Что лучше gblk двигатель
Сердце Рапида: какой двигатель лучше?
Шкода Рапид продается в России в нескольких комплектациях с разными версиями моторов. И перед потенциальным покупателем зачастую встает вопрос выбора, какой двигатель лучше выбрать для своей будущей машины.
Сложность ответа в том, что у каждого свое понятие лучшего двигателя, кто-то хочет максимальную динамику, кому-то интересна надежность, а некоторым важнее экономичность или ресурс мотора.
Поэтому ниже просто расскажем о сильных и слабых сторонах каждого агрегата, а сравнить и сопоставить в меру своих приоритетов читатель сможет сам.
Похожие записи
Полный привод Skoda Karoq: устройство и работа
Производство Skoda Rapid: реалии российской сборки
Какой двиг лучше? Замена движка
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Похожий контент
Здравия!
Хочу сделать коммутатор(CDI) с ФУОЗ(формирователь угла опережения зажигания).
Зачем это нужно:
Чтобы в зависимости от величины оборотов регулировать момент подачи искры.
Если делать это правильно, то увеличивается мощность и в целом КПД двигателя за счёт более полного сжигания топлива.
Если нужно рассказать подробней по углу опережения зажигания — скажите мне об этом.
Обычные/комплектные коммутаторы не имеют функции ФУОЗ.
Себе уже собирал “на коленке”. Однако думаю это интересно ещё кому-то.
Поэтому пишите свои мысли, идеи и вопросы, мне интересно.
Как я вижу реализацию.
Технические подробности.
Так как двигатели бывают разные AC-CDI, DC-CDI. Чтобы сделать универсальный блок управления, его нужно делать без коммутационного блока. То есть в блок ФУОЗ заходит провод от датчика положения коленчатого вала(ДКПВ). А затем из блока ФУОЗ выходит провод на штатный коммутатор.
Так как в двигателях идёт только один импульс с ДКПВ(импульс подачи искры) и блок ФУОЗ не может видеть будущее, значит сам по себе не может сделать опережение. Поэтому путём нехитрых манипуляций с узлом ДКПВ делается раннее зажигание. А блок ФУОЗ делает запаздывание зажигания.
Так как карта угла опережения зависит от нагрузки, то должна быть предусмотрена возможность переключения режима работы, либо автоматически.
Пользовательские подробности.
Настройки карт УОЗ производятся через любое устройство(смартфон, планшет, ноутбук) у которого есть Wi-Fi. Операционная система устройства также любая(iOS, android, windows, imac, apple, linux…).
Для удобства настройки имеется встроенный светодиод-стробоскоп и щуп для высоковольтного/свечного провода.
Какой я вижу функционал.
Думаю функционал будет зависеть от версии.
Версия 1:
Пользовательские кнопки 2-4 шт.(переключение режима работы/карты УОЗ)
Счётчик моточасов.
Версия 2:
Версия 1+
Подключение датчика положения заслонки, датчика температуры и датчика детонации.
Всё это позволит делать регулировку карты УОЗ автоматически + автоматическая корректировка УОЗ по датчику детонации(на грани детонации — максимум эффективности).
CAN интерфейс для связи с другими устройствами борт сети.
Версия 3:
Версия 2+
Встроенный коммутатор катушки зажигания — не нужен внешний коммутатор.
Датчик наклона(сигнализация)?
…
Проводил смену масла в движке YX 125 куб.см. (YX 153 FMI).
Сливной болт М12, расположен вертикально, длина резьбы 15мм, с шайбой толщиной 2мм, головка 17.
За сливным болтом ничего фильтрующего нет. Свободного места от нижней плоскости мотора до упора во что-то — 25мм (это если менять болт на другой).
Рядом с болтом слива расположен второй болт с наклоном к вертикали 45 градусов: М14, длина резьбы 9мм, с шайбой, головка 14.
В поисках фильтра решил его свернуть. После отворачивания из отверстия выстрелила пружина, за ней вылетела полая трубка-гильза с заглушкой и отверстиями. Обратно собрал так: гильза пластиковой заглушкой вверх, пружина, болт. На пружине хвосты разного диаметра, так что собрать неправильно вроде трудно.
Что это за гильза, не фильтр ли такой?
Двигатель вид снизу:
Update:
Гильза с пружиной за вторым болтом yx 125 — это гидронатяжитель цепи ГРМ. (Робинзон)
Последние посетители 0 пользователей онлайн
Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
Re: В чем разница моторов BDJ и BST. SDI 2.0.
Вот еще есть инфа:Система управления-ЕВС16U1. BST c 2005г производились
только в Польше. BDJ-Польша,КНР,и вариант для Южной Африки.
Спасибо всем за инфо. озадачили. у меня BST. SDI 2.0. вот и думай хорошо эт аль плохо.
Последний раз редактировалось cadmen; 23.04.2013 в 23:37 .
Да думаю все нормально будет, главное беречь автомобить и двигатель, и недавать ему постоянно тапку в пол под 4000 оборотов и все будет гуд. У меня такой же БСТ, работает как часики пока, дизелисты смотрели — сказали все в норме, ниче не разбито и намеков нету на это.
Нет идеального двигателя который пройдет 500 тыс. при жесткой эксплуатации без ремонтов. У каждого двигателя свои недостатки
BDJ это мотор экологического класса евро-3 ,а BCT евро-4 отличаются друг от друга наличием кислородных датчиков лямбдо зондов ,на евро-3 он один ,на евро -4 их 3штуки.BDJ выпускался одновременно с ВСТ ,но поставлялся на рынки стран которые не требовательны к экологии и качество дизтоплива в которых мягко скажем не соответствует немецкому,а так наверное одинаковые моторы!
Я своим BST доволен на все 100%, у меня, как правило, поездки на короткие дистанции
Какой движок на VW лучше, EZ, RF, HK, KR, GU.
- Авторизуйтесь для ответа в теме
#1 denismme

