Чем испытать высоковольтный двигатель
Проверку изоляции производят разными способами.
Испытание изоляции мегомметром
Измерение сопротивления производится механическим или электронным мегомметром.
Важно! Проверка изоляции двигателей до 380В выполняется прибором напряжением 500 вольт, а от 0,4 до 1 кВ аппаратом 1000В.
Перед проверкой сопротивления изоляции производится осмотр электромашины на отсутствие повреждений корпуса. Мокрый электродвигатель перед испытанием необходимо просушить. Все обмотки желательно отключить друг от друга для проверки изоляции между ними.
Порядок измерения сопротивления изоляции:
- подключить вывода или установить переключатель в положение «мегаомы»;
- проверить мегомметр замыканием концов между собой и проведением кратковременного измерения;
- результат должен быть около «0»;
- присоединить один из проводов к испытуемой катушке, а другой к очищенному от краски месту корпуса или другой обмотке;
- в течении 15-60 секунд вращать ручку прибора с частотой 120 оборотов в минуту;
- не прекращая вращения рукоятки проверить показания прибора.
Обмотка и корпус или две обмотки с изоляцией между ними представляют собой конденсатор. При измерении этот конденсатор заряжается до напряжения мегомметра — 500 или 1000 вольт. Поэтому клеммы электромашины и вывода прибора после проверки необходимо закоротить между собой.
Проверка межвитковой изоляции обмоток
Этот вид испытаний проводится для проверки изоляции между витками катушек асинхронных электромашин.
Для этого после разгона двигатель с короткозамкнутым ротором, вращающийся на холостом ходу, подключается на повышенное напряжение. Это напряжение на 30% выше номинального, а время работы в таких условиях — 3 минуты. Включение машины производится через амперметры, установленные на каждой фазе. После испытаний напряжение уменьшается до номинального и аппарат выключается.
Важно! Повышение и понижение напряжения производится плавно, при помощи регулируемого автотрансформатора или электронного блока питания.
При появлении шума, стуков, дыма или «плавающих» показаний амперметров, электродвигатель отключается и отправляется на ремонт.
Испытания электромашины с фазным ротором проводятся в заторможенном состоянии при отключенном роторе.
Испытание изоляции повышенным напряжением переменного тока
Такая проверка проводится при помощи трансформатора, имеющего плавную регулировку напряжения со стороны вторичной обмотки. В схеме испытательного прибора также предусматривается автоматический выключатель с величиной уставки максимальной защиты, достаточной для отключения установки в аварийных ситуациях. Вторичная обмотка подключается к обмоткам электромашины и корпусу.
Продолжительность испытаний составляет 1 минута при проверке изоляции между обмотками и корпусом и 5 минут при испытании изоляции между обмотками. Для проведения межобмоточной проверки напряжение подаётся на одну из обмоток, а остальные присоединяются к корпусу.
Напряжение поднимается и опускается плавно, в течение 10 секунд со значения 50%Uном до 200%Uном.
Проверка электродвигателя внешним осмотром
Полноценный осмотр
можно провести только после разборки электродвигателя, но сразу не спешите разбирать.
Все работы выполняются только после отключения
электропитания, проверки его отсутствия на электродвигателе и принятия мер по предотвращению его самопроизвольного или ошибочного включения. Если устройство включается в розетку, тогда просто достаточно достать вилку из нее.
Если в схеме есть конденсаторы
, тогда их выводы необходимо разрядить.
Проверьте перед началом разборки:
- Люфт в подшипниках.
Как проверить и заменить подшипники читайте в . - Проверьте покрытие краски
на корпусе. Выгоревшая или отлущиваяся местами краска свидетельствует о нагревании двигателя в этих местах. Особенно обратите внимание на места расположения подшипников. - Проверьте лапы
крепления электродвигателя и вал вместе его соединения с механизмом. Трещины или отломанные лапы необходимо приварить.
, у мотора от старой стиральной машины есть три вывода. Самое большое сопротивление будет между двумя точками, включающей в себя 2 обмотки, например 50 Ом. Если взять оставшейся третий конец, то это и будет общий конец. Если замерить между ним и 2 концом пусковой обмотки- получите величину около 30-35 Ом, а если между ним и 2 концом рабочей- около 15 Ом.
