчетливые металлические «взрывы» (не всегда);
- Белый пар из-под капота.
Если заподозрили перегрев, немедленно остановите автомобиль. Если необходимо, обозначьте знаком аварийной остановки.
Подробнее о других причинах громкой работы двигателя.
Низкий уровень масла
Масло – это живительная жидкость любого двигателя, оно обеспечивает смазку всех движущихся частей, снижает износ и продлевает срок службы всех важнейших компонентов.
Без правильного количества масла двигатель не только быстрее изнашивается, но и повышенное трение нагревает цилиндры и поршни, что приводит к всевозможным потенциальным повреждениям.
Итог: Регулярно проверяйте моторное масло, доливайте его по мере необходимости и полностью меняйте масло после указанного в руководстве количества моточасов.
Причины перегрева мотора
- Низкий уровень антифриза в охлаждающей системе. Многие водители пренебрегают проверкой количества жидкости в расширительном бачке, а ведь она может где-то течь или выкипать. Если все патрубки и другие элементы целы, то можно просто долить ОЖ.
- Перегрев может стать следствием пробития радиатора. Поможет только замена, а при незначительных повреждениях герметик. Но чаще всего радиатор засоряется пылью, тополиным пухом и даже листьями. Нужно только прочистить его. Если это не помогло, а остальные причины исключены, то устройство уже просто забилось за годы эксплуатации. Это может быть следствием использования воды вместо антифриза.
- Заклинивание термостата. Эту проблему проще всего определить зимой. Если печь дует холодным, то других причин искать не стоит. Летом можно прикоснуться к патрубку, который чаще всего самый нижний, после прогрева мотора. Если шланг полностью холодный, то антифриз на радиатор не поступает, что и стало причиной выросшей температуры.
- Поломка помпы. Она, как и термостат, может заклинить.
- Остановившийся вентилятор. Для поиска проблемы требуется диагностика, так как мог сломаться моторчик или муфта включения. Иногда достаточно отключить датчик температуры охлаждающей жидкости, чтобы вентилятор работал постоянно при заведенном двигателе, это позволит избежать перегрева.
- Утечка антифриза. Первое, на что обращаем внимание, это патрубки. Могут быть не затянуты их хомуты или появились трещины. Проблема может находиться и в системе отопления салона: печка или её краник.
- Первая серьезная проблема, которая трудно диагностируется и устраняется исключительно профессионалами, — неправильная регулировка зажигания и впрыска. Позднее сгорание топлива приводит к перегреву двигателя, так как процесс происходит только в момент открытия клапанов.
- Отложения в камере сгорания. Во время работы изношенного двигателя происходит постоянный заброс масла в цилиндры. При сгорание масло образует тонкий нагар на стенках. Со временем его толщина увеличивается, что приводит к перегреву силового агрегата. Причем остановить проблему трудно, так как высокая температура способствует расходу масла, что негативно отражается на количестве отложений. Из-за этого перегрев только увеличивается.
- Воздушная пробка. Никакого воздуха в охлаждающей системе быть не должно, для этого стоит крышка расширительного бачка. Но она может не работать, если производился ремонт, например замена патрубка. Чтобы проверить наличие такой неисправности, нужно открыть крышку и прокачать шланги. Если это не поможет, то стоит поискать горку, поставить автомобиль «мордой» вверх и завести его, дожидаясь полного прогрева. После двух-трех срабатываний вентилятора снова открывается крышка, но уже максимально аккуратно, так как машина прогрета.
- Прогар клапана. Если на клапане присутствует хоть небольшая трещина, то это становится причиной раннего выхода газов, что повышает температуру двигателя.
Непосредственно перегрев наступает не сразу после возникновения причины, а после ряда действий, описанных далее:
- при достижении высокой скорости;
- во время пробуксовки и недостаточном обдуве радиатора;
- при слабом теплоотводе во время жары;
- при работающем кондиционере;
- негерметичная крышка радиатора способствует перегреву во время затяжного подъема в гору.
Но эти ситуации способствуют постепенному перегреву. У водителя есть возможность заметить неисправность из-за плавного роста стрелки температуры или мигающего индикатора. Но существуют и такие неполадки, которые приводят к быстрому перегреву мотора по причине:
- полная остановка работы насоса;
- разрыв патрубка, способствующий выходу охлаждающей жидкости из системы;
- обрыв ремня помпы и генератора на некоторых автомобилях. Такая неполадка уже обсуждалась ранее;
- прорыв газа в систему охлаждения. Актуально только для автомобилей с установленным ГБО. Последствия те же, что и у лопнувшего патрубка – антифриз просто уходит из системы;
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Повышенный расход масла в двигателе: причины и способы решения проблемы
- Как правильно проверить уровень масла в двигателе
- Появился стук в двигателе, причины и возможности ремонта
Что делать, если двигатель перегрет?
Если стрелка указателя смещается в красную зону, без промедления включите отопитель на полную мощность и остановите автомобиль. Глушить мотор при этом не следует. Если на машине вентилятор системы охлаждения имеет электрический привод, нужно проверить, включается ли он. Если вентилятор включается через вязкостную муфту, проверьте ее. Работу муфты можно узнать по шуму и потоку воздуха, которые она создает. Потрогайте радиатор, предварительно заглушив мотор. Если он теплый, то причина может быть в поломке насоса или загрязнении радиатора. Если все дело в насосе, проверьте натяжение ремня привода. Если радиатор холодный, виноват термостат. Дайте мотору остыть. Добавьте в радиатор жидкость. Не заливайте ее в чрезмерно нагретый мотор. От этого может повредиться головка. Продолжать ехать можно на малой скорости и при постоянном контроле указателей.
Узнать, состояние прокладки можно следующим образом. В первую очередь остужаем мотор. Затем отсоединяем расширитель и трубку, идущую к радиатору. Один конец трубки опускаем в емкость с водой. Далее заводим мотор и смотрим на выход трубки. Через некоторое время из трубки будут выходить воздушные пузырьки, которые в ней находятся. Потом из резиновой трубки начнет выходить охлаждающая жидкость, хорошо заметная в емкости с водой. Если через некоторое время из трубки снова не появятся воздушные пузырьки, это значит, что прокладка не имеет повреждений. Так как мотор остывший, о закипании не может быть и речи.