- Город: Тамбов
- 0
- Наверх
#2 whitestyle

- Пол: Мужской
- Город: Питер
- 0
- Наверх
#3 antonnilov

- Пол: Мужской
- Город: Санкт-Петербург м. Просвещения
- Интересы: VAG и ее детища
- 0
- Наверх
#4 V66

- Пол: Мужской
- Город: Нижний Новгород
например RF 1.6, хорошо это или плохо?
- 0
- Наверх
#5 DJ_Alexx
Самый неадекватный модер


- Пол: Мужской
- Город: Msk,Жулебино
- 0
- Наверх
#6 FROST

- Пол: Мужской
- Город: Мацква, nagatino flava
- Интересы: носочег
- 0
- Наверх
#7 СЕРЫЙ GTI

- Город: Москва. Тушино.
- Интересы: музыка,басс гитара,автомобили
- 0
- Наверх
#8 KisMan

- Пол: Мужской
- Город: Воронеж
- 0
- Наверх
#9 DJ_Alexx
Самый неадекватный модер


- Пол: Мужской
- Город: Msk,Жулебино
У меня EZ, масло не жрет, был период — не менял его ваще тысяч 40, но них страшного, потом просто промыл 4 раза, и ничего, крутится 7200, кароч неубиваем сцуко. Как убью — 2Е поставлю — лежит.
- 0
- Наверх
#10 DJ Kill

- Пол: Мужской
- Город: Москва, СВАО.
И каким макаром он у тебя вдруг стал крутиться до 7200?
- 0
- Наверх
#11 Андрей -Гольф-

- Город: Санкт-Петербург
- 0
- Наверх
#12 G2

- Пол: Мужской
- Город: Москва ВАО
У меня EZ, масло не жрет, был период — не менял его ваще тысяч 40, но них страшного, потом просто промыл 4 раза, и ничего, крутится 7200, кароч неубиваем сцуко. Как убью — 2Е поставлю — лежит.
Гыгыгы,сэр,вы меня повеселили!
Что у вас там за гонки в Воронеже,что вы на EZ гоняете?И каким макаром он у тебя вдруг стал крутиться до 7200?
- 0
- Наверх
#13 Alexmen