В двигателях на 380 Вольт,
подключенных по схеме необходимо будет разобрать схему и прозвонить отдельно каждую из трех обмоток. У них сопротивление должно быть одинаковым от 2 до 15 Ом с отклонениями не более 5 процентов.
Обязательно необходимо прозвонить
все обмотки между собой и на корпус. Если сопротивление не велико до бесконечности, значит есть пробой обмоток между собой или на корпус. Такие двигатели необходимо сдать в перемотку обмоток.
Как проверить сопротивление изоляции обмоток электродвигателя
К сожалению, мультиметром не проверить
величину сопротивления изоляции обмоток электромотора для этого необходим мегомметр на 1000 Вольт с отдельным источником питания. Прибор дорогой, но он есть у каждого электрика на работе, которому приходится подключать или ремонтировать электродвигатели.
При измерении
один провод от мегомметра присоединяют к корпусу в неокрашенном месте, а второй по очереди к каждому выводу обмотки. После этого измерьте сопротивление изоляции между всеми обмотками. При величине менее 0.5 Мегома- двигатель необходимо просушить.
Будьте внимательны
, во избежание поражения электрическим током не прикасайтесь к измерительным зажимам во время проведения измерений.
Все измерения проводятся
только на обесточенном оборудовании и по продолжительности не менее 2-3 минут.
Как найти межвитковое замыкание
Наиболее сложным является поиск межвиткового замыкания
, при котором замыкается между собой лишь часть витков одной обмотки. Не всегда выявляется при внешнем осмотре, поэтому для этих целей применяется для двигателей на 380 Вольт- измеритель индуктивности. У всех трех обмоток должно быть одинаковое значение. При межвитковом замыкании у поврежденной обмотки индуктивность будет минимальной.
Когда Я был на практике 16 лет назад на заводе, электрики для поиска межвитковых замыканий у асинхронного мотора мощностью 10 Киловатт использовали шарик из подшипника диаметром около 10 миллиметров. Они вынимали ротор и подключали 3 фазы через 3 понижающих трансформатора на обмотки статора. Если все в порядке шарик движется по кругу статора, а при наличии межвиткового замыкания он примагничивается к месту его возникновения. Проверка должна быть
кратковременной и будьте аккуратны шарик может вылететь!
Я уже давно работаю электриком и проверяю на межвитковое замыкание, если только двигатель на 380 В начинает сильно греться после 15-30 минут работы. Но перед разборкой, на включенном моторе проверяю величину потребляемого им тока на всех трех фазах. Она должна быть одинаковой с небольшой поправкой на погрешности измерений.
Модификации электродвигателей друг с другом различаются, равно как и их дефекты. Не каждая неисправность может быть диагностирована с помощью тестера, но в большинстве случаев – вполне возможно.
Ремонт начинают со зрительного осмотра: есть ли повреждённые части, не залит ли водой электродвигатель, не появился ли запах горелой изоляции и так далее. Обмотка в асинхронном двигателе может сгореть из-за короткого замыкания между двумя соседними витками. Агрегат перегревается из-за перегрузок, возникновения больших токов.
Нередко обгоревшие обмотки видны при визуальном осмотре, и в этом случае любые измерения будут лишними. Когда никаких шансов на исправление нет, нужно удалить и заменить обмотки на новые. Иногда требуется более тщательно проверить электродвигатель.
Для начала необходимо изучить конфигурацию двигателя, например, какие обмотки используются. Все вращающиеся машины имеют две части: статор и ротор.
В электродвигателях постоянного тока имеются:
- обмотка возбуждения, имеющая важное значение для производства магнитного поля. Она позволяет преобразовать энергию из механической в электрическую и наоборот;
- обмотка якоря, несущая нагрузку току и регулирующая переменный ток для уменьшения вихревых потерь.
Двигатель переменного тока, обычно состоит из двух частей:
- статора, имеющего катушку для создания вращающегося магнитного поля;
- ротора, прикрепленного к выходному валу и предназначенного для производства второго вращающегося магнитного поля.
Испытание машин постоянного тока
Согласно требованиям СНиП, ПУЭ все электрические машины перед вводом в эксплуатацию должны пройти проверку на соответствие техническим условиям. Объем работ отличается в зависимости от характеристик оборудования: мощности, напряжения, состояния и назначения. Крупные машины испытываются в два этапа.
Во время испытания измеряется сопротивление изоляции обмоток, сопротивление обмоток постоянному току, обмотки испытываются повышенным напряжением промышленной частоты, проверяются системы охлаждения и смазки.
Обмотки проверяются на отсутствие обрыва, щетки на нейтрали и правильность чередования полюсов, измеряются воздушные зазоры.
Определение возможности включения без сушки машин постоянного тока
Возможность включения машины без сушки производится в соответствии с указаниями завода-изготовителя.
Измерение сопротивления изоляции
При измерении сопротивления мегаомметром значения должны соответствовать нормам и должны быть не менее 1 МОмкВ, но не менее 0,5 МОмкВ. Проверяется сопротивление изоляции каждой обмотки по отношению к заземленному корпусу и между отдельными обмотками.
Сопротивление изоляции бандажей
Измерение производится относительно корпуса и удерживаемых ими обмоток. Измеренное значение сопротивления изоляции должно быть не менее 0,5 Мом.
Испытание изоляции повышенным напряжением промышленной частоты
В соответствии с ПУЭ измерение сопротивления обмоток статора и ротора постоянному току у электродвигателей переменного тока производят в машинах на напряжение 2 кВ и выше и в машинах 300 кВт и более на все напряжения. В электродвигателях переменного тока мощностью 300 кВт и более проверяют сопротивление обмоток статора и ротора. У машин постоянного тока мощностью 200 кВт и возбудителях синхронных генераторов и компенсаторов проверяют сопротивление обмотки возбуждения и обмотки якоря. Измерения выполняют одинарным или двойным мостом постоянного тока или методом амперметра — вольтметра.
Измерение сопротивления постоянному току:
- обмоток возбуждения. Значения сопротивления постоянному току по отдельным фазам не должны отличаться друг от друга и заводских данных более чем на ±2 %, а по отдельным параллельным ветвям — более чем на 5 %. Испытание обмоток повышенным напряжением промышленной частоты производят для проверки электрической прочности изоляции и приведены в ПУЭ.
- обмотки якоря. Сопротивления должны отличаться не более чем на 10% за исключением случаев, когда колебания обусловлены схемой соединения обмоток;
- реостатов и пускорегулировочных резисторов. Измеряется общее сопротивление, проверяется целость отпаек. Допускается отличие от данных завода-изготовителя не более чем на 10%.
Проверке подвергаются машины собранные и просушенные на месте установки, находящиеся в неподвижном положении в отключенном состоянии. Перед испытанием проверяют сопротивление изоляции, уточняя коэффициент абсорбции. Затем машину очищают и продувают сухим и чистым сжатым воздухом.
Когда испытания повышенным напряжением закончены обмотку следует разрядить, соединив ее с корпусом машины, и проверить сопротивление мегаомметром.
Машина проходит испытание, если за 1 минуту не произойдет пробоя или частичного нарушения изоляции. Результаты испытаний и измерений машин перед пуском оформляют, согласно СНиП, соответствующими протоколами и актами.
Снятие характеристики холостого хода и испытание витковой изоляции
Подъем напряжения производится:
- для генераторов постоянного тока до 130% номинального напряжения;
- для возбудителей — до наибольшего (потолочного) или установленного заводом-изготовителем напряжения.
Напряжение между соседними коллекторными пластинами должно быть не выше 24 В. Продолжительность испытания — 3 мин. Допускается отклонение в пределах погрешности.
Снятие нагрузочной характеристики
Производится для возбудителей при нагрузке до значения не ниже номинального тока возбуждения генератора. Отклонение от заводской характеристики не нормируется.
Измерение воздушных зазоров между полюсами
Машины мощностью 200 кВт и более могут иметь зазор не более 10% среднего размера зазора, при измерении диаметрально противоположных точках. Не более 5% для возбудителей турбогенераторов.