- Пол: Мужской
- Город: Санкт-Петербург, то здесь, то там:)
- Интересы: Сальса, мой GII
- 0
- Наверх
#14 DJ_Alexx
Самый неадекватный модер


- Пол: Мужской
- Город: Msk,Жулебино
И каким макаром он у тебя вдруг стал крутиться до 7200?
Лично я крутил Морквомотор где-то до 8000.
1.6 карб если чо.
- 0
- Наверх
#15 KisMan

- Пол: Мужской
- Город: Воронеж
- 0
- Наверх
#16 KisMan

- Пол: Мужской
- Город: Воронеж
- 0
- Наверх
#17 Nekto

- Пол: Мужской
- Город: Санкт-Петербург, Юго-Запад
- Интересы: Резьба по моржовому клыку 🙂
- 0
- Наверх
#18 DJ_Alexx
Самый неадекватный модер


- Пол: Мужской
- Город: Msk,Жулебино
Хорошо и бодро до 5500, а затем тупо. Ну, завтра повешу.
- 0
- Наверх
#19 insane
летящий в облаках

- Пол: Мужской
- Город: Казань
- Интересы: Дом, семья, работа 🙂
1,3 МН слабоват всётки.. до 140 конешно разогнаца можно. но чёта не хватает. МощЩщи наверно!)
а мне бегунок продали который больше 6000 крутица не даёт — отключает зажигание.
- 0
- Наверх
#20 Nekto