Испытание на холостом ходу и под нагрузкой
Определяется предел регулирования частоты вращения или напряжения, который должен соответствовать заводским и проектным данным.
Для испытания отдельных узлов электрических машин тепловозов в процессе ремонта дифференцированные нормы не разработаны. Приложением к правилам текущего ремонта предусматривается испытание собранных электрических машин при выпуске из подъёмочного и заводского ремонта.
Ниже приводятся нормы, рекомендуемые при ремонте узлов тяговых электродвигателей в условиях ремонтных заводов, мастерских и крупных депо.
Испытания узлов тяговых электродвигателей в процессе ремонта
Якорь. После окончательного изолирования каждую секцию якоря испытывают на электрическую прочность переменным током напряжением 1 000 в в течение 2-3 сек.
Из каждого комплекта готовых секций две секции должны быть испытаны на пробой изоляции от корпуса, причём минимальное напряжение, при котором происходит пробой изоляции, должно быть не ниже 6 300 в. Для испытания применяют трансформаторы — в первом случае на напряжение до 1 500 в и во втором — до 8 000 в.
Схема трансформаторной установки для испытания секций на электрическую прочность и на пробой приведена на фиг. 266. Обмотка низкого напряжения трансформатора 8 включается в сеть рубильником 5. Регулирование напряжения, необходимого для испытания, осуществляется потенциал-регулятором 3. Напряжение измеряется вольтметрами 7 и 9, а ток — амперметром 6. Для оповещения обслуживающего персонала о подаче тока служит лампа 2. Испытуемое изделие укладывают в изолированное помещение, снабжённое дверным контактом 4, который разъединяется при открывании двери.
Фиг. 266. Схема установки для испытания на пробой: 1 — катушка магнитного выключателя; 2 — сигнальная лампа; 3 — потенциал-регулятор; 4 — дверной контакт; 5 -рубильник; 6 — амперметр; 7 и 9 — вольтметры; 8 — трансформатор; 10 — щупы
После ремонта якоря с полной заменой изоляции между пластинами коллектор до запрессовки испытывают переменным током напряжением 450 в в течение 10-15 сек. После сборки и напрессовки коллектор испытывают на электрическую прочность изоляции от корпуса. Если у напрессовываемого коллектора изоляцию заменяли полностью, то испытание производится переменным током напряжением 5 000 в в течение 1 мин. Испытание на электрическую прочность изоляции начинают с напряжения, равного 1 /3 испытательного. Затем его постепенно увеличивают до полного, причём повышение напряжения с половинного значения до полного продолжается не менее 10 сек. По истечении 1 мин напряжение снижают до 1 /3 и ток выключают.
Если при ремонте коллектора изоляцию меняли частично или совсем не меняли, то испытательное напряжение принимают равным 3 500 в. Продолжительность испытания также 1 мин.
Перед укладкой обмоток якоря проверяют, нет ли замыкания между коллекторными пластинами.
После укладки уравнительных соединений в шлицы коллекторных пластин их изоляцию испытывают на электрическую прочность напряжением 2 600 в в течение 1 мин. Уравнительные соединения между витками проверяют при помощи лампочки напряжением 220 в.
Изоляцию якоря после укладки секций в пазы и наложения временных бандажей испытывают переменным током напряжением 2 600 в в течение 1 мин.
После пайки петушков проверяют ее качество, обмотку якоря испытывают на отсутствие межвитковых замыканий.
После второй пропитки и сушки переменным током в течение 1 мин проверяют электрическую прочность изоляции якоря от корпуса. Если якорь перематывали, напряжение переменного тока должно быть 2 600 в, если якорь не перематывали — 1 900 в. После пропитки и сушки изоляции мегомметром измеряют сопротивление, а прибором ПКВ — её влажность.
На фиг. 267 показана схема мегомметра типа М-1101. Измеряемый объект присоединяется к клеммам З и Л. В зависимости от положения переключателя 4 прибор имеет два предела измерения: от 0 до 1 000 ком и от О до 1 000 мгом.