- Пол: Мужской
- Город: Санкт-Петербург, Юго-Запад
- Интересы: Резьба по моржовому клыку 🙂
1,3 МН слабоват всётки.. до 140 конешно разогнаца можно. но чёта не хватает. МощЩщи наверно!)
а мне бегунок продали который больше 6000 крутица не даёт — отключает зажигание.
Лучшие производители насосов ГУР
Среди лучших производителей выделяют 5 компаний, чья продукция отличается надежностью и качеством. Каждый насос ГУР обладает индивидуальным набором качеств, на которые указывают автовладельцы и мастера центров обслуживания.
Описание. Японская компания JTec специализируется на поставках деталей на вторичный рынок для японского и европейского автопрома.
Одним из направлений считают насосы, которые отличаются схожими качествами с оригинальными запчастями. При изготовлении применяются международные стандарты, которые в совокупности с инновационными технологиями позволяют получать качественную и долговечную продукцию. Особенностью считают применение высокопрочных материалов, а также специального состава резины, который устойчив к воздействию агрессивных веществ и отрицательных факторов окружающей среды.
Комплектация. Комплектация зависит от модели насоса. Ряд серий поставляется вместе с патрубками, уплотнителями и всеми крепежными элементами, но большинство вариантов на отечественном рынке не имеют комплектующих, то есть их приходится докупать самостоятельно.
Срок службы. Гарантия по срокам варьируется от 6 месяцев до года в зависимости от серии. Это связано с тем, что часть производственных мощностей расположено в других странах. Реальная длительность работы может превысить 3 года при бережном отношении и соблюдении правил эксплуатации.
- Большой выбор моделей насосов, которые подходят японским и европейским маркам авто.
- Качественное исполнение и отсутствие дефектов.
- Приемлемая стоимость по сравнению с конкурентами.
- Увеличенная износостойкость материалов.
- Устройства изготовленные не в Японии отличаются ухудшенными характеристиками.
- Требователен к качеству масла и обслуживанию.
- В некоторых моделях выемка для шланга слишком мала, что требует установки новых комплектующих. Такой случай характерен для ряда моделей японских авто.
Описание. Элементы ГУР, в том числе насосы, считаются родными для немецких автомобилей. Сборка и производство запчастей осуществляется более чем в двух десятках стран. Вся продукция имеет международные сертификаты качества и входит в число наиболее качественных запчастей для вторичного рынка. Насосы отличаются усиленной конструкцией и изготовлением из прочных материалов.
Комплектация. Комплектация включает в себя кронштейн, патрубок и уплотнители. Часть моделей насосов, в частности для немецких машин может поставляться со всеми расходниками и крепежами, что облегчает установку.
Срок службы. Гарантия на продукцию сохраняется в течение 1 года, но длительность эксплуатации может достигать 3 лет при соблюдении правил и использовании рекомендованного масла.
- Хорошая комплектация.
- Возможность подобрать запчасти для любой марки машины, а также аналогичность деталям, которые поставляются на конвейерную сборку.
- Низкий уровень шума.
- Хороший уровень износоустойчивости, что приводит к долгому периоду работы. Пробег может достигать 300000 км.
- Улучшение управляемости.
- Повышенная стоимость.
- Встречается большое количество подделок, поэтому требуется проверять штрихкоды и маркировку. Оригинальные запчасти отличаются наличием даты изготовления на корпусе и заводскими заглушками, которые закупоривают все отверстия.
Stellox
Описание. Преимуществом считают небольшие цены и большой ассортимент продукции, что дает возможность подобрать насос для машин любого производителя.
Отличием насосов считают соблюдение международных стандартов по качеству продукции. Запчасти изготавливаются по аналогии с оригинальными деталями, которые устанавливаются при конвейерной сборке, но отличаются менее дорогостоящими материалами и меньшей длительностью эксплуатации.
Комплектация. Комплектация зависит от серии и страны производителя. Более дорогие варианты насосов поставляются в комплекте со всеми крепежами, шкивом и дополнительными элементами, включая патрубки. Более дешевые модели поставляются только в виде насоса.
Срок службы. Производитель устанавливает гарантию на насосы в пределах 1 года, но длительность работы может достигать 3 лет.