Фиг. 267. Схема мегомметра типа М-1101: 1 — генератор; 2 — подвижная рамка; 3 — неподвижная рамка; 4 — переключатель; Л — клемма ‘линия’; З — клемма ‘земля’
Остов. Перед разборкой остова мегомметром измеряют сопротивление изоляции, катушек в холодном состоянии. Здесь же измеряется омическое сопротивление главных и дополнительных полюсов. У отремонтированных катушек в горячем состоянии при температуре 110-120° проверяют сопротивление изоляции, которое должно быть не ниже 4 мгом, и электрическую прочность относительно корпус при напряжении 1 900 в в течение 1 мин.
Если при ремонте остова катушки главных и дополнительных полюсов снимали с остова и устанавливали заново без ремонта, остов подвергают испытаниям и проверкам.
Щёткодержатель. Изоляцию пальца щёткодержателя при ремонте подвергают испытанию на электрическую прочность. Если изоляцию заменяют полностью, то её испытание производится переменным током напряжением 4 000 в в течение 1 мин; старую изоляцию испытывают под напряжением 3 000 в в течение того же времени.
Испытания электрических машин в сборе после их ремонта
Проверка на холостом ходу. В депо, на заводах и в мастерских электрические машины перед стендовыми испытаниями подвергают проверке на холостом ходу. Во время испытаний определяют правильность сборки, степень нагрева подшипников и качество притирки щёток.
Тяговые электродвигатели проверяют при напряжении 75-100 в в течение 1 ч, по 30 мин в разные стороны вращения с доведением скорости вращения до 400 об/мин.
Двухмашинный агрегат проверяют при напряжении 70 в. При этом сначала возбудитель работает как электродвигатель в течение 20 мин при скорости вращения 350 об/мин и после этого вспомогательный генератор работает как электродвигатель также в течение 20 мин.
Стендовые испытания тяговых электродвигателей главных генераторов и двухмашинных агрегатов
Тяговый электродвигатель. У всех тяговых электродвигателей, прошедших ремонт с перемоткой якоря или катушек, на стенде измеряют омическое сопротивление обмоток якоря и катушек в холодном состоянии. Кроме того, электродвигатели подвергают испытанию на нагрев часовым режимом с принудительной вентиляцией. В условиях депо допускается производить испытание без подачи вентиляционного воздуха и при открытых люках с соответствующим понижением тока. К испытанию электродвигателей на часовую мощность приступают, когда температура двигателя отличается от температуры окружающего воздуха не более чем на 5°.
Не позднее чем через 2 мин после отключения двигателя измеряют сопротивление обмотки якоря для определения превышения температуры (перегрева).
Превышение температуры определяют по формуле
где θ — превышение температуры обмотки над температурой охлаждающего воздуха в град.;
1 — температура холодной обмотки в начале испытания в град.;
2 — температура нагретой обмотки в конце испытания в град.;
R1 — сопротивление холодной обмотки в начале испытания в ом;
R2 — сопротивление нагретой обмотки в конце испытания в ом;
а — температура охлаждающего воздуха в град.
Превышение температуры должно соответствовать ГОСТ 2582-50.
У тяговых электродвигателей проверяют скоростную характеристику в обоих направлениях вращения. Отклонение действительного числа оборотов от числа оборотов, соответствующего нормальной скоростной характеристике допускается не более ±5%.
Проверка коммутации в нагретом до 75° состоянии производится часовым током; степень искрения по шкале допускается до 1 1 /4 баллов. Второй режим при наибольшем числе оборотов и максимальном напряжении с ослабленным полем в течение 2 мин. Степень искрения допускается не выше 2 баллов.
В нагретом состоянии электродвигатель в течение 2 мин испытывают на максимальную скорость вращения при числе оборотов на 20% выше максимально допустимых и не менее чем на 50% превышающих число оборотов номинального режима.
Сопротивление изоляции обмоток проверяют при температуре 100-120°. Сопротивление должно быть не менее 2 мгом.
Электрическую прочность изоляции проверяют в горячем состоянии,, напряжением 2 600 в в течение 1 мин для двигателей, у которых перематывали якорь.
Если у двигателя, проходившего ремонт, катушки не меняли и якорь не перематывали, то электрическую прочность испытывают напряжением 1 900 в в течение 1 мин.