- Большой ассортимент и низкие цены.
- Хорошее качество и наличие сертифицированной продукции.
- Аналог более дорогим брендам.
- Простой монтаж.
- Уменьшенный ресурс по сравнению с более дорогими брендами.
- Увеличенный шум.
- Много подделок.
Описание. Японский бренд KYB осуществляет производство различных автозапчастей для известных марок машин, среди которых японские и немецкие модели. Выпуск насосов проводится с учетом всех требований к качеству и долговечности запчастей.
При производстве используют качественные материалы, которые дают значительно увеличить сроки эксплуатации. Отличием запчастей считают сходство с оригиналами, так как компания поставляет запчасти на конвейер.
Комплектация. В комплект входят крепежи, шкиф, а также расходники. Но в этом случае требуется покупать насос из оригинальной серии.
Срок службы. Гарантия выдается на 12 месяцев. Срок реальной эксплуатации без дефектов и потери производительности превышает 5 лет.
- Технологичность в сочетании с высококачественными материалами, что уменьшает количество брака.
- При правильном подборе и монтаже, а также при отсутствии нарушений в эксплуатации длительность работы превышает 5 лет.
- Запчасти родные для части японского и немецкого автопрома.
- Требуется правильный выбор модели насоса, а также профессиональная установка, так как в противоположном случае будет увеличена шумность работы.
Patron
Описание. Среди продукции, которая поставляется на отечественный и зарубежный рынок, выделяют насосы. Они отличаются применением современных материалов и небольшой стоимостью при хорошем качестве. Производство запчастей и различных элементов для ГУР осуществляется в нескольких странах, в том числе в Китае, но все производственные линии обладают современными технологиями, что уменьшает количество брака и возможность дефектов насоса.
Комплектация. Комплектация включает в себя крепежи, шкиф, расходники.
Срок службы. Гарантированный срок работы равен 1 году. Длительность работы при соответствующем обслуживании варьируется от 5 до 10 лет.
- Большой выбор запчастей, которые аналогичны оригиналам, но имеют меньшую стоимость.
- Ремонтопригодность.
- Имеет меньший уровень шума, чем большинство дешевых насосов.
- Отсутствует система натяжения ремня.
- Требуется использовать только рекомендованное масло, так как в противоположном случае возможны протечки и дефекты в работе.
Какой ракетный двигатель самый лучший?
Ракетные двигатели — одна из вершин технического прогресса. Работающие на пределе материалы, сотни атмосфер, тысячи градусов и сотни тонн тяги — это не может не восхищать. Но разных двигателей много, какие же из них самые лучшие? Чьи инженеры поднимутся на пьедестал почета? Пришло, наконец, время со всей прямотой ответить на этот вопрос.
К сожалению, по внешнему виду двигателя нельзя сказать, насколько он замечательный. Приходится закапываться в скучные цифры характеристик каждого двигателя. Но их много, какую выбрать?
Мощнее
Ну, наверное, чем мощнее двигатель, тем он лучше? Больше ракета, больше грузоподъемность, быстрее начинает двигаться освоение космоса, разве не так? Но если мы посмотрим на лидера в этой области, нас ждет некоторое разочарование. Самая большая тяга из всех двигателей, 1400 тонн, у бокового ускорителя Спейс Шаттла.
Несмотря на всю мощь, твердотопливные ускорители сложно назвать символом технического прогресса, потому что конструктивно они являются всего лишь стальным (или композитным, но это неважно) цилиндром с топливом. Во-вторых, эти ускорители вымерли вместе с шаттлами в 2011 году, что подрывает впечатление их успешности. Да, те, кто следят за новостями о новой американской сверхтяжелой ракете SLS скажут мне, что для нее разрабатываются новые твердотопливные ускорители, тяга которых составит уже 1600 тонн, но, во-первых, полетит эта ракета еще не скоро, не раньше конца 2018 года. А во-вторых, концепция «возьмем больше сегментов с топливом, чтобы тяга была еще больше» является экстенсивным путем развития, при желании, можно поставить еще больше сегментов и получить еще большую тягу, предел тут пока не достигнут, и незаметно, чтобы этот путь вел к техническому совершенству.
Второе место по тяге держит отечественный жидкостной двигатель РД-171М — 793 тонны.
Четыре камеры сгорания — это один двигатель. И человек для масштаба