Главный генератор. У собранного после ремонта главного генератора тепловозов ТЭ1 и ТЭ2 измеряют омическое сопротивление обмотки якоря и катушек полюсов в холодном состоянии, проверяют коммутацию при номинальной скорости вращения и максимальную скорость вращения, измеряют сопротивление и электрическую прочность изоляции в горячем состоянии.
Испытание на нагрев производится в соответствии с правилами ремонта. Температура якоря и полюсов обмоток должна быть не более 110°, коллектора — не более 85° и подшипников — не более 45° (при температуре охлаждающего воздуха 25°).
Проверку коммутации делают на том же режиме, что и испытание на нагрев, причём класс коммутации должен быть не выше 1 1 /4 баллов. Дополнительно коммутацию проверяют при напряжении на коллекторе 910 в (генератор тепловозов ТЭ1 и ТЭ2) и скорости вращения 740 об/мин в течение 5 мин. Класс коммутации должен быть не выше 1 1 /2 балла, что проверяют по наиболее искрящим щёткам.
Испытание на максимальную скорость вращения производится при 880 об/мин в течение 2 мин.
Электрическую прочность изоляции обмоток якоря и дополнительных полюсов при смене обмотки и изоляции проверяют напряжением 3 200 в и обмотку независимого возбуждения — напряжением 1 200 в в течение 1 мин.
Двухмашинный агрегат. Собранный после ремонта двухмашинный агрегат подвергается тем же испытаниям и проверкам, что и главный генератор.
Испытание на нагрев вспомогательного генератора производится при токе 60 а и напряжении на коллекторе 76 в, а испытание возбудителя — при токе 65 а и напряжении 55 в. Общая продолжительность испытаний 3 ч.
Проверка коммутации вспомогательного генератора производится при токе 100 а, напряжении на коллекторе 76 в, при этом класс коммутации должен быть не выше 1 1 /4. Проверка коммутации производится также при наибольшем напряжении 100 в в течение 5 мин, класс коммутации должен быть не выше 2 баллов.
Возбудитель» проверяют на коммутацию при часовом режиме (ток 100 а и напряжение 56 в), при этом класс коммутации должен быть не выше 1-1 1 /4 и при наибольшем напряжении 90 в — не выше 2. Скорость вращения при всех режимах испытания для двухмашинного агрегата как на нагрев, так и на коммутацию 1 776 об/мин. Испытание при повышенной скорости вращения ведётся при 2 100 об/мин в течение 2 мин.
Электрическую прочность обмоток проверяют при напряжении 800 в в течение 1 мин.
Испытание тяговых электродвигателей и генераторов на стенде производится методом возвратной работы по схеме, показанной на фиг. 268. При помощи муфты соединяют валы двух электромашин, из которых одна работает как генератор Г, а вторая — как двигатель Д. Для покрытия магнитных и механических потерь в цепь включают линейный генератор ЛГ, а для покрытия потерь в меди — вольтодобавочную машину БД. Ток и напряжение измеряют амперметрами и вольтметрами.
Фиг. 268. Схема испытательного стенда: Г — тяговый электродвигатель, работающий генератором; Д — тяговый электродвигатель, работающий двигателем; ВД — вольтодобавочная машина; ЛГ — линейный генератор; ДП — дополнительный полюс; ГП — главный полюс; V1 — V3 — вольтметры; АI и АII — амперметры
В табл. 16 приведены данные об омических сопротивлениях электрических машин тепловозов. Отклонение допускается не более чем на ±10%.
Таблица 16
* ( В возбудителе ВТ 275/120, кроме указанных обмоток, имеются: обмотка регулировочная с сопротивлением 0,35 ом и обмотка ограничения тока 0,46 ом.)
** ( В числителе — сопротивление шунтовой обмотки, в знаменателе — независимой обмотки.)
Испытание обмоток якоря на межвитковое замыкание, проверка качества пайки концов обмотки к коллекторным пластинам и исправности уравнительных соединений производятся методом милливольтметра (падения напряжения) (фиг. 269).
Фиг. 269. Схема испытания на межвитковое замыкание обмотки и соединения коллекторных пластин методом падения напряжения: 1 — коллектор; 2 — щётка; 3 — скоба; 4 — щуп; 5 — милливольтметр; 6 — сопротивление; 7 — аккумуляторная батарея; 8 — киперная лента
От аккумуляторной батареи 7 ток через сопротивление 6 поступает на щётки 2 к пластинам коллектора. Щётки соединены между собой скобой 3, сделанной из изоляционного материала. К двум смежным пластинам поочерёдно прикладывают щупы 4, соединённые с милливольтметром 5. Если показания милливольтметра отличаются между собой не более чем на 10-12%, то это служит признаком исправности обмотки и отсутствия соединения коллекторных пластин. Если милливольтметр не даёт показаний или отклонение его стрелки очень незначительно, то это служит признаком межвиткового замыкания или замыкания соседних пластин. Для измерения величины тока в цепь включают амперметр А.
Чтобы проверить, нет ли замыкания в уравнительных соединениях, к пластинам, соединённым с уравнительными соединениями, прикладывают щупы.
Межвитковое замыкание снятых с остова катушек проверяют при помощи трансформатора, к первичной обмотке которого подводят напряжение переменного тока. Испытуемую катушку надевают на другой стержень магнитопровода, создавая таким образом вторичную обмотку трансформатора. При наличии межвиткового замыкания ток первичной обмотки больше тока холостого хода.
Высоковольтное испытание электродвигателей
Применяемая типовая методика испытания электродвигателей до 10 кВ включает проверку состояния изоляционного материала обмоток, функциональных узлов двигателя, непосредственное испытание. При проверках изоляционного материала выполняется измерение его сопротивления. Если этот показатель в норме, то выполняется испытание электродвигателей повышенным напряжением (высоковольтное испытание).
Приемо-сдаточные испытания электродвигателей необходимы для подтверждения диэлектрической прочности изолирующих материалов, а также способности выдерживать обмотками повышенное напряжение сети. Испытание электродвигателей переменного и постоянного тока проводят повышенным постоянным, переменным напряжением 50 Гц. На специальном стенде на рабочие обмотки статора плавно подают повышенное напряжение. Измеряют токи в них в течение 1 минуты.
Испытание высоковольтного кабеля 10 кВ
- ВКонтакте
- ok
- YouTube
- Яндекс.Дзен
- TikTok
Во время эксплуатации кабельная линия (КЛ) может быть подвержена различным факторам внешней среды (сдвиг почвы, температурные колебания и прочие воздействия, от которых так или иначе зависят характеристики изоляции), а так же работать в режиме перегрузки. Все это может привести к повреждению изоляции и выходу КЛ из строя. По этой причине важно проводить испытание кабеля 10 кВ повышенным напряжением. Благодаря этой процедуре удастся определить его состояние и своевременно произвести ремонт или замену. Как результат — безотказное функционирование кабельной линии, отсутствие аварий и иных неприятных ситуаций, решение которых требуется больших трат. Но каким напряжением испытывают кабель 10 кВ? Об этом рассмотрим ниже.
Кабель 10 кВ с изоляцией из сшитого полиэтилена: как и чем проводится его проверка?
Проверка кабеля с изоляцией из сшитого полиэтилена на напряжение 6/10 кВ может выполняться 2-мя способами.
Первый способ выполняется переменным напряжением частотой 0,1 Гц в течение 30 минут (после ремонта — 20 минут):
• 30 кВ — напряжение испытание кабеля 10 кВ,
• 18 кВ — кабеля 6 кВ.
Для такой проверки применяется специальное СНЧ оборудование.
Методика испытаний кабеля 6/10 кВ такова:
- Перед началом проведения испытания осматриваются все элементы кабельной линии, туннелей и каналов, в которых она находится. Если соединительные или концевые муфты имеют изъяны, то проверка продолжается только после их устранения. Экраны кабеля заземляются.
- Испытательное напряжение подается на кабель (при помощи таймера контролируется время), и оно неспешно поднимается до требуемого показателя (по киловольтметру СНЧ-оборудования уточняется величина напряжения).