Казалось бы — вот он, наш герой. Но, если это лучший двигатель, где его успех? Ладно, ракета «Энергия» погибла под обломками развалившегося Советского Союза, а «Зенит» прикончила политика отношений России и Украины. Но почему США покупают у нас не этот замечательный двигатель, а вдвое меньший РД-180? Почему РД-180, начинавшийся как «половинка» РД-170, сейчас выдает больше, чем половину тяги РД-170 — целых 416 тонн? Странно. Непонятно.
Третье и четвертое места по тяге занимают двигатели с ракет, которые больше не летают. Твердотопливному UA1207 (714 тонн), стоявшему на Титане IV, и звезде лунной программы двигателю F-1 (679 тонн) почему-то не помогли дожить до сегодняшнего дня выдающиеся показатели по мощности. Может быть, какой-нибудь другой параметр важнее?
Эффективнее
Какой показатель определяет эффективность двигателя? Если ракетный двигатель сжигает топливо, чтобы разгонять ракету, то, чем эффективнее он это делает, тем меньше топлива нам нужно потратить для того, чтобы долететь до орбиты/Луны/Марса/Альфы Центавра. В баллистике для оценки такой эффективности есть специальный параметр — удельный импульс.
Удельный импульс показывает, сколько секунд двигатель может развивать тягу в 1 Ньютон на одном килограмме топлива
Рекордсмены по тяге оказываются, в лучшем случае, в середине списка, если отсортировать его по удельному импульсу, а F-1 с твердотопливными ускорителями оказываются глубоко в хвосте. Казалось бы, вот она, важнейшая характеристика. Но посмотрим на лидеров списка. С показателем 9620 секунд на первом месте располагается малоизвестный электрореактивный двигатель HiPEP
Это не пожар в микроволновке, а настоящий ракетный двигатель. Правда, микроволновка ему все-таки приходится очень отдаленным родственником.
Двигатель HiPEP разрабатывался для закрытого проекта зонда для исследования лун Юпитера, и работы по нему были остановлены в 2005 году. На испытаниях прототип двигателя, как говорит официальный отчет NASA, развил удельный импульс 9620 секунд, потребляя 40 кВт энергии.
Второе и третье места занимают еще не летавшие электрореактивные двигатели VASIMR (5000 секунд) и NEXT (4100 секунд), показавшие свои характеристики на испытательных стендах. А летавшие в космос двигатели (например, серия отечественных двигателей СПД от ОКБ «Факел») имеют показатели до 3000 секунд.
Двигатели серии СПД. Кто сказал «классные колонки с подсветкой»?
Почему же эти двигатели еще не вытеснили все остальные? Ответ прост, если мы посмотрим на другие их параметры. Тяга электрореактивных двигателей измеряется, увы, в граммах, а в атмосфере они вообще не могут работать. Поэтому собрать на таких двигателях сверхэффективную ракету-носитель не получится. А в космосе они требуют киловатты энергии, что не всякие спутники могут себе позволить. Поэтому электрореактивные двигатели используются, в основном, только на межпланетных станциях и геостационарных коммуникационных спутниках.
Ну, хорошо, скажет читатель, отбросим электрореактивные двигатели. Кто будет рекордсменом по удельному импульсу среди химических двигателей?
С показателем 462 секунды в лидерах среди химических двигателей окажутся отечественный КВД1 и американский RL-10. И если КВД1 летал всего шесть раз в составе индийской ракеты GSLV, то RL-10 — успешный и уважаемый двигатель для верхних ступеней и разгонных блоков, прекрасно работающий уже много лет. В теории, можно собрать ракету-носитель целиком из таких двигателей, но тяга одного двигателя в 11 тонн означает, что на первую и вторую ступень их придется ставить десятками, и желающих так делать нет.
Можно ли совместить большую тягу и высокий удельный импульс? Химические двигатели уперлись в законы нашего мира (ну не горит водород с кислородом с удельным импульсом больше
460, физика запрещает). Были проекты атомных двигателей (раз, два), но дальше проектов это пока не ушло. Но, в целом, если человечество сможет скрестить высокую тягу с высоким удельным импульсом, это сделает космос доступней. Есть ли еще показатели, по которым можно оценить двигатель?
Напряженней