- Величину напряжения и его изменение полярности демонстрирует киловольтметр. Одно значение полярности нередко отличается от другого на пять-десять процентов.
- По завершению установленного времени специальной рукояткой напряжение не спеша уменьшается до нулевого значения.
Второй способ. Испытание кабеля 6/10 кВ осуществляется переменным номинальным напряжением (6 или 10 кВ соответственно) на протяжении 24 часов, приложенным между металлическим экраном и жилой. Действовать нужно так:
- Так же как и в предыдущем способе необходимо произвести осмотр всех элементов линии, и если кабельные муфты имеют изъяны, их требуется ликвидировать.
- При проверке изоляции кабеля прикладывается напряжение к каждой жиле, а экран заземляется.
- Напряжение аккуратно поднимите до предельного значения и поддерживайте его неизменным на протяжении всего времени. Время необходимо рассчитывать, начиная с момента установления предельного значения.
Стоит отметить, что так же производится проверка оболочки кабеля, которая очуществляется раз в 5 лет (если кабель не имеет электрических пробоев при работе). При проведении земляных работ или наблюдении осадков почвы, оползней, размывов выполняется внеочередное испытание. По завершении работ также проводится дополнительная проверка. Для проверки кабеля в таком случае используется постоянный ток и кенотронная установка, например типа КИИ-70. Напряжение от данного прибора прикладывается между металлическим экраном и заземлителем или между броней и заземлителем, в течение 1 минуты, при этом металлический экран и броню после проведения испытания необходимо заземлить. Важно! Пластмассовые оболочки кабелей, проложенных на воздухе, не испытывают.
Для кабеля 6 кВ ток утечки не должен составлять более 200 мкА, для 10 кВ — до 500 мкА.
Кабель 6/10 кВ с пропитанной бумажной изоляцией: как и чем производится его проверка?
Проверка данного вида кабеля реализуется повышенным напряжением выпрямленного тока:
• 60 кВ — величина испытательного напряжения для кабеля 10 кВ
• 36 кВ — для кабеля 6 кВ. В обоих случаях проверка длится 10 минут.
Для проверки используется особый прибор типа АИД-70М. Действовать нужно в такой же последовательности, как и с предыдущим типом кабеля.
Испытание высоковольтного кабеля 10 кВ повышенным напряжением осуществляется в соответствии с рекомендациями завода изготовителя, инструкции и ГОСТа.
Условия и периодичность испытаний кабельных линий 
Кабельные линии, включая кабельные вставки, испытываются:
• перед включением КЛ в эксплуатацию;
• после ремонтов КЛ;
• периодически 1 раз в 5 лет после включения в эксплуатацию.
Испытания защитных пластмассовых оболочек кабелей осуществляются:
• перед включением КЛ в эксплуатацию;
• после ремонтов основной изоляции КЛ;
• в случае проведения раскопок в охранной зоне КЛ и связанного с этим возможного нарушения целостности оболочки;
• периодически 1 раз в 5 лет после включения в эксплуатацию.
Проверка осуществляется со следующей периодичностью:
• Один раз в 5 лет — запасные кабельные линии.
• Один раз в 3 года — главные кабельные линии.
• Один раз в 12 месяцев — запасные и главные линии, которые питают особо важных пользователей.
Теперь вы знаете, как проводится испытание кабеля 10 кВ, поэтому этот процесс не вызовет у вас сложностей. Главное, придерживайтесь действующих норм и соблюдайте технику безопасности.
Нормативная документация
При эксплуатации, проверках и обслуживании электродвигателей руководствоваться можно книгой Н.М. Слоним «Испытания асинхронных двигателей при ремонте», где описаны методики их проведения. Несмотря на 1980 год выпуска, книга содержит актуальную информацию. Методы испытаний асинхронных двигателей изложены в ГОСТ 7217-87, он действующий, актуализация текста проведена 06.04.2015, переиздание было в 2003 году. Помимо этого, в ПУЭ и ПТЭЭП также приведена программа испытаний электрических машин переменного тока.
На этом мы и заканчиваем рассмотрение данной темы. Если остались вопросы или вы просто хотите дополнить материал, пишите в комментариях под статьей!