Ракетный двигатель выбрасывает массу (продукты сгорания или рабочее тело), создавая тягу. Чем больше давление давление в камере сгорания, тем больше тяга и, главным образом в атмосфере, удельный импульс. Двигатель с более высоким давлением в камере сгорания будет эффективнее двигателя с низким давлением на том же топливе. И если мы отсортируем список двигателей по давлению в камере сгорания, то пьедестал будет оккупирован Россией/СССР — в нашей конструкторской школе всячески старались делать эффективные двигатели с высокими параметрами. Первые три места занимает семейство кислородно-керосиновых двигателей на базе РД-170: РД-191 (259 атм), РД-180 (258 атм), РД-171М (246 атм).
Камера сгорания РД-180 в музее. Обратите внимание на количество шпилек, удерживающих крышку камеры сгорания, и расстояние между ними. Хорошо видно, как тяжело удержать стремящиеся сорвать крышку 258 атмосфер давления
Четвертое место у советского РД-0120 (216 атм), который держит первенство среди водородно-кислородных двигателей и летал два раза на РН «Энергия». Пятое место тоже у нашего двигателя — РД-264 на топливной паре несимметричный диметилгидразин/азотный тетраоксид на РН «Днепр» работает с давлением в 207 атм. И только на шестом месте будет американский двигатель Спейс Шаттла RS-25 с двумястами тремя атмосферами.
Надежней
Каким бы ни был многообещающим по характеристикам двигатель, если он взрывается через раз, пользы от него немного. Сравнительно недавно, например, компания Orbital была вынуждена отказаться от использования хранившихся десятилетиями двигателей НК-33 с очень высокими характеристиками, потому что авария на испытательном стенде и феерический по красоте ночной взрыв двигателя на РН Antares поставили под сомнение целесообразность использования этих двигателей дальше. Теперь Antares будут пересаживать на российский же РД-181.
Большая фотография по ссылке
Верно и обратное — двигатель, который не отличается выдающимися значениями тяги или удельного импульса, но надежен, будет популярен. Чем длиннее история использования двигателя, тем больше статистика, и тем больше багов в нем успели отловить на уже случившихся авариях. Двигатели РД-107/108, стоящие на «Союзе», ведут свою родословную от тех самых двигателей, которые запускали первый спутник и Гагарина, и, несмотря на модернизации, имеют достаточно невысокие на сегодняшний день параметры. Но высочайшая надежность во многом окупает это.
Доступней
Двигатель, который ты не можешь построить или купить, не имеет для тебя никакой ценности. Этот параметр не выразить в числах, но он не становится от этого менее важным. Частные компании часто не могут купить готовые двигатели задорого, и вынуждены делать свои, пусть и попроще. Несмотря на то, что те не блещут характеристиками, это лучшие двигатели для их разработчиков. Например, давление в камере сгорания двигателя Merlin-1D компании SpaceX составляет всего 95 атмосфер, рубеж, который инженеры СССР перешли в 1960-х, а США — в 1980-х. Но Маск может делать эти двигатели на своих производственных мощностях и получать по себестоимости в нужных количествах, десятками в год, и это круто.
Двигатель Merlin-1D. Выхлоп из газогенератора как на «Атласах» шестьдесят лет назад, зато доступно
Раз уж зашла речь о спейсэксовских «Мерлинах», нельзя не упомянуть характеристику, которую всячески форсили пиарщики и фанаты SpaceX — тяговооруженность. Тяговооруженность (она же удельная тяга или TWR) — это отношение тяги двигателя к его весу. По этому параметру двигатели Merlin с большим отрывом впереди, у них он выше 150. На сайте SpaceX пишут, что это делает двигатель «самым эффективным из всех когда-либо построенных», и эта информация разносится пиарщиками и фанатами по другим ресурсам. В английской Википедии даже шла тихая война, когда этот параметр запихивался, куда только можно, что привело к тому, что в таблице сравнения двигателей этот столбец вообще убрали. Увы, в таком заявлении гораздо больше пиара, нежели правды. В чистом виде тяговооруженность двигателя можно получить только на стенде, а при старте настоящей ракеты двигатели будут составлять меньше процента от ее массы, и разница в массе двигателей ни на что не повлияет. Несмотря на то, что двигатель с высоким TWR будет более технологичным, чем с низким, это скорее мера технической простоты и ненапряженности двигателя. Например, по параметру тяговооруженности двигатель F-1 (94) превосходит РД-180 (78), но по удельному импульсу и давлению в камере сгорания F-1 будет заметно уступать. И возносить тяговооруженность на пьедестал как самую важную для ракетного двигателя характеристику, по меньшей мере наивно.
Этот параметр во многом связан с доступностью. Если вы делаете двигатель сами, то себестоимость вполне можно подсчитать. Если же покупаете, то этот параметр будет указан явно. К сожалению, по этому параметру не построить красивую таблицу, потому что себестоимость известна только производителям, а стоимость продажи двигателя тоже публикуется далеко не всегда. Также на цену влияет время, если в 2009 году РД-180 оценивался в $9 млн, то сейчас его оценивают в $11-15 млн.
Вывод
Самый лучший ракетный двигатель — это такой двигатель, который вы можете произвести/купить, при этом он будет обладать тягой в требуемом вам диапазоне (не слишком большой или маленькой) и будет эффективным настолько(удельный импульс, давление в камере сгорания), что его цена не станет неподъемной для вас.
Скучно? Зато ближе всего к истине.
И, в заключение, небольшой хит-парад двигателей, которые лично я считаю лучшими:
Семейство РД-170/180/190. Если вы из России или можете купить российские двигатели и вам нужны мощные двигатели на первую ступень, то отличным вариантом будет семейство РД-170/180/190. Эффективные, с высокими характеристиками и отличной статистикой надежности, эти двигатели находятся на острие технологического прогресса.
Be-3 и RocketMotorTwo. Двигатели частных компаний, занимающихся суборбитальным туризмом, будут в космосе всего несколько минут, но это не мешает восхищаться красотой использованных технических решений. Водородный двигатель BE-3, перезапускаемый и дросселируемый в широком диапазоне, с тягой до 50 тонн и оригинальной схемой с открытым фазовым переходом, разработанный сравнительно небольшой командой — это круто. Что же касается RocketMotorTwo, то при всем скептицизме по отношению к Брэнсону и SpaceShipTwo, я не могу не восхищаться красотой и простотой схемы гибридного двигателя с твердым топливом и газообразным окислителем.
F-1 и J-2 В 1960-х это были самые мощные двигатели в своих классах. Да и нельзя не любить двигатели, подарившие нам такую красоту:
РД-107/108. Парадоксально? Невысокие параметры? Всего 90 тонн тяги? 60 атмосфер в камере? Привод турбонасоса от перекиси водорода, что устарело лет на 70? Это все неважно, если двигатель имеет высочайшую надежность, а по стоимости приближается к «большому глупому носителю». Да, конечно, когда-нибудь и его время пройдет, но эти двигатели будут жить еще лет десять минимум, и, похоже, поставят рекорд по долголетию. Не получится найти более успешный двигатель с более славной историей.
Использованные источники
- Материал во многом базируется на вот этой сводной таблице из английской вики, там стараются на каждую цифру дать ссылку и держать материал актуальным.
- Полная картинка КДПВ с копирайтами, которые пришлось отрезать при кадрировании — тут.
Geely Coolray обзор минусов
- Кузова автомобилей, поступающих непосредственно из Китая, традиционно сделаны из неоцинкованного металла. Они не считают нужным внедрять у себя этот подход. К примеру, Джили Атлас белорусской сборки оцинкован. Беларусы, зная местный климат, просят разрешить у них сборку на конвейере по полному циклу Geely CoolRay. И в этом случае настаивают на использовании оцинкованного металла. Сейчас там пока налажена только крупноузловая сборка из машинокомплектов, приходящих готовыми из Китая.
- Задняя подвеска. Там не комфортная и длинноходовая многорычажка как у Джили Атлас. А обычная балка с короткими ходами, чтобы уложиться в привлекательную для покупателей цену. Соответственно на лежачих полицейских надо быть аккуратнее. Не штурмовать их с ходу, а притормаживать, и про езду по ямам лучше не думать. Возможно, её ещё заменят на будущих итерациях модели. Но это несущественный минус при езде по асфальтным дорогам.
- Передний бампер. Он не то чтобы низкий, но его форма такова, что можно им зацепитья за высокие бордюры. Имеет выступающие формы. Надо быть аккуратнее, иначе можно оторвать нижнюю юбку черного цвета.
- Управление климат-контролем на центральном дисплее обозначено как двухзонное. Но по факту он, говорят что однозонный.
- Остальное из разряда мелочей. Которые с учетом цены можно не замечать. Один USB-порт на заднем ряду. Один дефлектор по центру на двоих. Все камеры обзора по кругу без омывателей. Будут грязниться и их иногда надо будет протирать и т.п.
Характеристики от производителя в двух комплектациях можно посмотреть на официальном сайте Джили.